A- | A | A+ 12pt | №40, 13 октября 2004 года («РИСК информ») |
Дурят нашего брата |
МУЗЕЙ КАК ПАМЯТНИК КОРРУПЦИИ
Музей в центре Кызыла был задуман как памятник архитектуры, но станет вещественным доказательством, быть может, самой величайшей в истории республики аферы. И век спустя восторженные экскурсоводы будут рассказывать изумленным посетителям о том, как открыто и нагло хорошо организованная группа мошенников на глазах у всего города утрамбовывала в свои карманы народные миллионы. Впрочем, этот действительно вопиющий пример будет не единственным. |
Из досье КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙКонкурсный тендер по выбору подрядчика проведен УКСом при правительстве РТ 17 апреля 2000 г. Стартовая цена – 29 млн. руб., срок окончания строительства – октябрь 2001 г. Решением тендерной комиссии победителем признано ЗАО «Промжилстрой» с ценой строительства 19 млн. и сроком сдачи объекта согласно условий тендера. Условиями договора предусмотрен аванс подрядчику в 12 млн. руб. и окончательный расчет после сдачи объекта в эксплуатацию. Правительство РТ пытается переутвердить сметную стоимость, увеличив до 112,6 млн. руб., но проектной организацией до настоящего времени окончательная стоимость строительства объекта не определена. За 2000-03 годы заказчиком УКС перечислено за строительство объекта 85,962 млн. руб., что больше условий договора на 73,962 млн. руб. и фактического освоения капвложений на 22,475 млн. руб. При этом данные правительства РТ и УКСа расходятся на 9,26 млн. руб. |
ГРОБНИЦА ДЛЯ НАРОДНЫХ СРЕДСТВ
Что всё это значит?
В 2000 году объект по оценке проектировщиков стоил 29 млн. руб., и нормативный срок окончания работ был установлен на октябрь 2001 г. Чтобы выиграть тендер у семи своих соперников, ЗАО «Промжилстрой» предложило построить музей аж на 10 млн. руб. дешевле – за 19 млн. народных рубликов. И сдать в октябре 2001 года. При этом оно особо и не просило денег – предложило дать «небольшой» аванс в 12 млн. рублей и рассчитаться только после подписания государственной комиссией Акта приёмки.
Сраженные его предложением соперники сникли и быстро «отгребли» – такими умопомрачительными возможностями они не располагали, тем более что в кулуарах курсировали слухи, что в числе учредителей подрядчика имеется недавно вышедший после 15-месячной отсидки в минусинской тюрьме и «сурового» приговора суда криминальный авторитет, заседающий ныне в парламенте Тувы и имеющий доступ к телу президента. И если вдруг кто-то своевременно не осознает это, то может быть найден зарезанным на улице, как в своё время упрямый глава Кызылского кожууна.
Быстро минул октябрь 2001 года, но сдачи музея не последовало. Подрядчика почему-то не сменили и даже не применили к нему никаких санкций. Видимо, долгострой устраивал обе стороны. Сделанное переделывали по нескольку раз (по крайней мере, на бумаге), четыре года «накручивая» цену строительства в разы. Директор ЗАО Капустин с экрана телевизоров взывал к сочувствию граждан, сообщая о расточительности правительства, опрометчиво принимающего необдуманные решения. И с ним трудно не согласиться, хотя ранее он не был обременен опытом строительства, и по роду службы был занят «подсматриванием и подслушиванием», что быстро выяснилось при соприкосновении с профессионалами-подрядчиками.
На сегодняшний день дружная бригада «накрутила» по подсчетам правительства уже более 100 млн. руб. сверх первоначальной суммы. Печали не наблюдается не только на лицах подрядчиков, но и правительственных чиновников. Похоже, беззастенчиво «кормятся» возле Стройки Века все имеющие к этому отношение.
Музей не был сдан не только в 2001 году – не смогли подготовить его и к надуманным юбилеям в сентябре 2004 года. УКС правительства «забыло» условия договора и вместо 12 миллионов народных рублей отправило неразворотливому подрядчику уже более 85 млн. руб. А тот, невзирая на договор подряда, упрямо требует еще почти 30 миллионов. Ссылается на финансовые трудности. И, надо полагать, что «выпросит», поскольку заинтересованные лица утверждают, что из 85 млн. не менее 20% ушли то ли на выборы председателя Правительства, то ли в виде «отката».
Но вопрос не в дилетантах-строителях. «Доить» правительство – их специализация. А вот почему так «доверчиво» ведет себя правительство в лице УКСа – непонятно. Ведь УКС – не избирательная комиссия, и финансирование чьих-то выборов (все поняли – чьих?) не должно УКС интересовать. Если там трудятся честные работники. Если!.. Да только тюрьма по ним давно плачет.
К тому же львиную часть общестроительных работ произвели из нелегально приобретенных материалов, или конструкций, уже «бывших в употреблении», что должно было значительно снизить фактическую стоимость строительства. По крайней мере, среди серьезных заказчиков сборного железобетона местный завод ЖБИ ЗАО «Промжилстрой» не числится. И если здание вдруг развалится, как в Москве «Аквапарк», причину долго искать не придется.
Страшно? Да! Но тяга наживы сильнее любого ужаса. А потому размах коррупции может поразить любое, даже самое закаленное воображение. Стоит только вчитаться в скупые строки недавно направленного в парламент Отчета Счетной палаты РТ. Похоже, масштабное воровство уже давно перестало быть досадным исключением из правил, а перешло в разряд повседневной и повсеместной практики. Документ убедительно доказывает, что везде, где осуществляется финансирование из госбюджета, – процветает воровство, а значит и мздоимство.
Выигрывают тендеры темные никому не известные в строительных кругах личности, часто по неимоверно заниженным ценам, а затем правительство задним числом пересчитывает сметы и платит несусветные суммы без каких-либо серьезных обоснований. Строители говорят, что связь осуществляется через известного Андрияна, по понятным причинам без должностных полномочий фактически управляющего строительным комплексом.
И одновременно другие строительные фирмы, имеющие собственные мощности по производству бетона и железобетонных изделий, свою строительную технику и квалифицированные кадры, не могут выколотить из правительства уже заработанные деньги. Самый яркий пример – ООО «Сельстрой». Задолженность правительства перед ним давно перевалила за 20 миллионов рублей (только по гостинице согласно справке СП – 26 млн. руб.), но финансирование не возобновляется, а в это время в услужливые организации типа ЧП А.В.Зурначан или ЗАО «Промжилстрой» деньги текут рекой, значительно опережая ход строительства. Как тут не поверить, что через них народные деньги оседают в карманах чиновников?
Но довольно рассуждений – вернемся к Отчету Счетной палаты, чтобы прояснить положение в целом по строительному комплексу Тувы.
ИНВЕСТИЦИИ: БЛАГО НАРОДА ИЛИ СПОСОБ НАЖИВЫ?
То, что у нас воруют везде и все, кому не лень, – общеизвестно. Но конкретных масштабы воровства при строительстве государственных объектов мало кто знает. Отчет дает возможность это прочувствовать. После чтения этого документа волосы встают дыбом. Неудивительно, что правительство так не хотело, чтобы Отчет стал достоянием гласности. Для того, чтобы нас не обвинили в предвзятости, будем в основном приводить официальные фрагменты Отчета с незначительными сокращениями и при необходимости кратко их комментировать.
«При общем исполнении инвестиционной программы на 96,4% имеются большие отклонения в исполнении утвержденных лимитов в разрезе объектов. Из 128 объектов, профинансированных заказчиком УКС за 2003г., только по 28 объектам средства освоены в соответствии с лимитами, утвержденными Законом РТ. По 40 объектам при годовом их лимите 259 млн. руб. использованы всего на 171 млн. руб. Значительное отставание допущено по строительству цеха детского питания (16 млн. руб.), гостиницы для чабанов (26 млн. руб.), аэровокзального комплекса (15 млн. руб.)». |
Как видите, правительство сознательно дифференцированно относится к финансированию разных объектов. Нелюбимых подрядчиков типа Сафрина «маринуют» месяцами и годами, подводя к банкротству, невзирая на наличие средств на счету УКСа. Между тем, «По состоянию на 1.01.04г. на р/с УКСа Правительства РТ числился остаток средств 1931 тыс. руб.». При этом злостно не финансируются подрядчики, которые не занимаются приписками и не дают «откаты», а правительство в это время «шурует» деньги на «левые» стройки, даже не включенные парламентом в инвестиционную программу. Счетная палата установила, что:
«УКСом в 2003 г. отвлечены средства на объекты, не включенные в программу, т.е. допущено нецелевое использование 20,2 млн. руб., ...что свидетельствует о низкой степени исполнительской дисциплины по выполнению закона о республиканском бюджете, слабой проработанности и обоснованности утвержденной инвестиционной программы». |
Роль председателя правительства Ш.Ооржака в этой неприглядной истории очевидна, поскольку известно, как тщательно он пересчитывает каждую копейку, пересекающую территорию казначейства. Думается, что при случае, даже на допросе, он ни за что не сможет объяснить, почему таким, как А.Зурначан или Капустин, вопреки договорам, Закону и причитаниям о недостатке средств и засилью в строительстве кавказцев смело подбрасывают «на бедность» с запасом в 20-60 млн. руб. Вряд ли бескорыстно.
ДОЛЬШЕ СТРОИШЬ – БОГАЧЕ БУДЕШЬ
Отдельно стоит остановиться на проблеме долгостроя. Ворох объектов «сдаются» на бумаге из года в год, но толку от этого как не было, так и нет. Счетная палата докладывает депутатам:
«В утвержденной Законом инвестиционной программе не установлены задания по вводу объектов. Из 41 вводного объекта в 2003 г. введено всего 14 объектов. Не обеспечен ввод инфекционного корпуса, гостиницы, аэровокзала, музея, пристройки к диспансеру и т.д. В отчет по вводу объектов включены 6 объектов, по которым Акты о приемке утверждены в феврале-марте 2004г., а по 2-м объектам на момент проверки вообще не имелось утвержденного Акта приемки. ТАКИМ ОБРАЗОМ, В ОТЧЕТ О ВВОДЕ В ДЕЙСТВИЕ ЗА 2003г. ВКЛЮЧЕНО 8 НЕЗАВЕРШЕННЫХ ОБЪЕКТОВ ИЗ 14 ВВЕДЕННЫХ ПО ОТЧЕТУ». |
Приписки и очковтирательство – родимые пятна ооржаковского правительства. Бардак, некомпетентность, безответственность и корысть правительственных чиновников дорого обходятся республике. Как выяснила СП,
«Из-за несоблюдения условий конкурса и договоров подряда происходит удорожание строительства в несколько раз. К примеру, удорожание по объектам составило: ИНФЕКЦИОННЫЙ КОРПУС – с 17,3 до 51,1 млн. руб. ТОЛЬКО ПО 10 ПРОВЕРЕННЫМ ОБЪЕКТАМ УДОРОЖАНИЕ ОБЩЕЙ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА СОСТАВИЛО АСТРОНОМИЧЕСКУЮ СУММУ В 242,3 МЛН. РУБ». |
Помнится, выступая с уроком по Конституции РФ в Муздрамтеатре, Ш.Ооржак на вопрос школьника о тувинских долгах бросил: «Миллиард – мелочь, карманные деньги ...». Видимо, 242 миллиона народных средств для него – тем более крохи. Но не для нас, поскольку собственные доходы республиканского бюджета за первое полугодие 2004 года составили лишь 232,9 млн. рублей. Таким образом, правительство за 2000-2003г.г. разбазарило бюджетных средств больше, чем мы все вместе заработали за полугодие. Вот это эффект! Или все-таки дефект!?
О методике разграбления народного достояния путем осуществления инвестиционной программы при проектировании, проведении тендерных торгов и строительстве народнохозяйственных объектов мы вернемся в следующем номере. Расскажем, кто и зачем «родил» такие проекты, как ГУП «Туваасбест», ГУП «Детское питание», ГУП «Кондитерская фабрика», ГУП «Стройдеталь» , ГУП «Паркет» , ГУП «Войлочно-пимокатный завод», ГУП «Кожевенная фабрика», ГУП «Кирпичный завод», «Малая ГЭС в с.Кызыл-Хая» и другие «черные дыры» тувинской экономики.
Продолжение следует.
Отдел проб и анализов
risk-inform.ru/text/2004/40/musei40.html |
(2865 раз прочитано) |