A- | A | A+ 12pt | №29, 21 июля 2004 года («РИСК информ») |
НАЗАД К ЮРТЕ
14-18 июля 2004 года в Кызыле состоялся Конгресс национальных систем образования под названием «Юрта – традиционное жилище кочевых народов Азии», приуроченный к притянутым за уши юбилеям Тувы и Кызыла. 73 гостя прибыли из Монголии, Германии, Москвы, Хакасии, Алтая и других регионов России.
Ученый народ собрали в ДНТ им.С.Пюрбю. Многочисленные околонаучные чиновники сновали с озабоченным видом. В фойе развернули эклектичную выставку, посвященную тувинской юрте, ее происхождению и истории.
По обычаю главный чиновник Тувы Ш.Ооржак со своей свитой опаздывал, задерживая начало мероприятия. Наконец появился, важно устроившись в президиуме, в котором, наряду с чиновниками, нашлись-таки места доктору исторических наук, Народному писателю Тувы М.Кенин-Лопсану и кандидату филологических наук, доценту ТГУ Г.Курбатскому.
Впрочем, не все согласились украшать президиум: имеющий непосредственное отношение к данной проблеме доктор филологических наук, профессор, академик РАЕН К.Бичелдей скромно сидел в зале, на том самом месте, с которого активно начал влиять на тувинскую политику в 1990 году как депутат Тувинской АССР, как «юрточник» нового времени.
После концертных номеров и танцев, посвященных научному форуму, Конгресс открыл не имеющий никакого отношения к азиатским юртам министр образования РТ П.Морозов. Всех покоробило его подобострастное обращение к “дорогому, многоуважаемому Шериг-оолу Дизижиковичу”.
Затем слово взял Ш.Ооржак, принявшийся поучать ученых. Но тут случился конфуз – отключился микрофон. Ш.Д. начал нервничать, а затем и вовсе бросил микрофон на стол, прорычав в адрес организаторов невнятные угрозы. Зал, напрягаясь, безуспешно пытался понять его сумбурную отрывистую речь.
«Великий ученый», явно забывшись, не к месту принялся просвещать собравшихся о своих успехах в подготовке к юбилеям, о внушительном развитии республики вообще и выдающимися достижениями в сельском хозяйстве в частности. Видимо, забыв, что половина жителей республики живет за чертой бедности, Ш.Д. в запале дал указание: «Каждая семья, каждый житель Тувы должны встретить эти юбилеи счастливыми!» Но вдруг, вспомнив тематику конгресса, он поправился, что не будет призывать всех обратно к юрте образца 1944 года и пообещал ускорить строительство современного жилья, не преминув высказаться о необходимости модернизации юрты с учетом требований 21-го века. При этом сослался на то, что будто бы в российской столице за тувинскую юрту предлагают десятки тысяч долларов.
Он был вынужден констатировать, что в настоящее время 53% населения Тувы проживают в городе, не сообщая причин бегства селян в Кызыл – полной разрухи, бандитизма и безнадёги. Далее он помечтал на тему электрификации юрточных стоянок, иностранном туризме с использованием ресторанов-юрт, юрточном бизнесе и даже принялся поучать, как сшивать войлочный материал для юрт.
Выступление воспринималось с большим недоверием. В зале заседаний стояла дикая духота. Народ изнывал и устал слушать его длинные поучения. Встречу тяжело переносил и сам оратор, но ему услужливые чиновники преподносили в пиале чай с молоком. Наконец Ш.Д. сумел закончить, и все вздохнули с облегчением.
Наконец началась сама конференция. Первой выступила директор центра развития национальной школы, доктор психологических наук Н.Товуу, сделавшая интересное сообщение на тему «Этносфера юрты: социально-психологический облик тувинца». «Юрта – как модель мироздания» – было темой другого доклада – кандидата философских наук, доцента Т.Будегечиевой. Всеобщий интерес вызвал доклад доцента ТГУ Г.Курбатского под названием «Юрта в фольклорном сознании тувинцев», встреченный продолжительными аплодисментами. Не выдержал даже самовлюбленный Ш.Д., откровенно заявивший: «Я – юрточный тувинец, но не знаю о юрте столько, сколько о нем знает русский ученый Г.Курбатский».
Оживление вызвало и выступление аксакала тувинской науки, главного шамана Тувы М.Кенин-Лопсана под названием «Юрта: традиции и обычаи кочевника». Старейшина оказался деликатным: сначала он обратился к гостям, ученым и другим участникам конгресса, и только потом – к президиуму. В своём докладе он подробно изложил историю организованных коммунистами репрессий против шаманизма, национальных народных традиций, обычаев, обрядов и традиционного жилища тувинцев – юрт.
Бывшему секретарю обкома КПСС это явно не понравилось. Но эта тема прозвучала и у другого ученого – К.Бичелдея, выступившего с докладом «Языковые аспекты бытования юрты как культурного достояния тувинского народа». Он поддержал М.Кенин-Лопсана в части коммунистических репрессий и сообщил об истории возрождения и культивирования юрты с 1986 года, когда инициативная группа с его участием поставила юрту в Тувмуздрамтеатре. На следующий день секретари обкома партии вызывали их по одному и устраивали допросы и разносы. В заключение Каадыр-оол Алексеевич призвал создать государственную программу под названием «Юрта» для комплексного исследования феномена и общественную организацию почитателей юрт, – т.е. юрточников 21-го века.
По мере выступления К.Бичелдея физиономия бывшего секретаря менялась, принимая вид мрачной тыквы. Чувствовалось, что он предметно представляет, о чём идёт речь, и осознает свое безвыходное положение. Наконец он не выдержал, соскочил и принялся комментировать доклад К.Бичелдея на свой лад. Он заявил, что, якобы ещё, будучи директором совхоза «Шекпээр», председателем райисполкома и секретарем обкома, устраивал социалистические соревнования и конкурсы на лучшую юрту. В заключение он свирепо потребовал не передергивать факты и покинул зал заседаний в сопровождении свиты...
Участники конгресса были удивлены и озадачены некорректной манерой поведения главного чиновника республики, его стремлением комментировать выступления. Из-за духоты было решено заслушать выступления лишь гостей Конгресса, перенеся остальные доклады на секционные заседания.
После обеда состоялись заседания секций родного языка и литературы, методики их преподавания, русского языка и методики его преподавания, обществоведения, естествознания, общих вопросов технологии, искусства, народоведения и общей педагогики.
На следующий день состоялось торжественное открытие «Юрточного аала» и мастер-классов. В последний день была организована выездная Международная научная экспедиция «Этно-экология» на озеро Тере-Холь Эрзинского кожууна.
Наш корр.
risk-inform.ru/text/2004/29/yurta29.html |
(6010 раз прочитано) |