A- | A | A+ 12pt | №13, 31 марта 2004 года («РИСК информ») |
Игры бюрократов |
ЧИНОВНИКИ ХОТЯТ ЕСТЬ. ХОРОШО И МНОГО. ЗА НАШ СЧЁТ
За две недели до президентских выборов Владимир Путин пришел к выводу, что административная реформа в России безнадежно заволокичена и сделал решительный шаг – отправил в отставку Правительство России, и своим волевым решением начал эту самую административную (т.е. органов государственной власти) реформу. Впрочем, не он первый – не он последний. На Руси официально увеличивал численность чиновников и затраты на их содержание только Петр Великий. Все остальные правители стремились к сокращению и удешевлению чиновничьей рати, правда, получалось всегда наоборот. Сегодня при сокращении бюджета России по сравнению с 1991 годом в 10 раз численность и расходы по обеспечению их деятельности в России значительно превысили масштабы Советского Союза. И есть серьезные опасения, что Путину вряд ли удастся уменьшить бремя расплодившихся чиновников различного ранга. Впрочем, давайте посмотрим под этим углом на положение в Туве.
Как известно, Путин 9 марта 2004г. своим Указом сократил почти вдвое число министерств (с 30 до 17) и до одного – заместителей председателя правительства. Других официальных данных пока нет. Как отреагировал на это наш местный гарант Конституции?
Председатель правительства Ш.Д.Ооржак через день – 11 марта – в «Тувинской правде» отрапортовал: «Мы ожидали появления данных указов... Что касается изменений в структуре Правительства Тувы, то они уже начались». И чуть выше: «К примеру, в структуре Правительства нашей республики всего 18 министерств и 4 госкомитета. В общей сложности в органах исполнительной власти Тувы работают 745 человек...». Спорить с Шериг-оолом Дизижиковичем, что он за годы своего правления беспрецедентно раздул численность своих чиновников – бесполезно. Ведь он, видимо, убежден, что он – самый умный. А всё, что он творит – на благо тувинского народа. И чтобы он мог избавиться от этих иллюзий, приведем цифры официальной статистики, любезно представленной нам Госкомстатом.
Если верить данным статистики (а они вызывают у нас гораздо больше доверия, чем заверения Шериг-оола Дизижиковича), за период его президентства с 1993 года численность государственного аппарата Тувы возросла с 4,9 тысяч человек до 9,7 тысяч человек в 2002 году. Т.е. выросла почти вдвое. При этом за тот же период численность занятых в сельском хозяйстве сократилась с 31,8 тысячи работников до 13,9 тысяч. А в промышленности – с 14,5 тысяч работников в 1993 году сократилась до 8,5 тысяч.
И виной тому совсем не научно-технический прогресс, а тривиальный развал народно-хозяйственного комплекса Тувы в период руководства им со стороны Ш.Д.Ооржака. Но это цифры 2002 года. А может, что изменилось в лучшую сторону в наше время? Сомнительно. По крайней мере, сухая статистика неумолимо утверждает, что Ооржак по-прежнему продолжает свою политику увеличения расходов на содержание чиновников. Даже ожидая «появления данных указов».
Думается, наиболее объективным будет взглянуть, как проблема сокращения госаппарата решена в главном финансовом документе 2004 года – бюджете Тувы. Ведь можно прятать должности куда попало (числится же где-то подразделение, собирающее оперативную информацию об оппозиционерах и ведущее за ними непрерывную слежку), но ведь бесплатно никто работать не станет. В коридорах власти одни мысли: сколько у премьера будет заместителей – один или больше? Кого оставят: русского или тувинца? Сколько будет министерств, кого «сольют»?
А нам от этого не лучше и не хуже. Нас больше волнует другое: уменьшиться ли прожорливое чиновничье племя, обирающее всех и вся, и снизится ли давление на республиканский бюджет со стороны аппаратчиков в результате этой реформы? А потому бюджет – самый верный индикатор приоритетов власти. Что же он нам показывает? Редакция газеты представляет читателям анализ динамики роста расходов на государственное управление в 2002-2004 годах (см. таблицу).
2002 год (факт) | 2003 год (оценка) | Рост (в процентах) | 2004 год (проект) | Рост (в процентах) | |
Государственное управление и местное самоуправление | 184462 | 265041 | 143,7 | 306038 | 115,5 |
Функционирование законодательных органов государственной власти | 25684 | 50929 | 198,3 | 50684 | 99,5 |
Функционирование исполнительных органов государственной власти | 134719 | 183233 | 136,0 | 212541 | 116,0 |
Расходы на содержание Канцелярии Председателя Правительства | 24944 | 29310 | 117,5 | 39505 | 134,8 |
Министерство финансов | 31217 | 40387 | 129,4 | 59960 | 148,5 |
расходы на содержание аппарата | 7996 | 10751 | 134,5 | 23402 | в 2,2 раза |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия | 9074 | 11995 | 132,2 | 11967 | 99,8 |
Министерство экономики | 6069 | 7508 | 123,7 | 8308 | 110,7 |
денежное содержание аппарата | 3760 | 5300 | 141,0 | 5883 | 111,0 |
расходы на содержание аппарата | 2309 | 2208 | 95,6 | 2425 | 109,8 |
Министерство строительства | 994 | 3218 | в 3,2 раза | 4093 | 127,2 |
денежное содержание аппарата | 462 | 2072 | в 4,5 раза | 2505 | 120,9 |
расходы на содержание аппарата | 532 | 1146 | в 2,2 раза | 1588 | 138,6 |
Министерство промышленности | 2099 | 2702 | 128,7 | 3221 | 119,2 |
денежное содержание аппарата | 1683 | 1984 | 117,9 | 2263 | 114,1 |
расходы на содержание аппарата | 416 | 718 | 172,6 | 958 | 133,4 |
Министерство труда и социальной политики | 4760 | 6433 | 135,1 | 7882 | 122,5 |
расходы на содержание аппарата | 1101 | 1175 | 106,7 | 2120 | 180,4 |
Министерство кадровой политики, науки и учебных заведений | 2212 | 3083 | 139,4 | 3047 | 98,8 |
денежное содержание аппарата | 1380 | 1866 | 135,2 | 2186 | 117,1 |
Министерство инновационной, инвестиционной политики и внешнеэкономических связей | 1625 | 4746 | в 2,9 раза | 5191 | 109,4 |
денежное содержание аппарата | 755 | 2222 | в 2,9 раза | 2778 | 125,0 |
Министерство энергетики, транспорта и дорожного хозяйства | 3684 | 4302 | 116,8 | 5017 | 116,6 |
расходы на содержание аппарата | 608 | 1161 | 191,0 | 1710 | 147,3 |
Министерство природопользования | 697 | 3458 | в 4,9 раза | 2786 | 80,6 |
денежное содержание аппарата | 327 | 1597 | в 4,9 раза | 1741 | 109,0 |
Министерство земельных и имущественных отношений | 667 | 2227 | в 3,3 раза | 2775 | 124,6 |
денежное содержание аппарата | 433 | 1463 | в 3,4 раза | 1593 | 108,9 |
расходы на содержание аппарата | 238 | 764 | в 3,2 раза | 1182 | 154,7 |
Постоянное представительство | 5868 | 6920 | 117,9 | 8136 | 117,6 |
расходы на содержание аппарата | 3325 | 4712 | 141,7 | 5776 | 122,6 |
Не нужно быть большим ученым, чтобы не заметить, что в 2004 году к уровню 2002 года затраты на содержание тувинского чиновничества значительно подрастут. К примеру, общие затраты на содержание государственного управления и местного самоуправления Ооржак запланировал увеличить на 66%. При этом рост расходов на раздутые представительные органы власти составит целых 98%, а исполнительных – 58%. И если в каких-то министерствах рост затрат еще можно как-то объяснить, то увеличение на 58% затрат на содержание канцелярии Ш.Д.Ооржака мы объяснить и не пытаемся.
Так же трудно понять, зачем Ооржак запланировал увеличение финансирования министерства финансов республики на 92% – деньги там совсем не печатают, а только распределяют полученное из России. Неужели и этому разучились с приходом Р.Баяна?
Точно также безумен рост и в другом министерстве – по управлению государственным заказом – аж 2,93 раза. Не в пример ему на этом фоне скромно выглядят ведущие министерства республики – экономики, энергетики, транспорта, торговли и сельского хозяйства – там рост составит всего от 20 до 36%. Совершенно очевидно, что либо эти министерства не являются для нашего гаранта приоритетными, либо в них работают люди, не пользующиеся таким доверием, как руководитель канцелярии председателя правительства. Есть и еще одна версия – через эти министерства не больно украдешь. А потому и отношение соответствующее.
А вот Минтруд получит рост в 66%, а его аппарат – аж 93%, министерство инновационной политики (кто хоть выговорить-то сможет?) тратить на себя станет в 3,19 (!) раза больше, причем аппарат сожрет больше в 6,36 (!!!) раза. Минприроды израсходует народных средств в 4 (!) раза, причем денежное содержание аппарата нам обойдется в 5,8 (!!!) раза дороже. В 3,68 (!) раза увеличились за 2 года аппетиты Минимущества в целом и в 4,97(!!!) раза – его аппарата. Как Вы думаете, уважаемый читатель, такие решения находятся в русле путинских реформ?
Бюджет принимался до резких изменений, предпринятых российским президентом. И хоть Ооржак и заявляет, что он всё знал и предусмотрел, это чистой воды бравада. Опасался – да. Знал – навряд ли. Иначе не проталкивал бы такой чиновничий бюджет, учитывая, что общий бюджет республики в этом – 2004 году – уменьшен на 4% по сравнению с предыдущим из-за неграмотной защиты в Москве и нецелевого использования российских денег в году предыдущем.
Будем надеяться, что с сокращением аппарата, который неминуем из-за давления из Кремля, произойдет и перераспределение бюджетных средств в пользу реального сектора экономики, создающего рабочие места и повышающие долю собственных доходов республики, которые в прошлом году, по сведениям Счетной палаты РТ, составили обидные 6 (шесть!) процентов от бюджета республики.
Семен Сучков-Задиристый
risk-inform.ru/text/2004/13/eda13.html |
(2863 раза прочитано) |