A- | A | A+ 12pt | №24, 3 октября 2003 года («РИСК») |
Грязные технологии |
АЛЬ-КАИДА В ТУВЕ
29 сентября 2003 года в помещении территориальной избирательной комиссии должны были подвести итоги голосования по повторным выборам в парламент Тувы, которые проходили в минувшее воскресенье. Увы, результатов до сих пор нет, чему, видимо, есть кое-какие причины. А их несколько. Во-первых, подвела погода – весь выборный день шел дождь. Во-вторых, как специально, по чьему-то злому умыслу, как по мановению волшебной палочки был выключен свет на несколько часов в помещении ТИК, хотя в подвале этого здания он был. А что творилось на избирательных участках – ни в сказке сказать, ни пером описать. Из 23 комиссий, работающих на тот момент, только в некоторых было относительно спокойно, а УИК №23 (председатель Э.Барыска) и УИК №30 (председатель Г.С.Чакчин) по бардаку и беспардонности переплюнули все, что раньше происходило в Кызыле. И самое активное участие в этом принимал невесть откуда взявшийся новоявленный кызылский араб Х.Аль-Зубеди, пытавшийся пробиться в тувинский парламент. Складывалось впечатление, что руководство этих комиссий либо вообще не знакомо с процедурой проведения такого рода кампаний, либо нарушало закон сознательно, почему-то не боясь ответственности. Иначе как можно объяснить тот факт, что они приехали для сдачи документов, которые находились просто в коробке, как макулатура, в неподшитом и неопечатанном виде. Напрашивается вывод, что они действовали по сговору с руководством ТИКа г.Кызыла (по крайней мере все безобразия проходили в присутствии активничавшей секретаря ТИКа Е.Рубцовой и изрядно подвыпившего, по мнению присутствовавших, зам. председателя ТИК В.Онопко, а председатель ТИК А.Черноусов тут же мгновенно исчез и все это время находился в автомашине возле здания Администрации города, где расположена ТИК, демонстрируя свое невмешательство). А тем временем названные комиссии преспокойно на глазах у всех вносили исправления в списках для голосования. Эта «коррекция» шла открыто, демонстративно на глазах у руководства ТИКа и представителей других участковых избирательных комиссий. Даже акты о нарушениях, составленные представителем из Москвы от правовой организации и подписанные членами ТИК, не дали никакого результата. Впрочем, давайте обратимся к сухим строчкам заявления в прокуратуру московского юриста, члена Кызылской ТИК А.А.Реканта, которое должно стать предметом серьезного разбирательства правоохранительных органов.
«Около 22.15 28.09.03г. мы с членом Кызылской ТИК И.С. Чылбак-оол приехали в помещение школы №9 г.Кызыла, где размещались два избирательных участка №23 и №30 с целью присутствовать при подсчёте голосов и оформлении документации, отражающей результаты голосования на этих участках.
...Э.П.Барыска стала требовать от охраны, чтобы та вывела из зала «посторонних», указывая на нас с И.С. Чылбак-оол (также член ТИКа г.Кызыла – ред.). Охрана... её требование выполнять отказалась и Э.П.Барыска вручила акт (копия прилагается) об удалении членов ТИК и потребовала его подписать. Я сделать это отказался ... я дозвонился до председателя ТИК А.Н.Черноусова, который, вероятно, разъяснил Э.П. Барыска неправомерность её претензий. И работа комиссии продолжилась. ...вместо занесения в протоколы результатов подсчёта неиспользованных и испорченных бюллетеней и работы со списком избирателей комиссия после погашения бюллетеней сразу же приступила к подсчёту голосов в переносных ящиках для голосования. ...Подсчёт бюллетеней продолжался с нарушениями... Я потребовал проведения подсчёта результатов голосования в строгом соответствии с Законом... Эти требования комиссией №30 так и не были выполнены ... 10 бюллетеней, поданных за С.Ч.Куулара, действительность которых не вызывала сомнения, через 15 минут в увеличенной форме превратились в ноль, зато цифра испорченных была переправлена на 10. Во время работы обеих комиссий их члены постоянно перешёптывались, устраивали «тайные» совещания...
После подсчёта голосов в стационарных ящиках присутствующим в зале стало ясно, что ни у одной из двух комиссий цифры не сходятся. Комиссии до 4-х раз пересчитывали бюллетени и исправляли цифры в записях на бумажках. Во время таких пересчётов подошла одна из двух находившихся в зале кандидатов в депутаты – Х.Б.Ооржак с заявлением, что ею и её наблюдателями на участке №30 обнаружены серьёзные расхождения между количеством фактически проголосовавших избирателей и числом выданных бюллетеней. После такого заявления все действия с бюллетенями были прекращены, о случившемся я немедленно доложил в ТИК, из которой мне обещали, что её руководство подъедет и во всём разберется. В ожидании прошёл час, а поскольку никто не приезжал, я вновь позвонил в ТИК, и вскоре приехал заместитель её председателя В.А.Онопко, которого Х.Б.Ооржак сразу обвинила в том, что он находится в нетрезвом состоянии. Я предложил организовать пересчет бюллетеней с участием членов ТИК, после чего документы и бюллетени опечатать и перевезти под охраной в ТИК для последующего разбирательства. Однако В.А.Онопко не согласился, сославшись на отсутствие полномочий, и предложил поехать с ним в ТИК, чтобы решить этот вопрос с её председателем.
Приехав в ТИК около 4-х часов ночи, мы встретили А.Черноусова, идущего нам навстречу и обещавшего подойти, но безрезультатно прождали его около часа, после чего решили поехать на участки. Выйдя к машине комиссии, мы увидели его сидящим в этой машине, где он, вероятно и провёл всё время, двери которой нам так и не открыли. Это была моя последняя встреча с ним, хотя я находился в помещении ТИК до 8.30 29.09.03г.
Вернувшись в ТИК, мы продолжили с В.А.Онопко разговор... В это время раздался телефонный звонок из ЦИК и, как мы поняли, было предложено опечатать все избирательные документы комиссий №23 и №30 в том виде, в котором они находились, и перевезти в помещение ТИК для последующей проверки. ...через некоторое время в ТИК приехали председатель комиссии №23 Э.П.Барыска и её секретарь Е.В. Болотникова в сопровождении кандидата в депутаты А-З.Х.С. Сальмана, которые привезли все документы и бюллетени в неопечатанном и несшитом виде.
Сразу по приезде около 06.30 приехавшие начали в коридоре здания продолжать «работу» с избирательными документами, на чём были застигнуты членами ТИК, составившими акт о происшедшем. Аналогичная история повторилась и с документами комиссии №30. Примерно через час, после неоднократных требований разных членов ТИК ускорить сдачу документов, коробка с бюллетенями была опечатана и сдана, списки же избирателей и другие документы так в это утро сданы и не были.
...Кандидат в депутаты А-З.Х.С.Сальман во время нахождения обеих комиссий в здании Администрации гор. Кызыла ... постоянно общался с ними, о чём-то шептался, давал указания... Около 8.20 я вновь ... потребовал немедленной сдачи документов. Вернувшись в комнату ТИК впереди них, я обернулся и увидел, что за мной никого нет. Как оказалось, они вместо ТИК направились вместе с А-З.Х.С.Сальманом и с несшитыми и неопечатанными документами на улицу. Выйдя из парадного, я потребовал немедленного возвращения. Однако Э.П.Барыска и Е.В.Болотникова бросились бежать к стоявшей неподалёку машине, крича шофёру, чтобы он быстрее садился и уезжал. Я их догнал перед машиной и отобрал полиэтиленовую сумку с документами, которая порвалась и часть документов выпала. Пока я их собирал вместе с помогавшим мне сотрудником милиции, которого я позвал на помощь, А-З.Х.С.Сальман, схватил сумку и попытался скрыться в здании Администрации. Я догнал и его, отобрал документы, которые без потерь были доставлены в комнату ТИК ... Как только я приехал домой, раздался телефонный звонок и остававшаяся в ТИК И.С.Чылбак-оол сообщила, что В.А. Онопко возвратил документы Э.П.Барыска и они занимаются «исправлением» последних в самой комнате ТИК.
Я немедленно приехал с ещё одним кандидатом в депутаты по этому округу, С.Ч.Кууларом, но, вероятно, кем-то предупреждённые, все «действующие лица» этой истории скрылись, закрыв помещение на ключ и оставив его неопечатанным и без охраны. Это было зафиксировано прибывшими на место происшествия операторами телестудии «Новый век».
...считаю, что избирательные документы на участках №23 и №30 были фальсифицированы, причём участвовали в этом... обе избирательные комиссии, кандидат в депутаты А-З.Х.С.Сальман, заместитель председателя Кызылской ТИК В.А.Онопко и вполне вероятно, председатель ТИК А.Н.Черноусов.
...считаю необходимым провести выборочный опрос проголосовавших избирателей, почерковедческую экспертизу подписей граждан в избирательных списках...».
Как видите, с таким наглым и откровенным надругательством над законом мы еще не сталкивались. Поражает не только пещерное невежество руководства участковых избирательных комиссий, назначенных ТИКом, но и откровенное покровительство нарушителей Закона со стороны Черноусова, Онопко и Рубцовой. Те, кто ОБЯЗАН следить за соблюдением Закона, являются ярыми его нарушителями.
Кстати, 27 сентября Кызылский городской суд под председательством судьи О.Соскал установил незаконность бездействия председателя ТИК Черноусова и секретаря ТИК Рубцовой. Теперь следствию предстоит установить преднамеренность нарушения Закона с их стороны. Ход дальнейших событий показал, что вероятность сговора руководства ТИКа и бандитов очень высока. Думаем, следует разобраться и с ролью секретаря ЦИКа РТ Л.Кара-сал в организации в Кызыле выборного беспредела. Некоторые данные указывают на то, что именно связка Кара-сал-Рубцова является ключевой в манипулировании численностью избирателей на избирательных участках и ее связь с преступниками вполне вероятна.
Что же касается Черноусова и Онопко, то поведение первого можно объяснить тем, что он находится в непосредственном подчинении бывшего уголовника Монгуша Калиндуу и вполне может быть уволен за непослушание, а второй неравнодушен к горячительным напиткам.
Впрочем, подождем выводов прокуратуры. Хотя предыдущие уголовные дела по выборам ею волокитятся мыслимые и немыслимые сроки. При том, что фигуранты уголовных дел там были схвачены наблюдателями и сотрудниками ФСБ за руку. Не исключено, что и следователи прокуратуры втянуты в организованную преступность, занимающуюся фальсификацией выборов. А безнаказанность рождает новые преступления. С чем мы и сталкиваемся. Но чтобы кандидаты на глазах членов избирательных комиссий и милиции выкрадывали избирательную документацию и скрывались с нею, а после поимки вновь продолжали организовывать фальсификацию результатов голосования – у нас впервые. Видимо, заезжий араб думает, что Тува – это такая дыра, где можно делать все, что вздумается. Особенно если ты родственник Тинмея. Будем надеяться, правоохранительные органы его вовремя остановят. Хотя, честно говоря, на эти органы надежды мало.
Семен Сучков-Задиристый
risk-inform.ru/text/2003/24d/alkaida24d.html |
(2979 раз прочитано) |