A- | A | A+ 12pt | №19, 3 декабря 2003 года («РИСК информ») |
В.Багай-оол: «НУЖНА, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ В ТУВЕ...»
3 декабря у Владимира Бариновича Багай-оола, председателя Политсовета Тувресорганизации Общероссийской политической партии «Партия прав человека», тувинского координатора Российского Комитета «За гражданские права», политолога и философа, Советника Министерства культуры и по делам национальностей РТ – День рождения. От всей души поздравляя именинника с Днем Рождения и желая ему больших успехов в творческой и политической деятельности, крепкого здоровья, большого счастья и благополучия, редакция предоставляет ему слово. Тем более, Владимир Баринович следует принципу вождя мирового пролетариата Владимира Ленина, который в свое время сказывал о том, что «лучший способ отпраздновать праздник – это сосредоточить свое внимание на еще нерешенных проблемах...».
Одним из нерешенных до сих пор проблем является национальный вопрос. Как известно, межнациональные отношения – это большая политика. Как же обстоят дела в этой сфере общественных отношений? С этим вопросом мы обратились к имениннику.
Корр.: Какова специфика межнациональных отношений в нашей республике и общая этнополитическая ситуация?
В.Б.: Специфической особенностью этнополитической ситуации в нашей республике является то, что титульная нация, давшая название республике, составляет большинство населения. Хотя по российской и международной классификации она относится к группе малочисленных народов. Пожалуй, это один из немногих регионов, в котором такая национальная структура. Отсюда ее двойное положение. Но ведущее положение в обществе тувинцев не дает им повода для выпячивания своей национальной исключительности, стремления к национальной ограниченности и замкнутости. Как не бывает совершенно изолированных экономик и культур, так и развитие тувинской нации так или иначе будет проходить в общем русле интеграционных процессов в России и мире.
Совершенно другая ситуация в Хакасии, Бурятии, Республике Алтай и других национальных регионах. Далеко не будем ходить за примером: в Хакасии титульное хакасское население составляет всего лишь 11%. Там другие проблемы...
Корр.: Какая на практике работа проводится Вами и Вашим Министерством?
В.Б.: Я лично объехал почти все русскоязычные кожууны и города республики с целью ознакомления с состоянием межнациональных отношений на данный момент. Осталось посетить старообрядцев на моей родине – в верховьях Малого Енисея. Межнациональные отношения остаются, выражаясь сугубо канцелярским языком, стабильными и управляемыми. Создаются Консультативные Советы по делам национальностей при председателях, прежде всего, русскоязычных кожуунов и городов республики наподобие Большого Консультативного Совету по делам национальностей при Председателе Правительства РТ. В некоторых сумонах, таких как, например, Балгазын и Шуурмак, учитывая их специфику, количество населения и многонациональность, создаются и будут созданы Консультационные Группы по делам национальностей при председателях сумонов. А вопрос о проведении заседания Большого Совета национальностей при председателе правительства РТ несколько затянулся. Предстоит ускорение этого процесса.
Корр.: Какая работа проводится с национальными диаспорами республики?
В.Б.: Одним из основополагающих принципов национальной политики в республике является гарантия прав народов на широкое развитие национально-культурной автономии, создание национальных обществ, землячеств, культурных центров, способствующих более полному удовлетворению национальных запросов, сохранению самобытных традиций, обычаев, обрядов и ритуалов. В настоящее время в нашей республике действуют зарегистрированные в Минюсте РФ по РТ Центр немецкой культуры «Надежда», Корейский общественный Центр, Центр якутской культуры, Центр русской культуры (правда пока еще не зарегистрированный в Минюсте РФ по РТ), Бурятский культурный Центр «Байкал», которому предстоит пройти перерегистрацию в вышеуказанном ведомстве и другие. С просьбой о создании подобных культурных Центров обратились недавно представители армянской, грузинской, кыргызской и монгольской диаспор в Туве. Мы им оказываем практическую и организационную помощь со стороны министерства. Наибольшую активность проявляют в общественной и культурной жизни Бурятский (руководитель М.Хадаханэ), Немецкий (А.Рудольф), Якутский (М.Куулар-Федорова) и Корейский (Фан Че Ир) культурные Центры. Например, Немецкий культурный Центр в этом году организовал прием и отдых группы школьников из Германии в Туве. В прошлом году группа школьников из нашей республики ездили в Германию на отдых. Тувинские немцы приняли активное участие в Кызылском празднике «День города». Якутский культурный Центр принял активное участие в этом году в Международном фестивале искусств «Встречи в Центре Азии». Представители бурятской диаспоры принимают активное участие в художественной самодеятельности.
К сожалению, некоторые национальные диаспоры, например корейцы, работают «сезонно», как бы «замирают» в своей деятельности время от времени, особенно в летний период. Предстоит большая работа по оживлению этой работы.
Корр.: А почему бы не создать специальное ведомство, занимающееся чисто национальными проблемами в структурах.
В.Б.: Я уже давно, лет 10, ставлю этот вопрос. Говорил в свое время на эту тему с Главой Правительства РТ Ш.Ооржаком. Но, увы! Пока вопрос остается открытым.
Корр.: В связи с бурным развитием духовной культуры тувинского народа в постперестроечное время и в период и радикальных экономических реформ возник, на мой взгляд, своеобразный крен. Ведь не секрет, что в настоящее время в Туве не в достаточной степени учитываются запросы и потребности русского и так называемого русскоязычного населения. Хотя за последнее время мы наблюдаем определенное оживление русской культуры. Начались постановки русской труппы. Уже показаны спектакли на русском языке «Страсти прибайкальские» для взрослых, «Приключения Лисички-сетрички» по мотивам русских народных сказок для детей. Совсем недавно, например, был проведен конкурс красоты среди русских девушек «Краса русская», который превратился в настоящий праздник русской культуры. Надеемся, что будет и продолжение этой работы. Что Вы можете сказать по этому поводу?
В.Б.: Да. Есть такие проблемы. Об этом я уже говорил неоднократно в СМИ. Не хотелось бы повторяться. Действительно, на мой взгляд, русское и русскоязычное население республики уже приходит в себя после столь крутых политических и социально-экономических изменений в России и Туве за годы так называемой перестройки и радикальных экономических реформ. Поняли, что «не только хлебом единым жив человек».
Хотелось бы в этой связи также сказать о своеобразном менталитете русского и русскоязычного населения республики. В отличие от тувинцев, которые достаточно активны и деятельны в сфере культурно-зрелищных мероприятий, мы наблюдаем определенную пассивность и даже некоторое безразличие с их стороны по отношению к русскоязычным творческим коллективам. А они как раз нуждаются в моральной, психологической и иной поддержке со стороны русскоязычных зрителей. А этого, к глубокому сожалению, пока не замечаем. Вместо того чтобы морально поддержать свою культуру хотя бы только своим присутствием на русских спектаклях, они предпочитают сидеть вечерами дома. А потом возьмем общественные организации русских и русскоязычных в Туве. По последним сведениям Минюста РФ по РТ, в Туве зарегистрированы на сегодняшний день такие республиканские организации, касающиеся русскоязычного населения: Славянский Союз РТ (руководитель С.Григорьев), Верхне-Енисейский казачий округ (В.Беспалов), Тувресорганизация «Православной партии России» (В.Целищев), Тувресорганизации Российской партии социал-демократии (В.Онопко), Российской народно-республиканской партии и «Честь и Родина» (В.Вусатый), молодежного движения «Лебедь» (Д.Кочкин) и некоторые региональные организации общероссийских партий. И где же Вы видите их «кипучую» деятельность на благо русского населения? А где же, наконец, Центр русской культуры в Туве? Одним словом, с самоорганизацией русскоязычного населения в Туве пока не получается.
Корр.: Может быть, и поэтому русские и русскоязычные граждане уезжают из Тувы? С чем Вы связываете продолжающийся процесс тихого отъезда русского и русскоязычного населения из Тувы в соседние регионы? Статистические данные по поводу миграции населения, прямо скажем, не радуют. Связано ли это с межнациональными отношениями?
В.Б.: Прежде всего скажу, что миграция внутри страны – это естественное явление, когда нет из ряда вон выходящих событий. Мы можем только ускорить этот процесс или затормозить. Вот в чем проблема!
Но начнем с причин. На мой взгляд, по последовательности причины эти можно свести к следующим. Первая – социально-экономическая ситуация в республике. Она остается достаточно сложной. Как известно, Тува является депрессивным, дотационным регионом. К тому же все эти разговоры определенных политиков о ликвидации северных льгот и льготных пенсий в Туве создают атмосферу неуверенности, прежде всего, среди русского населения. И как следствие – вторая причина: это крайне высокий уровень преступности, которая интернациональна. Она не щадит ни русских, ни тувинцев. Большая недоработка здесь, я считаю, правоохранительных органов Тувы. Все надеялись, что с приходом нового министра МВД Тувы, боевого «чеченского» генерала С.Аренина, посланного Москвой в республику, ситуация коренным образом изменится в сторону улучшения. Проведены некоторые кадровые перестановки в МВД Тувы. Но, увы! Прошел уже год, но улучшений не видно, перелома пока не произошло. А время идет, и преступность процветает пышным цветом. Может быть, перелом будет позже?
Это же касается и Прокуратуры РТ. Уходят старые прокуроры, приходят новые, а никаких улучшений нет. У меня лично возникает такое впечатление, что в Туве приезжие прокуроры получают генеральскую звезду и тут же уезжают. Были после нашего местного тувинского прокурора А.Дамба-Хуурака прокурор Овчинников, затем – Мосияш. Где они теперь после получения звания генерала? А теперь прокурор К.Кудряев. Народ интересуется: а что же изменилось в лучшую сторону? У нас в республике совершаются страшные, совершенно дикие, а иногда и алогичные, немотивированные преступления, которые остаются нераскрытыми. Я уж не говорю о скотокрадстве. Все это создает атмосферу неуверенности и незащищенности среди граждан.
Третья – естественная миграция русскоязычного населения. Это нормальное явление, когда воссоединяются семьи, когда человек, заработав заслуженную пенсию, уезжает к себе на историческую родину, к своим детям и внукам доживать свой век.
Четвертая – низкий уровень культуры межнационального общения в республике. Это наш бич, когда чисто бытовые, а иногда и производственные, конфликты автоматически пытаются перенести на межнациональные. Это – показатель низкого уровня культуры межнационального общения, да и общей культуры. К сожалению, у нас нет целенаправленной работы по формированию достаточного уровня культуры межнационального общения. Советская система воспитания людей разрушена, а новая – не создана.
Пятая – манипуляция со статистическими данными. Это когда недобросовестные аналитики пытаются в число уехавших навсегда из Тувы, включить всех подряд: прежде всего молодежь (и тувинцев, и русских), уезжающих служить в ряды Российской Армии, и обучающихся временно за пределами республики, и других. Подавляющее их большинство, конечно же, вернется через 2-5 лет. Разумеется, кто-то из них не вернется в Туву. И это естественно. Это реальная жизнь. Поэтому Госкомстату РТ следовало бы учитывать и эти обстоятельства, перед тем, как «рапортовать наверх» об уровне миграции русского населения из Тувы.
Прежде всего, следует учитывать миграцию именно среди работоспособного, активного населения из республики в возрасте от 16 до 55 лет в другие регионы и обратно в республику. Это будет более реальная картина. Таким образом, в случае создания социально-экономической стабильности и четких перспектив экономического развития Тувы, решительного обуздания преступности в республике, миграция войдет в естественное русло.
Корр.: Есть ли преступления, связанные с межнациональной неприязнью?
В.Б.: На моей памяти еще не было осужденных именно по этим статьям. Когда даже есть факты национальной неприязни, разжигания межнациональной розни, почему-то эти преступления частенько квалифицируются как хулиганство, бандитизм, например. Это остатки советских традиций судопроизводства. Надо от них уходить и называть все вещи своими именами. Другое дело, когда речь идет о групповых, массовых фактах национализма, экстремизма и откровенного фашизма на национальной почве. В России уже осуждены граждане за эти преступления.
Корр.: Некоторые считают, что возможная ликвидация северных льгот – это последний барьер на пути массового оттока работоспособного населения из Тувы. Что Вы думаете по этому поводу?
В.Б.: Действительно – это сильный стимул, удерживающий работников в Туве. Сами посудите, есть ли разница, когда мужчина или женщина, например, в соседнем Минусинске за ближайшим перевалом выходят на пенсию в 60 и 55 лет, а в Туве – в 55 и 50 лет? Этот вопрос не волнует лишь наших Каа-Хемских староверов и старообрядцев, которым эти пенсии просто-напросто не нужны. Большинство из них их не признают и не получают. Но я надеюсь, что федеральным властям хватит ума, чтобы не отменять северные льготы.
А потом не будем забывать, что у русскоязычного населения есть чувство Родины, привязанности к Туве. У наших староверов, например, другие проблемы. Это – широкое наступление цивилизации в плохом смысле этого слова. А им идти дальше «в глубинку» уже практически некуда. Там уже близка монгольская граница. Некоторые русские просто не представляют себе жизни вне Тувы.
Корр.: А почему Председатель Правительства РТ Ш. Ооржак не может повлиять на ситуацию с назначением руководителей силовых структур Тувы?
В.Б.: В рамках выстроенной президентом России В.Путиным вертикали власти Шериг-оолу Дизижиковичу трудно повлиять на эти назначения и он уже не имеет возможности для «маневра». Так получается, что силовых министров назначает Федеральный Центр, а отвечать за порядок приходится руководителю субъекта.
Корр.: Как выяснилось, Вы учитесь на юриста в филиале РГГУ, несмотря на то, что у вас высшее образование. Почему Вы на это решились?
В.Б.: Да потому, что мне надоело смотреть на весь этот правовой, юридический беспредел. Я все это испытал на себе, так сказать, на собственной шкуре. Я часто сталкиваюсь с неграмотными юристами в судебных органах, прокуратуре, в системе МВД. Все наши беды от нашей юридической неграмотности. Я хотел бы помочь людям и себе.
Корр.: Почему Вы, тувинец, все время в СМИ поднимаете вопросы, связанные с проблемами русского и русскоязычного населения Тувы?
В.Б.: Хотя бы потому, что если эти вопросы начнут поднимать представители русского и русскоязычного населения, то их некоторые тувинцы могут понять не совсем верно. Их запросто могут обвинить в шовинизме, национализме и прочих смертных грехах. Я родился и вырос среди русских людей в селе Ильинка Каа-Хемском кожууна. Все мое детство, юность и зрелые годы связаны с русскими людьми. В детском садике, школе, в рядах Советской Армии, в вузах я был рядом с ними. И все это позволяет мне утверждать то, что я хорошо понимаю нужды и потребности русского населения в изменившихся условиях Тувы. А потом, моя работа связана с этими проблемами.
Корр.: В этой связи, что такое шовинизм и национализм?
В.Б.: У нас в Туве этот вопрос обретает особый оттенок. Дело в том, что шовинизм – это национализм более крупной нации. Применительно к Туве можно теоретически рассуждать о тувинском шовинизме, так как тувинцы в республике – подавляющее большинство. Слава Богу, пока на практике мы этого не видим. В масштабах России мы уже можем говорить о великорусском, великодержавном шовинизме. В масштабах Китая, например, можно говорить о великоханьском шовинизме, поскольку подавляющее большинство, собственно китайцы – это и есть ханьцы.
Корр.: Вы являетесь руководителем Тувинской региональной организации ОРПП «Партия прав человека» и координатором Российского общества «За гражданские права» в Туве. Что Вы намерены делать в плане защиты прав и интересов русского и русскоязычного населения республики?
В.Б.: Мы только организационно сформировались. Мы намерены защищать права человека в Туве, в том числе и русских, если они действительно нарушаются. Например, в сфере проведения языковой политики в культурной жизни и межнациональных отношениях. Конечно, это отдельная, большая и сложная тема. Скажу только одно: в языковой политике следует придерживаться позиции о том, что обучение и распространение родного языка не должно происходить в ущерб свободному владению русским языком. Я Вам скажу больше (это мое личное мнение): слабое владение русским языком является своеобразным нарушением прав человека и равенства граждан в собственном государстве, которые обеспечиваются, в том числе, и через свободное владение русским языком как языком межнационального общения. Тем более, что совсем недавно принят Закон РТ «О языках в Республике Тыва», где русскому языку дан статус языка государственного.
Корр.: В следующем году наша республика отметит шестидесятилетний юбилей вхождения в состав бывшего СССР и РСФСР и 90-летие основания тувинской столицы. Самое время вспомнить об остающихся еще культурных и межнациональных проблемах в республике.
В.Б.: Да. Совершенно верно. В этом смысле нашей республике, прямо скажу, везет. В этом смысле праздники – это очередное напоминание нам о существующих проблемах межнациональных отношений. В этой связи следует еще раз вспомнить слова В. И. Ленина о том, что «лучший способ отпраздновать любой праздник – это сосредоточиться на нерешенных проблемах». Ленин был абсолютно прав. Все знают о подписанных президентом В. Путиным Указах о наших юбилеях. В Министерстве культуры и по делам национальностей РТ идет разработка разнообразных мероприятий по поводу проведения предстоящего юбилейного года. Скажу больше. Следующий 2004 год, скорей всего, будет объявлен российским президентом «Годом дружбы народов и единства России». С этой инициативой выступило руководство Ассамблеи народов России. И все это будет происходить в юбилейный для Тувы год. И это очень хорошо и символично.
Корр.: Спасибо за интервью.
risk-inform.ru/text/2003/19/bagai19.html |
(3324 раза прочитано) |