A- | A | A+ 12pt | №17, 8 августа 2003 года («РИСК») |
ОЧЕВИДНОЕ - НЕВЕРОЯТНОЕ
Глазам не верю! Неужели? Так и есть! Черным по белому написаны в «Тувинской правде» №96 от 02.08.2003г. слова Ш.Д.Ооржака: «Я сильно сомневаюсь в наличии власти в Кызыле. С приходом к руководству администрацией города новых людей мы все надеялись на коренное улучшение положения дел в городской бюджетной сфере, которое, напротив, за последние полгода ухудшилось».
Провал не только в бюджетной, но и во всех других сферах, действительно, был очевиден для всех. Но невероятно то, что Ш.Д.Ооржак решился сделать публичную выволочку своему ставленнику, фактически признав ошибку при проведении выборов мэра: не на того поставили! Зря, выходит, так боролись с Кашиным, который более-менее со своими обязанностями справлялся.
Что же случилось? Что заставило нашего гаранта, отличающегося политическим упорством, отступить со своих позиций? СТРАХ! Простой человеческий страх!
Все дело в том, что Донгак творит такие вещи, за которые его попросту могут снять с должности, а Ш.Д.Ооржак, вынужденный его выручать, должен будет просто изменить всю свою политику и качать деньги в бездонную бочку Кызыла, начисто забыв о районах, которые, кстати, как раз и являются надеждой и опорой нашего Премьера на всех выборах. То есть Донгак, совершая у всех на глазах политическое самоубийство, заставляет Ооржака делать то же самое, чего ему, конечно же, делать не хочется. Вот и гнев по типу оперы «Иван Сусанин»: «Куда ты ведешь нас, проклятый старик?». А ведет Донгак к полному банкротству, из-за чего его и могут снять, ибо существует закон, согласно которому это действие может быть произведено, если долги бюджета превышают одну его общую треть. Такое положение и наступает.
Когда я 10 апреля 1998 года первый раз сел в кресло Председателя Администрации г.Кызыла, то сразу потребовал сводку о финансовом положении города. Оно было таково: 149 миллионов 990 тысяч рублей долгов. И нам никто не собирался помогать в Правительстве РТ и, как потом показали события, так никто и не помог. Зато летом 1998 года грянул дефолт, доллар рванул вверх в 4 раза, цены – тоже. Бюджет нам резали как хотели, подоходный налог с нас брали, а в районах – нет, об инвестиционной программе в Минэкономике РТ просто забыли; все же, что делалось Правительством в городе, стремились сделать за наш счет, урезая трансферты, субсидии, дотации и прочая, прочая, прочая.
Тем не менее, когда 18 октября 2002 года я ушел, то снова взял сводку о финансовом положении города, на память. Итог: 163 миллиона 565 тысяч рублей долгов в бюджетной сфере. То есть за 4 года 6 месяцев и 8 дней тяжелейшего правления (стабильность наступила лишь во второй половине 2001 года, благодаря правлению Путина) мы заработали 13 миллионов 575 тысяч долгов. Но формально заработали, ибо цифры эти лукавые, в том смысле, что включают в себя и задолженность по детским пособиям (а они как раз финансируются из федерального бюджета). Есть финансирование – нет долгов, нет финансирования – они растут как на дрожжах.
Так вот, отняв рост этого долга, я получил результат, которым могу гордиться: Администрация в своей деятельности, определенной всеми законами и уставом города как деятельность непосредственная и нам подвластная, не заработала ни копейки (!!!) долгов за эти годы. Даже чуть-чуть погасила долги Зои Назатыевны Сат! И вот я узнаю о том, что происходит сейчас. На 1 августа 2003 года (при том, что долги за пособия не выросли катастрофически) долги города составляют 196 (!!!) миллионов рублей! Всего за 9 месяцев господин Донгак умудрился заработать 33 миллиона рублей, осчастливив каждого гражданина Кызыла новым долговым бременем в 330 рублей!
И это при том, что в городе не сделан ямочный ремонт дорог, не отремонтированы детские сады и школы, не произведен капремонт жилого фонда и коммунальных сетей, город фактически не готов к зиме, снова появилась задолженность по зарплате!
А в это время в «Делах и заботах мэра» в газете «Центр Азии» мы вновь и вновь читаем о фантастических прожектах нашего связиста – мечтателя. Вот он собирается реконструировать рынки, возводить во всех районах города сборно-разборные торговые модули. Денег для этого надо миллионы и миллионы. «Что ж», – говорит Донгак, – «будем брать ссуды!» Во как! Еще, значит, больше будем влазить в долги, еще туже затягивать пояса и слушать пустые обещания.
Вот господин Барыбин клятвенно обещал, что летом во всех дворах будет свет. Выполнено! Свет во дворах летом и так до 11 часов вечера. Только вот Барыбин к этому отношения не имеет – длительностью светового дня он не командует. А вот зимой будет мрак, ибо положение не только не улучшилось, но, как справедливо заметил Ш.Д.Ооржак, напротив ухудшилось.
Да Бог с ним, со светом! Как с теплом быть?! Как зимовать будем?!! Думаю, мрачно и тяжело. Одна моя весьма известная соратница и однопартийка, от глубокомысленных нравоучений и выводов которой у меня порой начинается диарея, как-то раз в прошлом году в свойственной ей манере всегда возражать и иметь свое отличное от всех пустое мнение заявила: «Если Донгак эту зиму перезимует, то народ его – родного – полюбит и примет. Дальше проблем у него с правлением не будет».
Донгак эту зиму перезимовал, но особой любви горожан не испытал, а проблем себе прибавил. Ведь горожане не сплошь идиоты, страдающие амнезией, и прекрасно понимают и помнят, что никакой заслуги в подготовке к этой зиме у Донгака нет, ибо готовил город еще я, а 18 октября, когда я ушел, во всех квартирах уже грели батареи, отапливались детские сады, школы, магазины, учреждения и предприятия. А что будет сейчас? Мыкнем еще горюшка!
Но осознания этого у Донгака нет. Достаточно почитать в «ЦА» рубрику «Дела и заботы мэра». Если раньше мы говорили о том, что делается или будет делаться, то сейчас Донгак перечисляет проблемы и как заклинание твердит: «Этот вопрос находится на контроле у Барыбина, этот – у Моломдая, этот – у Волгиной». Но перечисление проблем и мнимый контроль проблем этих вовсе не решают. Надежда только на то, что либо они рассосутся сами, либо их решит дядя Шериг-оол.
Все это прекрасно понимает Ш.Д.Ооржак. Понадеялся он на своего дружка и жестоко ошибся. А чего следовало ожидать от руководителя предприятия, которого всегда тащили то в депутаты, то в первые замы Ооржака, то в мэры? Инициативы и умения разруливать критические ситуации? Откуда оно – это умение – возьмется, если жить все время в тепличных условиях?
Меня критиковали за то, что я недоучившийся студент, что у меня нет команды, опыта работы. Как оказалось, все есть. И как раз благодаря тяжелым жизненным препятствиям, из-за которых и не удалось доучиться, но зато удалось со всем справляться. А доучиваться пришлось позже, но сейчас целых два диплома, полновесных, университетских.
У нынешнего же руководства вроде и образования хватает, и команда такова, что штат раздули до небес, и поддержка Правительства имеется, и по судам они не бегают, и хозяйственники крепкие (крепче только дуб вековой), а что-то не получается – нет здравых идей и инициативности, тревоги за положение дел. Мэрия, как сказал Ш.Д.Ооржак, «продолжает благодушествовать».
А нам из-за этого благодушествования как бы не пришлось слезы горькие пролить нынешней зимой, ибо ситуация все больше выходит из под контроля. Есть, правда, в ней один луч света. Если уж Ооржак понял, кого пригрел на груди своей, то в Кремле это осознали еще раньше. И мнения там сейчас самые крайние. А тут как раз только-только начинается рассмотрение моего выборного дела в Верховном суде РФ.
Что-то будет!
Александр Кашин
risk-inform.ru/text/2003/17d/kashin17d.html |
(3197 раз прочитано) |
Материал входит в раздел тематического архива: