A- | A | A+ 12pt | №12, 3 июля 2003 года («РИСК») |
КНЯЖЕСКИЙ КРЕСТ
В те времена, как и ныне, римская католическая церковь не признавала равноправия религий и народов. Вот почему в западных областях Руси, там, где побывали крестоносцы, нет ни одного православного храма старше 17 века. Все было ими стерто с лица земли. Сегодня этот процесс уничтожения православия в западных областях той же Украины с успехом продолжается.
Разбив пруссов, которые нашли себе союзника – поморского или померанского князя Святополка – и приобретя могущественного союзника в лице чешского короля, в 1254 году орден встретился с Литвой.
ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ЛИТОВСКОЕ
Литва или Великое Княжество Литовское в это время было русским государством с русским населением. И даже делопроизводство в Литве велось на русском языке.
Когда орден столкнулся с Литвой, возглавлял в те времена литовские племена знаменитый князь Миндовг. Он создал Литовское княжество, объединил под своей властью различные земли литовские, а так же русские города Новогрудок, Слоним, Волковыск. Внутри страны Миндовг вел борьбу с родичами. Но успешному окончанию внутренней борьбы мешали Ливонский Орден (отделение Тевтонского ордена в Лифляндии и Курляндии) и Русь.
Знаменитый в Литве русский князь Данила Романович Галицкий, который считался «Русским королем», приняв корону и титул из рук римского папы, упорно претендовал на права Миндовга.
Миндовг, потерпев неудачу в войнах с крестоносцами, вступил в мирные переговоры с немецкими рыцарями. В конце-концов он принял христианство, мир и королевскую корону от папы. Мало того, он, послушный сын папы и союзник ордена крестоносцев, завещал ордену всю Литву «в случае своей беспотомственной смерти». (См. С.М.Соловьев, «Крестоносцы и Литва», Отечественные записки, 1852, т.82, №6). Немецкие рыцари, поощряемые римской католической церковью, стремились вытеснить славян из Прибалтики, силой и мечом насадить веру латинскую. Но ливонские рыцари, финны, шведы – неприятели Новгорода, были вынуждены считаться с новгородским князем Александром Ярославичем. Под его руководством руссы не раз били немцев, финнов и шведов.
Некто Андрей Вильвен, желая прекратить распри между новгородцами и ливонскими рыцарями, встретился с Александром. И вот что он говорил, возвратясь в Ригу: «Я прошел многие страны, знаю свет, людей и государей, но видел и слушал Александра Новгородского с изумлением».
Врагов изумляли не только ратные дела Александра, но его личностные качества.
БИТВА АЛЕКСАНДРА СО ШВЕДАМИ НА НЕВЕ
Вскоре после этой встречи Александр получил славное прозвание Невского.
Король шведский, досадуя на славян, послал своего зятя Биргера на ладьях в Неву к устью Ижоры с великим числом шведов, финнов и норвежцев, думая завоевать Ладогу и самый Новгород.
«Ратоборствуй со мною, если смеешь; я стою уже в земле твоей» – надменно заявил он Александру через послов своих.
Александр не проявил перед послами шведскими ни страха, ни гордости, а поспешил собрать войско, молился в Софийской церкви, принял благословение епископа и, выйдя с веселым лицом к своей малочисленной дружине, сказал: «Нас немного, а враг силен; но Бог не в силе, а в правде: идите с вашим князем!»
Он не имел времени ждать помощи от своего отца Ярослава. И далеко не все новгородские воины успели собраться под знамена князя, но Александр выступил в поле и 15 июля 1240 года приблизился к берегам Невы, где стояли шведы. Внезапность, быстрота удара привели шведов в замешательство. Князь и его дружина оказали редкое мужество.
Гаврила Олексичь, русский витязь, гнал шведского принца и его сына до самой ладьи, упал с конем в воду, вышел невредимым и бодро сразился со шведским воеводою. И другие новгородцы проявляли чудеса личной храбрости, истребляя живую силу противника, его шнеки и ладьи. К вечеру новгородцы порушили златоверхий шатер Биргера. И только темная ночь спасла остатки войска шведов.
Они не стали ждать утра: нагрузили две шнеки телами погибших чиновников, прочих зарыли в ямы и спешно удалились. Урон новгородцев же был едва заметен.
Чем это можно объяснить? Тем, что Александр Ярославич мог организовать своих воинов? Несомненно! Умел Александр найти нужные слова, а в бою быть везде сам, все видел, во всем принимал участие.
А, может быть, Господь прикоснулся к великому сыну нашего Отечества всей ладонью? Ведь перед боем со шведами было видение одному из ижорцев Пелгую: в море появилась легкая ладья с похожими на святых мучеников Бориса и Глеба, как они изображались на иконах. И Пелгуй слышал голос старшего из них: «Поможем родственнику нашему Александру!»
Так или иначе, но ошеломила победа Александра и шведов, и немцев.
Рыцари ливонские не решались помогать шведам открыто. Однако ливонцы всячески старались вредить Новгороду, да и изменники среди новгородцев были. Так Владимир, сын князя Псковского, жил в Эстонии и питал ненависть к новгородцам. И в Пскове были некоторые изменники, склонявшие рыцарей овладеть этим городом. Немцы, обнадеженные в верном успехе, собрали войско и взяли Изборск. Псковитяне сразились с ними, но потерпели поражение, и были вынуждены согласиться на постыдный мир.
Псков был взят ливонскими рыцарями в 1240 году. В Пскове начал господствовать гнусный изменник Твердило. Делясь властью с немцами, он грабил новгородские села. Многие псковитяне с семьями ушли к Александру и требовали его защиты. Но у Александра в то время были распри с новгородцами. Досадуя на их неблагодарность, Александр с матерью, супругою и всем двором уехал к отцу в Переяславль Залесский.
Между тем немцы вступили и в Новгородкую область, обложили всех данью, построили деревянную крепость Копорье на берегу Финского залива в нынешнем Ориенбаумском районе, и уже грабили купцов верстах в 30 от Новгорода, где чиновники дремали и тратили время в личных ссорах.
Народ же, видя беду, требовал себе защитника от великого князя Ярослава Всеволодовича. И Ярослав направил в Новгород князем сына своего Андрея, но зло не миновало. Литва, чудь, немцы опустошали берега Луги, уводили скот, лошадей, земледельцы не могли обрабатывать поля.
Архиепископ новгородский со многими боярами отправился к Александру, убеждал, молил князя и склонил его забыть вину Новгорода. В 1241 году Александр Невский прибыл в Новгород и все переменилось.
П.Косс
Продолжение следует
risk-inform.ru/text/2003/12d/cross12d.html |
(3725 раз прочитано) |
Материал входит в разделы тематического архива: