A- | A | A+ 12pt | №8, 6 июня 2003 года («РИСК») |
БАТЫЙ ИДЕТ НА РУСЬ
Мужественный боярин Дмитрий был пленен и приведен к Батыю. Сей грозный завоеватель, не имея понятия о добродетелях человеколюбия, умел ценить храбрость необыкновенную и с видом гордого удовольствия сказал воеводе российскому: «Дарю тебе жизнь!» Дмитрий принял дар, ибо еще мог быть полезен для отечества», – писал летописец.
Монголы несколько дней торжествовали победу ужасами разрушения, истреблением людей и всех плодов долговременного гражданского образования. Древний Киев исчез. Сия, некогда знаменитая столица, мать градов Российских, в 14 и 15 веке представляла еще развалины. Напрасно любопытный путешественник ищет там памятники, священные для россиян: где гроб Ольгин? Где кости Святого Владимира? Батый не пощадил и самих могил: варвары давили ногами черепа наших древних князей. До основания были сокрушены и первое великолепное здание греческого зодчества в России, храм Десятинный, и Лавра Печерская.
Монголы таранами отбили врата святынь, похитили все сокровища и, сняв златокованный крест с главы храма Лавры, разломали церковь до самых окон, вместе с кельями и стенами монастырскими.
Батый – узнав, что князья южной Руси находятся в Венгрии, – пошел в область Галицкую и Владимирскую; осадил город Ладыжин.
Не сумев разбить орудиями стен крепости, обещал помиловать жителей, если они сдадутся. Несчастные ему поверили, и ни один из них не остался жив: татары и монголы не знали правил чести и всегда, обманывая неприятелей, смеялись над легковерием. Татарин не обманывает татарина; но обмануть иноверца или иностранца считается похвальной хитростью.
Воевода киевский Дмитрий, находясь с Батыем и, сокрушаясь о бедствиях Руси, советовал оставить уже опустошенную землю и завоевать богатое государство венгерское. «Батый, уважив совет Дмитриев, вышел из нашего отечества, чтобы злодействовать в Венгрии: таким образом, сей достойный воевода российский, и в самом плене своем, сумел оказать последнюю и важную услугу несчастным согражданам. Состояние Руси было самое плачевное: Батый, как лютый зверь, пожирал целые области, терзая когтями остатки; храбрые князья российские пали в битвах; другие скитались в чужих землях. Матери плакали о детях, перед их глазами растоптанных конями татарскими, а девы о своей невинности: сколь многие из них, желая спасти оную, бросались на острый нож или в глубокие реки!
Живые завидовали спокойствию мертвых», – повествует летописец.
Варвары всегда действуют по одним правилам и различаются между собой только в силе. Сила Батыя несравненно превосходила силу русских и была единственною причиною его успехов. Напрасно новые историки говорят о превосходстве татар и монголов: древние россияне, в течение многих веков воюя с иноплеменниками или с иноземцами, не уступали как в мужестве, так и в искусстве истреблять людей, ни одному из тогдашних европейских народов. Но дружины князей и городов не хотели соединяться и действовали обособленно. Батый же предводительствовал целым вооруженным народом: монголы, не получая никакого жалования, любили войну для добычи; перевозили на волах свои кибитки и семейства, жен, детей, и везде находили отечество, где могло пастись их стадо.
В России сельские жители совсем не участвовали в войне, поскольку плодами их труда питалось государство и обогащалась казна. Земледельцы, не имея оружия, гибли от сабель татарских как беззащитные жертвы: малочисленные же ратники наши могли искать в битвах одной славы и смерти, а не победы.
Татары уже стояли на границе с Венгрией. Но русские были «плохими» проводниками через горы Карпатские: там, где раньше путь занимал три дня, они водили татар месяц и более. Множеством татарских тел заполнялись стремнины быстрых рек карпатских.
Но эти частные успехи не могли переменить общей судьбы россиян, данников татарских. Батый, завоевав многие области польские, Венгрию, Хорватию, Сербию, Дунайскую Болгарию, Молдавию, Валахию и приведя в ужас Европу, – вдруг, к общему удивлению, возвратился к берегам Волги.
Там он нарек себя ханом, утвердил свое владычество над Русью, землею половецкой, Тавридой (современный Крым), странами кавказскими и всеми народами от устья Дона до реки Дунай. В шестидесяти верстах от Астрахани, на берегу реки Ахтубы, Батый построил свою столицу – Сарай.
Этот деспот, имевший лицо красное, ласковый в обхождении со своими, но грозный для всех иных; на войне жестокий, хитрый и опытный, дерзнул пригласить в Сарай своего повелителя – великого хана Октая. Но около 1246 года Октай (Угедей) умер. Новый великий хан Гаюк еще не был избран, и дерзость Батыя осталась ему без последствий.
Так впервые в рядах монгольских орд наметился раскол.
В наших летописях упоминается, что к 1293 году уже разные воеводы монгольские присвоили себе звание царей. Одним из сильнейших из этих самовластных, в последствии, царей оказался ханский воевода Ногай.
А на Руси в это же время расправлял плечи и набирал силу князь новгородский Александр Ярославич, одаренный необыкновенным разумом, мужеством, красотою величественною и крепкими мышцами Самсона. Народ новгородский смотрел на него с любовью и почтением; приятный голос сего князя гудел, как труба на вечах. В дни общих бедствий Руси возникла слава Александрова на радость нам и на зло врагам. Уже русские, защищаясь от набегов татарских ватаг сборщиков подати, грозили пожаловаться князю Александру; «и жены маовитянские (так летописец называет татарских женщин) начали пугать детей своих, говоря: «Александр едет!» Русь же монголам не была ни покорена, ни подчинена.
Две компании, выигранные монголами в 1237–1238 и 1240 годах не намного уменьшили военный потенциал Руси. На Руси особенно пострадали города Рязань, Владимир, Суздаль, Торжок, Киев, Козельск. Москва в то время была еще фактически деревней.
Не все русские княжества подверглись разгрому. Смоленск, Полоцк, Луцк, большая часть западной Руси, боярская Новгородская республика не были затронуты монголами вообще.
Кроме того, русские не имели понятия о том, что монголов связывали войны с мятежниками в Северном Китае и в Иране, а Русь для монголов была третьестепенным фронтом.
Тем не менее, поход Батыя на Русь – в Восточную Европу – произвели впечатление на папскую курию: католики решили, что с православием в Европе покончено раз и навсегда, и приняли некоторые меры для насаждения в Руси католической веры. Но во время похода на Русь Батый окончательно рассорился со своими родственниками: с двоюродными братьями, сыновьями верховного хана Угедея – Бури и Гаюком; с внуком Чингисхана, сыном Чагатая. И хотя Чагатай и верховный хан Угедей в ссоре заняли сторону Батыя, скорая смерть Угедея резко изменила ситуацию. В Монголии власть перешла ханше Туракине, матери Гаюка. Тумены (дружины) Гаюка и Бури были отозваны в Монголию и Батый остался властвовать огромной территорией, имея всего 4000 верных воинов.
О насильственном удержании завоеванных территорий не могло быть и речи; возвращение в Монголию означало жестокую смерть – задушат по приказу ханши Туракины тетивой лука.
Батый, человек не глупый и дальновидный, остался в Золотой Орде со столицей Сарай, пытаясь наладить добрые отношения со своими подданными и прежде всего с Александром Невским и его отцом – князем Ярославом Всеволодычем.
П.Косс
risk-inform.ru/text/2003/08d/bati08d.html |
(3627 раз прочитано) |