A- | A | A+ 12pt | №7, 30 мая 2003 года («РИСК») |
Злостная волокита и поспешный суд |
ПРИ ТАКИХ ЗАКОНАХ ЛУЧШЕ ЖИТЬ ПО "ПОНЯТИЯМ"
Майор милиции Виктор Васильевич Клюев в августе 1992 года был вынужден уволиться из органов внутренних дел по состоянию здоровья. Медики пришли к выводу, что служба, которая, как известно, и опасна и трудна, оказалась для него еще и вредна, а потому повлекла инвалидность 2-й группы. Пришлось лечиться. Это стоит денег. Когда увольнялся, то начальник финансового отдела М.Быков объяснил, что он имеет право на льготы при приобретении медикаментов и пользовании общественным транспортом, остальные льготы на него не распространяются, потому что нет необходимой выслуги 20 лет.
Виктор Васильевич очень нуждался в санаторно-курортном лечении. Неоднократно он обращался в пенсионную группу родного министерства, которую возглавляла В.Велижанина, та сочувственно вздыхала, но ответ был один – права на льготное санаторно-курортное лечение у него нет. Наконец в мае 2001 года он решил обратиться за разъяснениями в Главное финансово-экономическое управление МВД России.
Ответили быстро. Тут-то и выяснилось, что пенсионерам МВД, ставшим инвалидами 1-2 групп вследствие заболевания, полученного в период службы в органах внутренних дел, при наличии медицинских показаний, выдаются путевки в санатории и дома отдыха МВД России бесплатно, предоставляется скидка 50% со стоимости проезда на междугородних линиях воздушного, железнодорожного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая. А кроме этого инвалидам 2-й группы предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно.
Все это так не соответствовало разъяснениям, которые давали должностные лица в МВД республики! Но это было только начало! В том же письме заместитель начальника главного управления С.А.Алешин сообщил В.В.Клюеву, что еще 15 сентября 1992 года он якобы получил страховую сумму в связи получением инвалидности – 10 тысяч рублей! Вот это была новость! Не напиши Клюев своё письмо, никогда бы так и не узнал, что ему эта сумма причитается!
На обращение к министру внутренних дел С.Монгушу был получен ответ, что по его заявлению принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела, хотя факт невыплаты был признан. Да и как не признать, если на запрос сотрудника ОБЭП, проверявшего заявление, генеральный директор Россгосстраха Е.Монгуш ответила, что страховая сумма В.Клюеву действительно не была выплачена.
Однако в возбуждении уголовного дела старший оперуполномоченный А.Куулар отказал, не обременяя себя приведением мотивов весьма легковесного решения, голословно заявив, что «...в указанных действий не усматривается состав преступления...». Вроде как зря вы, гражданин Клюев, так разволновались – никто ваши денежки не прикарманил, а по досадной случайности и явному недоразумению хранятся они по сию пору в надежных сейфах страховой организации.
Только на самом деле проверка обнаружила очень интересные обстоятельства. Какой-то добрый человек своим красивым почерком заполнил за гражданина В.В.Клюева еще 15 сентября 2001 года бланк заявления о выплате страховой суммы. То самое заявление, которое Клюев должен был заполнить собственноручно. Это заявление неразборчивой подписью завизировал заместитель министра и скрепил гербовой печатью. А на оборотной его стороне неизвестный чиновник сделал странную отметку «№43 Выпл. 10000 руб инв. II группы 15.09.92 г.»
Между тем, соответствующей совместной инструкцией МВД и Госстраха, утвержденной в апреле 1991 года, было предусмотрено, что по выплата страховых сумм производится инспекцией госстраха по месту жительства застрахованного на основании его заявления и приложенных к нему документов, которые должны поступить через МВД, путем перечисления денег на вклад получателя, выдачей чека или перевода по почте.
Так каким же образом в один и тот же день В.Клюев мог оформить заявление и получить деньги по документту №43? Или все же те люди, что оформили явно подложное заявление и деньги клюевские получили? Иначе какой смысл его оформлять? Правда, как следует из материалов проверки, все платежные документы были уничтожены в связи с истечением срока хранения. Но где гарантия, что это только единичный случай, а не одно единственное звено в длинной цепи хищений хорошо организованной группы, орудовавшей в недрах МВД и госстраха?
Чтобы проверить и исключить такую возможность, стоит установить того, кто заполнил за Клюева заявления и проверить все подобные факты. Очень может быть, что это не раз проверенный способ хищения! И по последним фактам бухгалтерские документы еще не уничтожены. То, что МВД этим делом заниматься не хочет, понять можно. Но обращение в прокуратуру тоже оказалось без толку. Начальник отдела прокуратуры Н.Астафьева послала заявителя «на три буквы» – в суд, разъяснив, что обжаловать решение об отказе в возбуждении уголовного дела он может не только в их уважаемом заведении но и этой почтенной организации. С уголовной стороной дела вышел полный облом. Оставалась еще сторона гражданская.
Совершенно естественно, что, неожиданно разбогатев, Виктор Васильевич попытался получить свое с извинениями и индексацией. И поначалу нашел понимание в суде. Судья М.Н.Чикашова 28 августа 2002 года приняла решение взыскать в пользу В.В.Клюева 122939 руб. С этим не согласился ответчик – ОАО «Росгосстрах-Тыва», а судебная коллегия Верховного суда республика с ним согласилась. Следующее решение М.Н.Чикашовой по этому делу (от 3 марта 2003 года) стоит того, чтобы о нем рассказаать подробнее.
Истец Клюев по сути не изменил свои требования, ответчик повторил и углубил возражения. Причем ответчик стал доказывать, что с сентября 2002 года сумма компенсации, причитающейся истцу не только не увеличилась, но доже уменьшилась и теперь он должен получить только 9308 рублей 95 копеек. Логика проста: да, индекс инфляции за истекшее время – 930,895, на это число нужно умножить те злополучные 10 тысяч, но разделить на 1000 в связи с деноминацией!
Судья Чикашова оказалась благодарной зрительницей блистательного театра абсурда и только по доброте душевной решила все-таки определить сумму взыскания в пользу Клюева десятью тысячами рублей. Отказала она и в праве взыскать со страховщика проценты за пользование чужими деньгами. По её мнению, раз такая возможность была введена законом с 1 января 1995 года, то Клюеву ничего не светит, потому что его право требовать деньги со страховщика возникло в 1992 году, а «после 1.01.95 года никаких новых прав и обязанностей между истцом и ответчиком не возникло».
Вот уж действительно: если у них такие законы, то нам лучше жить по «понятиям»! Ну ладно, если до 1995 года не было такого закона – вроде бы нет и права требовать, но с 1995 по сей день закон действует, страховщик продолжает пользоваться деньгами гражданина Клюева, накручивать на них проценты и незаконно обогащаться. Почему, на каком основании за счет Клюева? Нетрудно подсчитать, насколько бы выросла его страховка, если бы он своевременно получил свои рубли, перевел в доллары и положил в банк.
Впрочем, этими вопросами теперь будут заниматься вышестоящие судебные инстанции в Москве, потому что на этот раз судебная коллегия в составе А.Салчак, Е.Оттук-оол и М.Доржу с решением Чикашовой согласились. Можно представить, какой хай поднялся бы, если вдруг выяснилось, что кому-нибудь из эти х высокочтимых особ на 10 лет задержали положенное. И решение было бы соответствующим.
Отдел борьбы за законность в судах
risk-inform.ru/text/2003/07d/ponyal07d.html |
(2872 раза прочитано) |