A- | A | A+ 12pt | №5, 5 февраля 2003 года («РИСК информ») |
Интриги |
ТЫ НЕ ПРАВ, ВАСЯ!
Мэр Кызыла отпраздновал в конце прошедшей недели свои 100 дней, а депутаты Законодательной палаты, отработав без малого 9 месяцев, разродились второй сессией. Но если мэр за это время успел провести немало торжественных приемов, вечеринок и празднований, то парламентарии успели лишь с большим трудом избрать спикера. Помните, как он многократно "зависал" между позорными 3 и максимум 7 голосами вместо необходимых 17? Вплоть до октября. Пока не уломали всех. На каких условиях состоялся политический торг - неизвестно. Но это стоило будущему спикеру, судя по всему, охлаждения со стороны влиятельных родственников. Как иначе объяснить, что "выбонаровцы", ставшие депутатами на волне "большой всенародной любви" к правительству, вдруг стали его заклятыми врагами и разоблачителями?
Лучший друг "Выбора народа", немало помогавшая многим стать депутатами, некто Эргеп вдруг была обозвана ими прилюдно "правительственной шпионкой", а допустившим ее проникновение на заседания прошедшей сессии устроили хорошую головомойку. В духе незыблемых феодальных традиций Белого Дома. Неведомо, за что. Ведь сотрудник органов госвласти не обязан получать аккредитацию (это не СМИ) для того чтобы посетить открытое заседание выборного органа народного представительства. В парламенте Великобритании, который когда-то и породил систему парламентаризма, имеются даже специальные места для туристов и желающих увидеть, как куются законы. Вход свободный. Ох, не надо бы путать парламент с ФСБ и ЦКБ. Конституцию хотя бы полистали народные избранники и их временное (на 4 года) избранное руководство, в части, повествующей о праве человека на информацию. Да и сама аккредитация в парламенте лишена практического смысла, поскольку журналисты в оный орган и добровольно-то шли неохотно, а уж чтоб с процедурами загнать - это надо было додуматься! Судя по всему, дело в том, что страшно далеки от народа принимаемые ими законы, и страшно далек народ от тех красивых слов и цифр, ежегодно выставляемых напоказ в бюджете. А коль нет у потребителя доверия и интереса, так какой смысл изводить бумагу и пленку на никому ненужное повествование о бюджете, где реплики обеих сторон расписаны и конец которого известен заранее. Живем как всегда в долг, дефицит бюджета "зашкалил" за 115 миллионов. Вся надежда опять на Москву. А не будет денег - опять будет виновата она. Вот и все в двух словах.
Очень напоминавшее суровое ГКЧП триголовье из спикера и двух его замов, говорят, грозно и громко учило после сессии чиновников (за эти годы видавших в стенах парламента разные режимы, от коммунистов до демократов первой и новой волны), как надо работать. Отныне Желтый дом должен усваивать "передовые" методы работы Белого дома. По свидетельству очевидцев, даже в страшном сне аппаратчики парламента до сей поры не видали и не слыхали подобного общения руководства с "народом".
Как-то так повелось, что парламент всегда возглавляли достаточно интеллигентные люди, понимавшие, что государственная служба - это не колхозное правление, где председатель ведет себя с деревенской непосредственностью, вперемежку ругая и коров, и правительство, и колхозников, и жену до кучи. Так уж повелось, что наш парламент всегда был образцом политкорректности и выдержанности. К примеру, Чимит-Доржу Баирович Ондар. Шутками-прибаутками (часто переходящими в крылатые выражения) устранявший проблемы, как среди коллег депутатов, так и в аппарате. Каадыр-оол Алексеевич Бичелдей, всегда державший дистанцию и не допускавший фамильярности. Он никогда не повышал голос и не доходил до угроз и оскорблений. Его заместитель - Михаил Сергеевич Козлов - доброжелательный, предупредительный джентльмен. Имел привычку всегда пропускать вперед женщин, здороваться с открытой улыбкой со всеми, от вахтера до президента. Шолбан Валерьевич Кара-оол демонстрировал умение и пошутить, и призвать к ответу, но при этом обязательно безупречно вежливыми формулировками политического и гражданского этикета.
В отличие от чиновников (непотопляемо перемещающихся по оси координат Белого дома, выскакивая то тут, то там в той или иной должности, опустошая попутно вверенное им хозяйство), депутаты всегда отдавали себе отчет, что они люди при власти временные, с определенным, достаточно небольшим по историческим меркам сроком. Не пожизненным.
Тем же, кто пересел в депутатское кресло из правительственного, видимо, очень хочется, чтобы публичная словесная порка (верный признак тиранических режимов в слаборазвитой государственной системе восточного типа), вынесенная как метод работы из Белого дома, стала стилем общения и в парламенте. Особенно когда собственное бессилие вынуждает искать по привычке не причину, а крайних. К примеру, виновных в том, как прошла сессия (треть вопросов перенесена на следующее заседание); и в том, что закон о Великом Хурале до сих пор не принят и прошел лишь первое чтение. И что в дополнение к этому проигран суд (накануне сессии Кызылский городской суд установил незаконность реорганизации аппарата бывшего парламента в аппарат одной лишь Законодательной палаты; и значит, предстоит новый передел собственности, как того требует вторая палата), и в том, что правительство одерживает верх в "необъявленной войне" двух бывших соратников. И даже в том, что у депутатов "на столах грязно". При этом "борец за чистоту", метко прозванный избирателями "технарь-депутатом", уличенный в присвоении государственных средств и находящийся за это под уголовным преследованием, на заданный ему при представлении на пост зампреда ЗП вопрос о его отношениях с Законом, не моргнув глазом, заявил, что он "чист перед Богом и избирателями". Ни больше, не меньше! Помнится, аналогично убеждал избирателей и недавно освобожденный от непосильных депутатских полномочий квази-депутат Михаил Куулар. Он тоже клялся и божился в своей кандидатской непорочности, которая судом, пусть и запоздало, была закономерно опровергнута.
Приживутся ли новые порядки (шпиономания и лицемерие) в бывшем Верховном Хурале? Станет ли он филиалом Белого дома по части феодальной субординации? Какие перемены ожидают его аппарат? Особенно новых ответственных работников, за плечами которых, как правило, разваленные министерства и ведомства, а у иных лишь предвыборная активность и умение играть в волейбол; да сомнительного качества корочки физкультурного техникума (которые, как и в случае с ооржаковским полпредом Орланом Чолбенеем с его фальшивым ташкентским дипломом о высшем образовании, нуждаются в проверке).
А тут еще пугают желтодомовских обитателей аттестацией. Несомненно, руководство намерено кое с кем распрощаться, и об этом открыто заявляет спикер, обводя притихший зал до боли знакомым грозным взглядом. Справедливости ради следует отметить, что до упоминания себя во множественном числе дело пока еще не дошло, но компетентные источники полагают, что и этого ожидать долго не придется. Но не торопится ли г-н спикер с подвигами Геракла? Авгиевы конюшни расчищать под силу не каждому. Что еще скажет Верховный суд? Скорее всего, придется ему делить с аксакалом Д.Ооржаком аппарат со столами и стульями, если его самого при дележке власти не вычистят с должности.
А что ожидает депутатский кворум? Один выбыл по суду, а сколько еще уйдут, раз правительство поменяло ориентацию и прикрывать выборные махинации ЦИКа больше не хочет? Ушел под капельницу один нездоровый депутат, заморился с рынком другой - и все! Работа стоит! Смутные времена... До избирателей ли тут? Одним словом, жалко депутатов. А главных еще жальчее, им во-о-н откуда падать и больно ударяться! А не понимают они, что поперек батьки лезут, как правило ничего из себя еще фактически не представляя. Вес физический не всегда равен умственному, а тем более политическому. Это знали даже пещерные люди, выбирая себе вожака.
Отдел политики
risk-inform.ru/text/2003/05/vasya05.html |
(2808 раз прочитано) |