A- | A | A+ 12pt | №2, 25 апреля 2003 года («РИСК») |
Экономика дебилизма |
ТУВИНСКИЙ УГОЛЕК КУСАЕТСЯ
Американцы захватили Ирак – страну, в которой добыча одного барреля нефти (это стандартная бочка на 200 литров) обходилась в 4 – 5 долларов.
Можно предположить, что вскоре они найдут химическое или бактериологическое оружие. Если не найдут, то завезут это оружие из США и предъявить мировому сообществу как иракское. И все это ради нефти! В Ираке воткни палку в землю и ударит нефтяной фонтан. В России же добыча нефти обходится в 13-14 долларов за один баррель.
Как только американцы наладят добычу нефти в оккупированном Ираке, посадят там марионеточное правительство, так «мировые» цены на нефть обрушатся. Повторится ситуация 1998 года, если не хуже.
В 1997 году российская нефть давала только 4 доллара прибыли. Что делать, климатические условия в Западной Сибири очень сильно отличаются от условий Персидского залива! Холодно в России, да и нефть в Сибири не фонтанирует.
Весной 1998 года, при мировой цене 8 долларов за баррель, нефть приносила России убыток в 6 долларов на каждый баррель. Но продавать ее на Запад себе в убыток все равно приходилось, поскольку объемы продажи определяются в договорах заранее, а вот цена используется «на момент продажи». Так уж сложилось.
Вспомните, как при «дорогом» Л.И.Брежневе заключались договора на поставку нефти на 20 и, даже, на 30 лет вперед по неизменной цене. Не прошло и нескольких месяцев, как наша нефть, под воздействием ценовой политики Запада, стала дешевле Кока-Колы. Не знаю, давно ли закончились поставки нефти в Европу по этим кабальным договорам, но они продолжались даже после начала перестройки.
Американцы, несомненно, обрушат мировые цены на нефть после восстановления промышленности Ирака. Тем более они открыто заявляют, что Россия не будет допущена к восстановлению Ирака после завершения американо-британской агрессии. А наших средств в нефтедобывающую промышленность Ирака вложено более чем 78 миллиардов долларов! Сколько еще будет сокращено рабочих мест в России? В общем, боком выйдет нашему народу эта война в Ираке за иракскую же нефть!
Россия не нужна Западу, потому что любое производство на ее территории, по «мировым» понятиям, невыгодно. Причем не выгодно не только производство сельскохозяйственной и промышленной продукции, но и добыча любого сырья себя не окупает!
Для Запада невыгодно добывать нефть в Сибири, когда она есть в Кувейте и Ираке. Подогнал танкер к берегу и качай, только отмахнись от Саддама Хусейна. Но и в такой ситуации давно ли американцы, самым наглым образом, пользовались методом наклонного бурения в Персидском заливе, когда экономическая зона государств составляла две морские мили? Подгоняли буровую установку, замаскированную под тот же танкер, или дебаркадер, забуривались в месторождение нефти, что под берегом, и качали ее родимую без всякой оплаты в собственные танкеры, стоящие у другого борта буровой установки, изображая перекачку добытой нефти из нефтехранилищ. Теперь еще проще можно будет грабить иракские месторождения нефти. Так что «мировая» цена на нефть непременно упадет! И упадет до таких величин, что добывать её нам для поставки на Запад станет совершенно невыгодно. Но договоры, как говорится, дороже денег! Так что как поставляли, так и будем поставлять. Даже себе в убыток и, не смотря на рыночные отношения!
Интересно, как себя поведут нефтяные олигархи? Едва ли им понравится поставлять «свою» нефть себе в убыток. Они должны что-то предпринять. Среди олигархов дураков нет! Теперь надо будет внимательно следить за их действиями, чтобы попытаться в очередной раз хотя бы выжить!
Невыгодно возить и уголь железной дорогой из Кузбасса за кордон, когда его можно привезти морем из Австралии, что значительно дешевле. Там есть угольные разрезы прямо на берегу океана. Подгоняй углевоз и грузи уголь прямо с конвейерной ленты. И грузят.
Тем не менее, это не мешает западным «партнерам» угольщиков Кузбасса жульничать. Мало своих жуликов!.. Сертификат на уголь из Кузбасса выдан фирмой из Южной Африки. Какой только гадости, оказывается, в этом угле нет! Вот и приходится, условно говоря, продавать вагон угля за 100 долларов. Но как только вагон с углем из Кузбасса пересекает границу России, перекупщик выбрасывает южно-африканский сертификат, написанный красными чернилами, и предъявляет настоящий сертификат качества угля. Цена одного вагона угля немедленно подскакивает до 300 долларов.
Так, не глотая пыль, не рискуя жизнью шахтеров, западные «партнеры» получают дикую прибыль от российского угля. 200 долларов с одного вагона! Так что голубые мечты Ш.Д.Ооржака организовать добычу угля на шахте «Красная Горка» и продавать его на мировом рынке, доставив водным путем, по Енисею, до ближайшей железнодорожной станции в Саяногорске, – просто глупость невероятная!
Представьте, что уголь на шахте «Красная Горка» добыли. И уголь там действительно хорошего качества. Он намного лучше того, что добывается на разрезе «Каа-Хемский». Старики помнят еще те времена, когда на Кызыльской ТЭЦ и для отопления частных домов использовался уголь из шахты «Красная Горка». Такой сажи в городе не было!
Погрузили этот уголь на баржи и доставили в Джойскую Сосновку, что перед плотиной Саяно-Шушенской ГЭС. А что дальше?
Джойская Сосновка от поселка Черемушки в 8 километрах. Но это напрямик – через плотину. Теперь уголь нужно перегрузить в автомашины и везти по горам более 40 километров до Черемыушек. И только после доставки угля автомобильным транспортом по горному серпантину выгрузить его на железнодорожной станции не то в Черемушках, не то в Саяногорске. Если в Саяногорске, то это еще 50 километров. Затем автомашины должны вернуться в Джойскую Сосновку за новой партией угля. 90 километров порожняком.
Вот об этом этапе доставки тувинского угля ни Ш. Ооржак, ни его министры-капиталисты и словом не обмолвились. Хотя хорошо известно, что любые перевозки автотранспортом в России (тем более в Туве) «организуются так, чтобы шофера больше заработали». Как говорится, едем в Тоджу через Камбоджу. Вот и подскочат издержки на тувинский уголек марки «Ж» до небес. По цене золота обойдется такой уголек.
Говорят, где-то по трассе на Хову-Аксы есть замечательные угольные пласты. И мощность их приличная – до 30 метров; и вскрывать легко – нужно снять около 7 метров пустой породы. Но об этом почему-то молчит «отец тувинского народа» и его министры. Оно и понятно. Деньги нужны для нового угольного разреза, а где их взять? Да и технико-экономическое обоснование тоже нужно. Но это уже не нашего ума дело. Однако, может быть, пора легализовать добычу черной яшмы, которую, как утверждают злые языки, скрытно поставляют из Тувы аж в Арабские Эмираты? И дорого, очень дорого! Вот только деньги от этой поставки кому в карман идут? Ведь черная яшма добывается всего в двух местах Земного шара – в Чили и Туве. Вот так!
Можно, конечно, лес или золото продавать. Но лес в России тоже невыгодно заготавливать. Его лучше сплавлять не по Енисею, а по Амазонке. Она глубокая и не замерзает. И леса по ее берегам больше, чем в Сибири, хотя это и не лиственница, но лес ценных пород. И лесовоз можно провести далеко в глубь континента Южная Америка, и его на девять месяцев не затрет льдами.
Что касается золота, то его добыча в Туве, едва ли выгодна. Вот вред очевиден. Доблестные добытчики золота практически уничтожили все живое по Большому Енисею, вода в котором скорее похожа на промышленные стоки. И еще не известно, сколько там ртути и других вредных примесей. Хотя, на бумаге, все в полном порядке. Но это на бумаге, а бумага все стерпит.
Одним словом, куда не кинь, везде клин!
Если же Россия вступит во Всемирную Торговую Организацию, о чем переговоры Правительство РФ ведет уже очень давно, что может случиться?
По прогнозам, резко возрастет безработица. Если сегодня ее прирост по России около 30 000 человек в год, то после вступления в ВТО она достигнет 150 000 человек в год.
С внутреннего рынка будут вытеснены многие, очень многие отечественные товары. Закроются разорившиеся промышленные предприятия, не говоря уж о производителях сельскохозяйственной продукции, которая и так закупается в основном на Западе.
Мрачная картина! О будущем Тувы и говорить даже не хочется. Один только факт: городской бюджет г. Кызыла нынешнего 2003 года уменьшился против бюджета прошлого, 2002 года, что был при «ненавистном» Ал. Кашине, почти на 40%. Городские вожди объявили, что пополнять его они будут за счет увеличения платежей за коммунальные услуги и электроэнергию. Так что затянем ремни потуже и перейдем на подножные корма.
П.Косс
risk-inform.ru/text/2003/02d/ugolek02d.html |
(2839 раз прочитано) |