Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.ru/article_9405.html
№17 за 4 мая 2021 года

Куда может привести преемственность власти в Туве?

Куда может привести преемственность власти в Туве?

Глава Тувы, Кара-оол Шолбан Валерьевич, который руководил республикой с 2007 года, ушел в отставку. Если верить информации в социальных сетях, он перед своей отставкой распространил сведения, где было сказано, что после его отставки в Туве сохранится полная преемственность власти. Он уверен, что все цели и задачи, поставленные им за годы его деятельности на посту Главы Республики Тыва, будут успешно реализованы его преемниками.

Незадолго до отставки Главы республики я опубликовал в газете «РИСК» статью под заголовком «Туве необходимы кардинальные перемены», где изложил свои мысли о необходимости смены власти в республике и о срочной корректировке экономического курса нашего правительства. В связи с распространенной информацией о «преемственности власти» решил еще раз вернуться к вопросу о необходимости кардинальных перемен в Туве.

Как известно, социально-экономический курс нашего правительства осуществлялся в соответствии с Программой экономического и социального развития Республики Тыва на период до 2010 года, которая была утверждена Законом Республики Тыва от 30 октября 2007 года. Из этого следует, что провал программы будет оцениваться как неисполнение закона. Позже, в 2012 году, основные ее положения были включены в Стратегию социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 года.

Из текста Стратегии следует, что при ее разработке было рассмотрено два основных сценария развития республики. Первый сценарий – интенсивный, предусматривающий широкомасштабное освоение природных ресурсов республики и строительство железной дороги «Кызыл – Курагино» (в перспективе продление железнодорожной линии до границы с Монголией). Согласно этому сценарию на территории республики будут реализованы крупные инвестиционные проекты: строительство железной дороги, предприятия по добыче угля, цветных металлов и золота, модульная тепловая электростанция. Видно, что разработчики Стратегии были убеждены в том, что коренные сдвиги в экономике могут быть достигнуты в основном в результате освоения минерально-сырьевой базы, развития горнодобывающей промышленности и развития железнодорожного транспорта.

При реализации интенсивного сценария развития к основным угрозам при реализации крупных проектов эксперты указывали на возможность резкого ухудшения экологической и социальной обстановки в регионе, увеличение зависимости бюджета республики от крупных налогоплательщиков и рыночной ситуации на мировых рынках угля, золота и цветных металлов. При реализации этого варианта население концентрируется в местах реализации приоритетных проектов и городах Кызыле, Ак-Довураке, что вызовет отток населения из села. Интенсивный вариант также предусматривал проведение в социальной сфере процессов оптимизации, что и было сделано.

Несмотря на серьезные угрозы, которые возникают при интенсивном сценарии развития республики, предпочтение было отдано этому варианту развития республики. Инерционный сценарий, опирающийся на имеющуюся транспортную инфраструктуру, развитие традиционных отраслей с учетом повышения доли перерабатывающей промышленности в структуре валового регионального продукта региона, был отклонен.

Сегодня совершенно очевидно, что экономическая политика Правительства Республики Тыва, основанная на сценарии интенсивного развития республики, потерпела полный провал. Это подтверждается сегодняшним состоянием основных крупных инвестиционных проектов, являющихся стержнем всей экономической политики нашего правительства. Следует их рассмотреть более детально.

Железная дорога «Курагино – Кызыл» – главный крупнейший проект, на базе которого наше правительство рассчитывало обеспечить реализацию сценария интенсивного развития республики. Планируемый объем грузоперевозок составляет 15 млн. тонн в год. Железная дорога была необходима для разработки Элегестинского угольного месторождения и соединения региона с Транссибом. В течение 14 лет основное внимание, силы Главы Тувы были сосредоточены на этом проекте.

29 марта 2021 года Правительством РФ (распоряжением премьер-министра М. Мишустина) было принято решение приостановить концессию на строительство железной дороги «Кызыл – Курагино» на срок до пяти лет. В распоряжении указано, что реализация концессионного соглашения может быть возобновлена по инициативе концессионера (ТЭПК «Кызыл-Курагино»), который должен будет направить уведомление в Росжелдор. В случае отсутствия такого уведомления концессионное соглашение будет считаться расторгнутым. Главная причина принятия данного решения – низкая эффективность проекта и падение цен на уголь на мировых рынках. Известно, что проект проталкивался с помощью административных ресурсов при слабой экономической его обоснованности. Думаю, федеральным правительством принято вполне обоснованное решение о приостановке строительства железной дороги «Кызыл – Курагино», учитывая также существующие проблемы сбыта кузбасского угля, основного производителя угля в стране, и перегруженности Транссиба.

Очевидно, что, по крайней мере, в ближайшие годы этот проект не будет реализован. Приостановка важнейшего для нашего правительства проекта практически ставит крест на экономической части Стратегии развития Тувы до 2030 года. Впустую потеряны годы, растрачены силы и ресурсы на осуществление проекта, который потерпел провал. Даже при большом желании преемников бывшего Главы им не удастся продолжить строительство железной дороги.

Освоение угольных месторождений. Со строительством железной дороги было увязано развитие угледобывающих предприятий в республике, предусматривалось наращивание добычи угля на Каа-Хемском, Чаданском, Элегестском и Межегейском месторождениях каменного угля. Кое-какие результаты были достигнуты. Максимальное наращивание объемов добычи угля наблюдалось в 2017-2019 годах, когда объемы добычи угля достигли 1705 тыс. тонн.

Однако в 2020 году произошло резкое падение объемов добычи угля в республике. Согласно статистическим данным, объем отгруженных товаров угольных предприятий составил всего 32,5 процента к уровню 2019 года, а индекс по добыче угля – 22,3 процента. И это произошло не из-за вирусной пандемии, а из-за изменения ситуации на мировых рынках, в частности из-за падения цен на каменный уголь. Конечно же, это связано также с приостановкой строительства железной дороги. Эта ситуация стала поводом для угледобывающих компаний для свертывания производства угля в республике. ООО «Тувинская энергетическая промышленная корпорация» объявила о своем банкротстве, вывозит оборудование и технику из республики. Приостановило свою деятельность ООО «УК Межегейуголь», которое начало готовить производство к режиму консервации. Сокращаются объемы добычи и реализации угля и на ООО «Тувинская горнорудная компания». Ситуация сложилась так, что в ближайшие годы не следует ожидать восстановления достигнутых в 2019 году объемов добычи угля на территории республики.

Результаты деятельности угледобывающих предприятий хорошо известны населению республики. Прежде всего, это повышение цен на уголь почти в пять раз за последние 14 лет, что привело к недоступности угля большинству населения, что, в конечном счете, оказало влияние на рост бедности в Туве.

Проекты по добыче минерального сырья. В стратегии указано, что добыча полезных ископаемых будет направлена на наращивание объемов добычи рудного золота на действующих объектах и вовлечение в эксплуатацию новых месторождений (Октябрьское, Эйлигхемское, Кара-Бельдырское), освоение Хову-Аксынского месторождения кобальтовых руд, освоение Кара-Сугского месторождения редкоземельных металлов, вовлечение в эксплуатацию Улуг-Танзекского месторождения редкоземельных руд, освоение Тастыгского литиевого месторождения сподуменовых пегматитов, освоение Арысканского, Улатайского месторождений редкоземельных металлов, освоение Баян-Кольского месторождения алюминия, освоение Агардакского рудопроявления (черные металлы), освоение Кызыл-Таштыгского месторождения (цинк, свинец, медь), освоение Ак-Сугского месторождения (медь, молибден), освоение Эдегейского месторождения яшмовидных роговиков (каратулита), разработка Бомской площади Улуг-Хемского угольного бассейна, Ээрбекского месторождения каменного угля с целью получения газа, разработка Усть-Уюкского и Онкажинского урановых месторождений со строительством на их базе горнодобывающих предприятий с проектной годовой мощностью 400 т и 600 т руды в год соответственно, получение цементного сырья (известняки, глины, железные руды) на Хайраканском месторождении известняков Улуг-Хемского кожууна, Карачатском месторождении глин Улуг-Хемского кожууна, освоение Улатайского месторождения железных руд Овюрского кожууна, Кызык-Чадрской перспективной площади (медь, молибден) Пий-Хемского кожууна, Восточного участка Куртушибинского месторождения нефрита Пий-Хемского кожууна.

Предложено к освоению 23 месторождения, это практически все изученные основные месторождения республики. Авторы предложенной стратегии проявили некомпетентность в вопросах стратегического планирования, механически переписав все месторождения. Авторы, видимо, не представляли, какие экономические, социальные и экологические последствия могут возникнуть в случае полной реализации предложенных проектов. По сути, проигнорировано мнение многих рядовых граждан республики, выступавших против массовой распродажи богатства Тувы.

Правительству республики не удалось реализовать свой план по разработке предусмотренных 23 месторождений. Из перечисленных в Стратегии запущено в эксплуатацию только Кызыл-Таштыгское месторождение полиметаллических руд годовой мощностью 1 млн. тонн. Ведутся строительные работы на ГОК Ак-Сугского месторождения. Очевидно, что политика массового освоения природных ресурсов также потерпела провал.

Чего мы достигли в результате реализации политики опережающего развития горнорудной промышленности?

Будем сравнивать 2006 год с данными 2018 года, в котором был достигнут максимальный объем добычи золота, угля и цветных металлов. Объемы производства предприятий, добывающих полезные ископаемые (включая уголь), по данным Красноярскстата, увеличились с 1 263,5 млн. рублей в 2006 году до 28 778 млн. рублей в 2018 году, т.е. в 22,8 раза. По объему добычи полезных ископаемых достигнуты хорошие результаты. Однако, начиная с 2019 года, идет спад – объем отгруженных товаров собственного производства предприятиями по добыче полезных ископаемых упал до 16 308 млн. рублей в 2020 году. Это свидетельствует о неустойчивости и нестабильности деятельности добывающих предприятий. Я неоднократно указывал на это в своих публикациях и в альтернативной стратегии развития Тувы. Известно, что их деятельность связана с запасами минерального сырья и зависит от ситуации цен, спроса и предложений на мировых рынках.

Среднегодовая численность занятых на предприятиях по добыче полезных ископаемых в 2006 году – 2556 человек, а в 2018 году – 3307 человек, увеличение на 751 человека. Следует учесть, что добывающие предприятия привлекли много своих специалистов из-за пределов республики, большинство привлеченных местных жителей в основном были заняты на вспомогательных малооплачиваемых работах. Так что говорить о решении этими предприятиями вопроса трудоустройства местного населения не приходится.

Поступления в бюджеты от налогов добывающих природные ресурсы предприятий составляют около 4-5 процентов в общем объеме доходов консолидированного бюджета республики. При этом среднедушевые денежные доходы населения республики в месяц в 2018 году оказались даже ниже чем в 2015-2017 годах. Снижение доходов населения произошло в условиях, когда объем производства на добывающих предприятиях достиг рекордных объемов – 29 млрд. рублей.

Сегодня уже очевидна ошибочность главного направления развития Тувы, основанного на выводе разработчиков Стратегии о том, что коренные сдвиги в экономике могут быть достигнуты в основном в результате освоения минерально-сырьевой базы, развития горнодобывающей промышленности и развития железнодорожного транспорта.

Указанные выше статистические данные показывают, что добывающие предприятия не решили ни одной проблемы, на решение которых рассчитывало наше правительство. Проблемы занятости, низкого уровня жизни населения, дефицита бюджетов даже усиливаются. Они создают больше проблем, связанных не только с экологией. В частности устанавливаемые угольщиками высокие цены на уголь оказывают прямое влияние на ухудшение уровня жизни наших граждан. Пора отказаться от ошибочной политики массовой распродажи природного богатства Тувы, которая приведет к социальной и экологической катастрофе в будущем. Бесперспективность проводимой в 2007-2020 годы экономической политики нашего правительства доказана жизнью. Так стоит ли дальше продолжать этот безнадежный курс, который загоняет республику в тупик? Тем более, на проекте строительства железной дороги федеральным правительством поставлен большой крест, а угольщики свернули производства. О какой преемственности можно говорить в нынешней ситуации?

Тепловая электростанция ТЭС-2. Наряду с крупными проектами по строительству железной дороги и горнодобывающих предприятий правительством Тувы была выдвинута идея создания в республике собственной генерирующей станции. Новая ТЭС планировалась в качестве основного источника покрытия дефицита электрической энергии, обеспечения надежного электроснабжения потребителей республики и теплоснабжения столицы – Кызыла и его пригородов. В стратегию развития Тувы до 2020 года было включено строительство модульной теплоэлектростанции (ТЭС‑2) проектной мощностью 400 МВт, хотя проект не имел разработанного технико-экономического обоснования.

Правительство РТ проталкивало проект строительства тепловой станции в течение почти 12 лет. Он был отклонен федеральными министерствами и ведомствами в 2019 году при согласовании Стратегии развития Тувы до 2030 года. Таким образом, и этот правительственный проект потерпел провал и был исключен из стратегии развития Тувы.

На мой взгляд, сама идея ТЭС является интересной с позиции создания собственной мощности генерации на базе местных ресурсов углей. Однако очевидно, что в нынешних условиях предложенный проект был неэффективным. Известно, что себестоимость энергии, вырабатываемой на тепловой электрической станции, будет в разы выше, чем стоимость энергии, вырабатываемой на ГЭС. Имея рядом надёжный и дешёвый источник электроснабжения в лице Саяно-Шушенской ГЭС, ставить вопрос о строительстве тепловой электростанции, по крайней мере, было неразумно. Было бы правильным и логичным, если бы мы ставили перед Москвой вопросы о снижении тарифов на электроэнергию, учитывая то, что при осуществлении мероприятий по зоне затопления Саяно-Шушенской ГЭС на территории республики не были выполнены все предусмотренные мероприятия, включая компенсации за затопленные сельхозземли. Уверен, что такое предложение нашло бы поддержку у федеральных властей.

Ошибочная идея по строительству модульной ТЭС имела для республики серьезные негативные последствия. Увлекаясь идеей строительства собственной ТЭС, наше правительство упустило возможность строительства второй линии ЛЭП Шушенское-Кызыл, которая была в приоритете прошлого правительства. Этот важнейший для республики объект не попал в Стратегию развития республики до 2020 года. Только сейчас после провала проекта по строительству ТЭС в правительстве начали говорить об этом проекте. Однако драгоценное время упущено безвозвратно.

Идея о строительстве ТЭС приостановила также работу по расширению Кызылской ТЭЦ. Разговоры на высоком уровне о бесперспективности ее расширения вряд ли стимулировали руководство Кызылской ТЭЦ принимать какие-либо серьезные меры по развитию предприятия. Более того, на публичном слушании депутаты городского Хурала при рассмотрении вопроса о схеме теплоснабжения города поддержали вариант строительства новой ТЭЦ-2 и восьми локальных водогрейных котельных с закрытием в резерв существующей Кызылской ТЭЦ. Если предложение депутатов осталось в силе, то этим не продуманным решением республиканские и городские власти загнали в тупик вопрос теплоснабжения города, соответственно, поставив крест на строительстве новых капитальных объектов в столице.

Вышеуказанные просчеты правительственных чиновников показывают, как высока оказывается цена управленческой ошибки, связанной с выработкой и решением стратегически важных вопросов. Республика много потеряла в своем социально-экономическом развитии, упустила хорошие возможности создать свою традиционную экономику, обеспечить на этой основе занятость населения и выйти из унизительной бедности.

Чиновники, чья экономическая политика потерпела полный провал и которые привели экономику Тувы в тупик, должны были добровольно подать в отставку. Это касается, в первую очередь, чиновников экономического блока правительства. Так обычно поступают люди, которые дорожат своей честью.

Продолжение следует.

Валерий Салчак,
заслуженный работник Республики Тыва.