Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.ru/article_7333.html
№20 за 22 мая 2018 года

Обзор прессы

Тувинская правдаМЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ В КЫЗЫЛЕ: ОБЕЩАТЬ ЖЕНИТЬСЯ – НЕ ЗНАЧИТ ЖЕНИТЬСЯ

Обещание превратить аэропорт в г.Кызыле в международный мы впервые услышали в 2007 году. Это было сказано только что назначенным председателем правительства Тувы Ш.Кара-оолом в увязке с перспективами развития в республике туризма. Прошло более 10 лет – срок солидный. Сначала Кара-оол обещал придание статуса международного в 2016 году, теперь что-то невнятно мямлит про год 2018. Ни туризма, ни международного аэропорта в Кызыле нет.

Зато вместо этого мы получили при Кара-ооле банкротство предприятия «Тува Авиа», лишение его лицензии на эксплуатацию воздушных судов, списание нового Як-42, подаренного республике президентом Б.Ельциным, ликвидация парка самолётов и гибель в авиакатастрофах при браконьерских вылетах вертолётов, приобретение по завышенной как минимум втрое цене никому ненужных швейцарских одномоторных кукурузников – самолётов «Pilatus PC-12», – которые невозможно эксплуатировать в суровых сибирских условиях и которые запрещены к использованию в регулярных пассажирских перевозках.

За это время правительство Тувы не только не организовали международное авиасообщение Кызыла с другими столицами – за это время было прекращены прямые авиарейсы в Москву, Барнаул, Иркутск и другие города России. А аэропорт вместо бурного развития влачит жалкое существование: скукожил свою деятельность до работы трёх дней в неделю, в которые принимает по 2-3 рейса. Большая часть лётного состава и обслуживающего персонала уволены. А сама его деятельность стала настолько проблематичной, что его пришлось передать в федеральную собственность, иначе ему было не избежать процедуры закрытия.

А закрыть его власти России не могут, поскольку в этом случае Кызыл в отсутствие железнодорожного сообщения с Россией будет полностью отрезан от цивилизованного мира. Более того, в последние годы Россия провела реконструкцию взлётной полосы аэропорта, но это никак не связано с интересами пассажирского сообщения Кызыла и других городов. Связано это только с тем, что нашему дорогому (во всех смыслах) земляку министру обороны РФ Сергею Шойгу надоело возить в Туву с пересадками в Абакане своих не менее дорогих именитых гостей на свои многочисленные заимки, застроенные за время правления Кара-оола.

Но даже в таких условиях Шолбан Кара-оол не устаёт, как попугай, повторять о необходимости придания аэропорту г.Кызыла статуса международного. Впрочем, его понять можно: о чём-то же нужно балаболить. А тема международного аэропорта в Кызыле придаёт Шолбану Валерьевичу статус некоего солидного государственного деятеля, заботящегося о своей республике, его народе, связях Тувы с другими странами. Все, в том числе, наверное, и сам Кара-оол, рассуждая на тему международного аэропорта, понимают, что этого не случилось ранее в более тучные годы и вряд ли случится теперь во время международной изоляции России и реального отсутствия денег в стране.

Да и кого куда возить? Народ республики обеднел настолько, что даже для перевозки людей в Красноярск или Новосибирск желающих лететь самолётом набирается от силы на 2-3 рейса в неделю, да и то человек по 20. Из которых большинство – это командированные члены тувинского правительства, которым бюджетных денег не жаль. Так что набрать 100-200 человек для полёта куда-нибудь в Улан-Батор или Пекин можно будет в лучшем случае раз в год.

Но положение обязывает что-то обещать гражданам, и Кара-оол снова и снова берётся за эту тему. Вот и на этот раз «ТП» сообщила, что «Власти Тувы намерены добиться внесения аэропорта «Кызыл» в перечень международных в 2018 году». Правда, есть заковыка, о которой сообщил наш премьер. Если верить ему, «принципиальное согласие Минтранса России в этом вопросе уже есть», но дело осталось за малым: необходимо «обосновать открытие аэропорта «Кызыл» для международных полётов». А с этим – большая проблема. Помнится, Кара-оол ещё в 2007 году пообещал нам новую ТЭС-2. Много раз заявлял, что с Минэнерго РФ всё согласовано, осталось дело за малым – экономически обосновать такое строительство. Согласовывают уже 11-й год, а воз и ныне там. Наверное, то же самое будет и международным статусом аэропорта. И заявление Кара-оола – «мы над этим активно работаем» – никакого оптимизма уже не вызывает. Как и наличие «предварительных договорённостей с властями Китая и Монголии о воздушном сообщении между столицей Тувы и городами Пекин и Урумчи (КНР), а также Улан-Батор и Улангом (Монголия)».

А размышления Кара-оола о том, что в таком случае «общий пассажиропоток можно увеличить в 7,4 раза с нынешних 33,7 тысячи человек до 249,3 тысячи», – вообще бред сивой кобылы, поскольку в Туве всего 300 тысяч жителей. Да и рассчитывать на пассажиров со стороны – это мечты сумасшедшего. К тому же в Туве авиатопливо почти вдвое дороже, чем в соседних аэропортах, и кандидат экономических наук Кара-оол должен об этом знать. Так что об ожиданиях тувинского премьера «мультипликативных эффектов – повышения комфорта для ведения бизнеса в Туве, роста инвестиций в республику, активного развития сферы туризма, создания новых рабочих мест» после получения международного статуса у нашего загибающегося аэропорта, можно даже и не думать.

За 11 лет мы убедились в том, что почти ничего из того, что обещает нам Кара-оол, никогда не сбывается. А если и сбывается, то с точностью до «наоборот».

КУЁМ МЫ КАДРЫ НАЗЛО БУРЖУАЗНОЙ ЕВРОПЕ?

Удивительные метаморфозы происходят в Туве с показателями «промышленного производства». Так, если верить отчётам, «объёмы промышленного производства в Туве растут». Только этот рост никак не отражается на благосостоянии населения. Скорее даже наоборот – чем больше рост, тем сильнее нищает население. Если 10 лет назад в республике за чертой бедности проживало порядка 30% населения, то теперь – более половины.

При этом никакой «потребности в новых специалистах-горняках со средним и высшим образованием» не ощущается – «Лунсин» и «Межегейуголь», как правило, обходятся своими рабочими и инженерно-техническими работниками. А местных в лучшем случае использую на уборке территории, грузчиками или сторожами. Да и то крайне редко, учитывая местную вороватость.

Как сообщает «ТП», «в Ак-Довуракском техникуме и его тоджинском филиале Тора-Хемском агротехническом техникуме» готовят «кадры для горных работ со средним образованием». Спору нет – может быть, и готовят, хотя каких горных специалистов можно приготовить в «агротехническом техникуме» – большой вопрос. К примеру, с подачи премьера Тувы вот уже семь лет бывший автодорожный техникум в Кызыле с большим успехом готовит специалистов-железнодорожников. Правда, работать им в республике по специальности негде. Наверное, в такой же ситуации находятся и выпускники Ак-Довуракского и Тора-Хемского учебных заведений.

ШОЛБАН КАРА-ООЛ: В ТУЛЕ, ДА БЕЗ САМОВАРА...

Всем, конечно, известно, как наш премьер Кара-оол любит за казённый счёт ездочиться за границу. Вот и на этот раз правительственные СМИ раструбили о том, что «15 мая делегация Тувы под руководством главы республики Шолбана Кара-оола продолжила рабочие встречи с руководителями правительства Монголии». Состоялись встречи «с заместителем председателя правительства Монголии г-ном О. Энтувхшином, министром обороны Монголии Н. Энхболдом, а также государственным секретарём министерства продовольствия, сельского хозяйства и лёгкой промышленности Д. Энхбатом». Обсуждались «пути расширения торгово-экономических, культурных и туристических контактов».

Правительство сообщает, что, поскольку «Тува добилась для своей таможни от федеральных властей права декларировать товары», возникла необходимость согласования действий между Тувой и Монголией в части «экспорта в Монголию делового леса и пиломатериалов». Вопрос, конечно спорный. Может, Монголии и нужен наш лес, только в Туве и круглый лес и тем более пиломатериалы в основном завозные из Красноярского края и Хакасии, поскольку в Туве правительство лесную и деревообрабатывающую отрасли окончательно загубило.

Можно согласиться с тем, что, наверное, в перспективе можно будет говорить «о поставках яиц и мяса кур Кызылской птицефабрики», поскольку птицефабрика, уйдя от государственной опеки, начала оживать. Но совершенно очевидно, что главная проблема сегодня, которую нужно решать правительству Тувы, – это обеспечение нового мясокомбината В.Оюна сырьём – скотом и мясом. Шолбан Кара-оол давно рассказывает всем о неких тучных стадах, исчисляемых миллионами голов, пасущихся на территории Тувы, однако реальная картина скотоводческого изобилия такова, что тувинского поголовья хватает на загрузку мясокомбината лишь на 25-30% его мощности. Поэтому Оюн уже сейчас вынужден покупать скот для забоя в Хакасии и Бурятии. И реальный выход из этой ситуации один – закупать скот в Монголии.

Вот так реальное положение дел в сельском хозяйстве республики просвечивает через публичные фанфары премьера Тувы о благополучии на селе.

ЛИПОВЫЕ УСПЕХИ САМОДОСТАТОЧНОСТИ

Статистика – это наука. И как бы её не корёжили чиновники в своих интересах, из её цифр можно многое узнать. К примеру, правительство сообщило, как о своей большой победе, о росте доходов республиканского бюджета в части «налога на доходы физических лиц» и «налога на прибыль». Наверное, этому следует порадоваться. Если бы не некоторые «но»...

Как следует из публикации, реальной экономической активности в республике ещё меньше, чем раньше – «в структуре доходов 51% составляют поступления от налога на доходы физических лиц». А это в основном зарплата людей, сидящих на бюджете: чиновников, депутатов, учителей, врачей, полиции, армии, таможни, службы судебных приставов и так далее, с которых платится подоходный налог. К примеру, сообщается, что рост в 8% произошёл «за счёт размещения в Кызыле 55-й отдельной мотострелковой бригады» и «повышения зарплат работникам бюджетной сферы». Так что к экономическим показателям это никакого отношения не имеет.

Или, к примеру, поступления от «налога на прибыль организаций» «увеличились в 1,7 раза» – «в казну поступило 653 млн. рублей». Правда, «в основном её пополняли горнодобывающие предприятия», от которых вреда экологии республики больше, чем пользы от поступающих отчислений в бюджет. А вот предприниматели Тувы «уплатили в бюджет по «упрощёнке» всего лишь «181 млн. рублей» – так в республике развивается малый и средний бизнес... Зато «в 2017 году по сравнению с предыдущим годом объём поступлений от него вырос на 31%». Правда, «произошло это в связи с вводом в эксплуатацию шахты компании «Межегейуголь», к которой правительство Тувы никакого отношения не имеет.

При этом добывающие предприятия Тувы при росте добычи ископаемых умудрились снизить по сравнению с предыдущим годом доходы бюджета от «налога на добычу», который «оказался на 33% меньше полученного в 2016-м году». В итоге в бюджете республики «доля собственных доходов Тувы увеличилась на два процента и достигла 26%», из которых более половины – это налог на зарплату, выплачиваемую из федерального бюджета.

Плюс ИнформСТРАННЫЙ ОБЪЕКТ В ТРЕВОЖНОЕ ВРЕМЯ

В Кызыле приступили к строительству нового коммунального моста. Наверное, от этого хуже никому не станет. Правда, считается, что это не строительство нового, а реконструкция старого, которому «более полувека». «Крупномасштабная стройка, на которую выделено более миллиарда рублей», оказалась «самой важной для Тувы». В общем, «стратегически важный объект», как говорится в публикации.

На самом деле его сооружение вызывает больше вопросов, чем радости. И дело даже не в том, что имеющийся мост не загружен, а второй строят плотную к первому. Просто, если бы в правительстве Тувы сидели умные рачительные чиновники, они бы сначала восстановили мост по трассе Ак-Довурак – Абаза, чтобы восстановить сообщение из западной части республики в Хакасию, а уже потом бы придумывали новые стройки на потеху Кара-оолу и Уюсову. В общем, эти бестолочи бюджетные деньги вкладывают туда, где можно было бы ещё лет 10-20 подождать, и ничего не делают там, где в связи с аварийным состоянием мостов полностью прекращено автомобильное движение. Ну, не дураки ли?