Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.ru/article_1254.html
№36 за 16 сентября 2009 года

В Законодательной палате

ОСЕНЬ. СОЗРЕЛИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ

7 сентября на заседании Совета «нижней» палаты под руководством Председателя Законодательной палаты Виталия Валькова был намечен перечень законодательной работы на сентябрь. С 9 сентября депутаты начинают работу в комитетах, к первому заседанию новой осенней сессии предстоит подготовить более 30 законопроектов. Первое сессионное заседание Законодательной палаты состоится 23 сентября.

Самый большой портфель законодательных инициатив находится в Комитете по конституционно-правовой политике, Регламенту и местному самоуправлению. Как отметила председатель комитета Виктория Кысыгбай, наиболее важной является работа над действующим Регламентом Законодательной палаты, который необходимо тщательно проверить на наличие антикоррупционных факторов и устранить их. Созданная в июне специальная комиссия в основном уже завершила свою работу, подготовив ряд изменений в Регламент и готова их внести на сессионное заседание 23 сентября.

В связи с изменениями в федеральном законодательстве будут внесены соответствующие изменения в республиканские выборные законы местного самоуправления. В частности, свои предложения по изменению закона «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Тыва» и закона «О выборах выборных должностных лиц местного самоуправления в Республике Тыва» представил прокурор республики П. Бухтояров и депутаты Комитета по конституционно-правовой политике.

Также в связи с предстоящим проведением Всероссийской сельскохозяйственной переписи разработан законопроект о наделении органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями.

Сентябрь в Законодательной палате будет насыщен и другими парламентскими мероприятиями. Сразу три комитета – по промышленности и строительству, по экономической политике и бюджетный комитет – проведут 25 сентября совместное заседание, на котором обсудят готовность республики к новому отопительному сезону.

По инициативе Комитета по науке, образованию и культуре итоги летней оздоровительной кампании 2009 года будут обсуждаться на «круглом столе» 28 сентября. Ход реализации национального агропроекта в Тандинском кожууне станет темой «круглого стола» 30 сентября, который проводится по инициативе двух комитетов – Комитета по реализации нацпроектов и Комитета по аграрной политике.

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЗАКОН «О РЫБОЛОВСТВЕ» РЕШИЛИ НЕ ПРИНИМАТЬ

Законопроект Республики Тыва «О рыболовстве», подготовленный Комитетом по аграрной политике и природопользованию не будет представляться ко второму чтению. К такому решению пришли депутаты на заседании аграрного комитета.

Как отметил председатель комитета Виктор Молин, этот законопроект разрабатывался до принятия федерального закона «О рыболовстве» и должен был урегулировать насущные проблемы рыбной отрасли республики. Но с принятием Госдумой федерального закона потерял свою актуальность.

Руководитель Государственного комитета по охоте и рыболовству РТ Александр Новиков признался, что новый федеральный закон не порадовал: «Он отражает, прежде всего, проблемы промысла в морях и океанах. Что касается рыболовства во внутренних водоемах, то распределение полномочий между федеральным центром и регионами вызывает множество вопросов. Поделили регулирование лова различных видов рыбы в одном водоеме. В итоге, лов хариуса и щуки мы можем контролировать, а, остальную рыбу – уже нет. Этим занимаются федеральные органы. Практически нет ограничений лова на удочку, хоть тонну вылови. Все вопросы отведены к федеральному ведению. Единственная сфера, которую оставили регулировать регионам – это промышленное рыболовство. Несмотря на то, что федеральный закон «О рыболовстве» нас не может устроить, в принятии республиканского закона смысла тоже нет».

Представители прокуратуры и Управления по делам юстиции РФ по РТ тоже выразили сомнение в необходимости принятия местного закона, так как норм, которые он будет регулировать после принятия нового федерального закона о рыболовстве, фактически нет.

Учтя все мнения, депутаты приняли решение отказаться от республиканского закона, при этом предложили оформить в виде законодательной инициативы свои предложения по внесению изменений в федеральный закон.

Также на заседании комитета по аграрной политике и природопользованию депутаты согласились с предложением правительства о внесении изменений в республиканскую целевую программу «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Тыва на 2008-2012 годы».

Как отметил министр сельского хозяйства Валентин Ендан, программу предлагается расширить за счет введения новых подразделов: «Развитие птицеводства», «Поддержка овощеводства, картофелеводства», а также подраздела «развитие пищевой и перерабатывающей промышленности». Также вносятся изменения по объемам финансирования. В частности, удалось добиться в федеральном центре выделения дополнительных 34 миллионов рублей на поддержку молочного животноводства.

КАРА-ООЛ ОТКАЗАЛСЯ ПОДПИСАТЬ ЗАКОН О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ

Принятый Законодательной палатой и одобренный Палатой представителей Закон РТ «О мерах по противодействию коррупции в Республике Тыва» Правительство Тувы вернуло депутатам на повторное рассмотрение. Основной причиной отказа Председателя правительства Шолбана Кара-оола подписать закон стала внесенная в процессе второго чтения поправка о представительстве депутатов от нижней и верхней палат парламента в Комиссию по противодействию коррупции в Республике Тыва.

Внесенная депутатами нижней палаты парламента поправка предусматривала представительство в антикоррупционной комиссии от каждой палаты по 4 народных избранника. Именно этот пункт правительство предложило исключить из закона, ссылаясь на то, что комиссия представляет собой совещательный орган и равновесие в представительстве ветвей власти в ней законодательством не предусмотрено. Это положение, по сути, и стало камнем преткновения для введения в действие Закона о противодействии коррупции.

Следует отметить, что принятый и одобренный депутатами закон регламентирует процедуру избрания членов комиссии от обеих палат Великого Хурала с принятием соответствующего Постановления. Однако, в состав Комиссии по противодействию коррупции вошли не уполномоченные законодательной властью республики депутат нижней палаты Виталий Бартына-Сады и депутат Палаты представителей Хемер-оол Куулар. Это свидетельствует о том, что между исполнительной и законодательной властями согласование по кандидатурам в комиссию не состоялось. Между тем, на весенней сессии депутаты Законодательной палаты назначили в состав антикоррупционной комиссии председателя профильного комитета Антониду Тамба, соответствующее Постановление Законодательной палаты было направлено Председателю Правительства Тувы. Однако, назначенец так и не вошел в состав комиссии.

В результате прошедшего обсуждения на заседании комитета по правоохранительным вопросам и противодействию коррупции депутаты приняли решение отказаться от предложения Председателя правительства об исключении из закона пункта о представительстве депутатов в количестве 4 человек от каждой из обеих палат. Большинством голосов депутаты решили рекомендовать закон к повторному рассмотрению на сессионном заседании 23 сентября в том виде, каком он был принят и одобрен обеими палатами парламента.

ЧТО ЛУЧШЕ: ПРИНЯТЬ ЗАКОН ИЛИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА?

Такой спор возник на заседании комитета по правоохранительным вопросам и противодействию коррупции Законодательной палаты парламента республики в ходе обсуждения представленного Правительством Тувы проекта закона «Об определении Республики Тыва территорией, на которой осуществляется контроль за хранением, перевозкой или пересылкой наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров».

Позицию депутатов однозначно определила председатель комитета по правоохранительным вопросам и противодействию коррупции Антонида Тамба: «Практика показывает, что в большинстве субъектов Российской Федерации подобный документ принимается Постановлением высшего исполнительного органа. Противоречий федеральному законодательству здесь нет. В связи с этим мы рекомендуем Правительству поступить таким же образом». Главным аргументом в пользу мнения депутатов Антонида Тамба назвала отсутствие соответствующей сопроводительной документации, необходимой для рассмотрения именно законопроекта.

Полномочный представитель Председателя Правительства в Законодательной палате Алексей Очур не согласился с высказанной точкой зрения и аргументировал принятие закона тем, что Тува является одной их самых проблемных территорий страны в части совершенных правонарушений, связанных с наркотиками. Принятие закона, признающего Туву как территорию, на которой осуществляется контроль за хранением, перевозкой наркотических средств, по мнению Алексея Очура, должно сыграть более весомую роль в борьбе с наркобизнесом.

После бурного обсуждения и споров депутаты предложили правительству доработать законопроект и предоставить всю необходимую в таких случаях документацию. Представители правительства согласились, и проект закона был возвращен инициаторам.

КОМЕНДАНТСКИЙ ЧАС ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

10 сентября на заседании комитета по правоохранительным вопросам и противодействию коррупции депутаты рассмотрели проект закона о внесении изменений в тувинский закон «Кодекс Республики Тыва об административных правонарушениях», который, напомним, уже прошел первое чтение. По результатам правовой экспертизы, проведенной Прокуратурой Тувы и министерством по делам юстиции Тувы, кроме поправок, связанных с изменением размеров административных штрафов в соответствии с федеральным законодательством, депутаты также обсудили и ряд других предложений.

В частности, в проект закона включены статьи о наложении штрафов, как на граждан, так и должностных лиц, за непринятие установленных мер по недопущению нахождения детей до 18 лет на объектах, предназначенных для реализации товаров сексуального характера, в ресторанах, пивных барах, в других местах, реализующих только алкогольную продукцию, в местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, психическому, духовному и нравственному развитию. Кроме того, взрослым грозит штраф и за нахождение, появление детей до 18 лет в ночное время (с 22 часов и до 6 утра) в общественных местах, в том числе на улицах, парках, стадионах, скверах, общественном транспорте, Интернет-кафе, местах общественного питания, организациях развлечения и досуга.

Одна из существенных поправок – определение уполномоченного финансового органа, имеющих право на рассмотрение дел об административных нарушениях в отношении бюджетных средств республики. Согласно внесенным изменениям, вместо Счетной палаты Тувы, которая была определена в качестве уполномоченного органа в действующем Кодексе, теперь прописаны сразу две финансовые структуры. Это Служба по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва, которая имеет право рассматривать дела об административных правонарушениях, касающиеся непосредственно средств республиканского бюджета Тувы и финансовые органы муниципальных образований, которые будут рассматривать дела в отношении средств местных бюджетов.

На заседании профильного комитета после обсуждения поправок депутаты большинством голосов решили рекомендовать законопроект о внесении изменений в Кодекс Республики Тыва об административных правонарушениях на рассмотрение сессии для принятия во втором чтении и в целом.

СОЮЗ БИЗНЕСА И ГОСУДАРСТВА НА КОНКУРСНОЙ ОСНОВЕ

Комитет по собственности и экономической политике, развитию малого и среднего бизнеса приступил к подготовке законопроектов к сессионному заседанию, намеченному на 23 сентября. Сегодня депутаты рассмотрели пять законопроектов, среди которых новая редакция закона «Об управлении государственной собственностью Республики Тыва», который планируется представить к окончательному принятию.

Большая часть рассматриваемых законопроектов приведена в соответствие новым требованиям федерального законодательства. Исключение, пожалуй, составляет проект закона «Об участии Республики Тыва в государственно-частных партнерствах», проходящий подготовку ко второму чтению. Сложность заключается в том, что на федеральном уровне понятие «государственно-частное партнерство» не имеет законодательного закрепления.

Учитывая реализацию крупнейшего инвестиционного проекта по освоению угольных месторождений Тувы, который осуществляется в форме государственно-частного партнерства и в рамках которого начинается строительство железнодорожной линии «Курагино-Кызыл», правительство республики выступило с инициативой принятия закона, закрепляющего возможность союза бизнеса и государства на республиканском уровне. Объектами такого партнерства могут быть объекты транспортной и коммунальной инфраструктуры, связи, здравоохранения, науки, образования, культуры и туризма.

Однако, в разработанный правительством проект закона не вошли конкурсные процедуры для определения участников-партнеров. Именно конкурсная основа должна лежать в основе любых государственных заказов, что является основным требованием для исключения коррупционных факторов. Как отметили специалисты Управления по делам юстиции РФ по РТ и прокуратуры республики, проект закона о государственно-частном партнерстве, который не содержит положений о конкурсной основе, не может быть принят в окончательном варианте.

Оюн Буян, заместитель министра экономики республики попытался убедить депутатов, что низкая инвестиционная привлекательность Тувы не позволяет выстраивать дополнительные барьеры для привлечения инвесторов к партнерству с государством в виде проведения конкурсов. Но депутаты Комитета по собственности и экономической политике, в частности Сергей Холчукпа и Виктор Молин, подтвердили, что намерены выполнить требование прокуратуры РТ и предложили правительству в ближайшие дни подготовить необходимые дополнения, и только после этого законопроект будет предложен на рассмотрение сессии 23 сентября.