Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.ru/article_1708.html
№16 за 2 июня 2010 года

ВРЕДНЫЙ ДЛЯ ОБЩЕСТВА ЧЕЛОВЕЧЕК

Вредный для общества человечек

Бывают такие люди – чем бы они ни занимались, везде провал и безнадёга. Но секрет таких людей состоит в том, что, несмотря на очевидную бесполезность (а чаще всего – вред) от их титанических усилий, им снова и снова доверяют самые сложные и ответственные дела. Невзирая на то, что никто уже давно не верит, что тот или иной имярек сумеет как-то выправить ситуацию в том или ином непростом деле. Видимо, всё дело в том, что таким людям, как правило, поручают очень сложные дела, вероятность положительного исхода которых стремится к нулю или такие дела, за которые может взяться человек, способный ради сиюминутной выгоды рискнуть своим именем или честью. Или это может быть человек, уже давно не имеющий приличной репутации, которому в связи с этим нечем рисковать.

Думается, к одному из таких типов людей и относится наш герой, получивший прозвище «Валидол». Совсем неглупый человек, он всю свою сознательную жизнь искал лазейки, чтобы ничего не делать и оставаться в тени. Но временами жажда неутолённых амбиций брала верх над осторожностью, и он «всплывал» наверх. И тогда из среднестатистического бюрократа он на какое-то время перевоплощался в деятельного государственного мужа, имеющего на всё свои взгляды и планы великих свершений.

Однако очень быстро для окружающих становилась очевидной его никчёмность, неспособность не только руководить людьми, но и управлять собственной персоной. Поэтому люди вновь и вновь убеждались в мелочности, корыстолюбии, мстительности и несамостоятельности Валидола.

Первый раз судьба дала ему шанс в 1990 году, когда по стечению обстоятельств освободилось кресло первого секретаря Кызылского Горкома КПСС. Желающих на него не нашлось, и потому предложили Валидолу. Он, не раздумывая, дал согласие: шутка ли, всю жизнь мечтал о такой должности. Но хватило двух месяцев, чтобы он осознал: партлидером ему не быть. Авторитета не нажил, а врагов стало хоть отбавляй. Бьют со всех сторон – только поворачивайся. А тут ещё демократия с гласностью перебрались через Саяны и слободчиковы с эппами взяли за горло: действуй по закону, а иначе отдадим под суд! И пришлось бедолаге ретироваться с высокой должности. Ушёл, как и пришёл, – в никуда. Правда, при этом прихватил архив и некоторую сумму партийных взносов. Шум коммунисты поднимать не стали – обрадовались, что избавились от проходимца. А тут и КПСС пришёл закономерный конец.

Затем бывший тогда вице-президентом засаянский гастарбайтер решил немножко украсть. Но самому воровать – западло. Нужен был человечек, который бы взял весь риск на себя, но при этом слушался бы беспрекословно. Найти такого человека было непросто, но тут вспомнили об оставшемся не у дел Валидоле. И сделали ему предложение, от которого тот не смог отказаться, – возглавить жульническую контору «заготпром», главной целью которой было присвоение дотаций сельскому хозяйству под видом строительства на Кубани завода по переработке сельхозпродукции и поставок фруктов в республику.

Нет смысла в очередной раз пересказывать, что всё построенное на Кубани на тувинские деньги испарилось, не оставив и следа, а южных фруктов местные ребятишки так и не увидели. Строились версии, что всё украли вместе с вагонами неизвестные железнодорожные жулики, ссылались на неимоверную гниль при транспортировке, а то и вовсе заявляли, что «у нас тут своего – хоть завались». А когда населению всё это изрядно надоело, заготконтору быстренько обанкротили, спрятав «концы в воду».

Валидол снова оказался без работы, но с репутацией, изрядно подмоченной в очередной раз. Однако с некоторой суммой компенсации за совершённое.

А тем временем бюджет республики сильно видоизменился. Теперь основные деньги шли не на сельское хозяйство и снабжение населения продуктами, а на социальную защиту. И воровать теперь удобнее всего стало там. Но нужен был готовый на всё человек. И Валидол оказался как никогда кстати. Его тут же приставили зампредом правительства по соцвопросам. Но особенно поживиться Валидолу в правительстве не удалось. Его ведь не обанкротишь, как заготконтору – а вдруг поймают? От страха за своё будущее у Валидола отказало сердце, и ему срочно понадобилось шунтирование.

Боец нечистоплотного фронта надолго выбыл из процесса присвоения народного благосостояния и «вынырнул» уже в парламенте в кресле заместителя спикера ЗП. Толку от него, конечно, не было никакого, поскольку к тому времени он окончательно перебрался за Саяны в Минусинский район, где на заготпромовские миллионы соорудил нехитрый коттедж.

Вот тут-то и прозвучал последний аккорд его увядающей карьеры. Воспользовавшись ситуацией и войдя в доверие к мелким клеркам в Москве, убедив своих товарищей, что он «приходит ненадолго» и готов оставить кресло спикера, «как только В.Оюн будет готов вновь возглавить парламент», Валидол вскарабкивается в кресло спикера палаты. Неделю-другую выждал, а затем поехал в Москву, пытаясь встретиться с сенаторами от Тувы, чтобы решить вопрос финансового обеспечения своей деятельности. Но добиться щедрости от банкира и вдовствующей сенаторши ему не удаётся, и он принимает решение служить Главе правительства. Думая, что уж тут-то он точно своего не упустит. Но расчёт оказался неверным. Глава даже и не думал содержать гастарбайтера. А только требовал от него покорности и подлости по отношению к своим коллегам. Которые всё меньше ему доверяли. И однажды, собравшись на сессию, освободили его от обязанностей спикера и вместо него избрали другого.

Валидол обиделся на них и отбыл домой за Саяны. Но бессердечный Глава через суд вернул его в парламент и заставил исполнять свою волю. На это раз от Валидола требовалось немного: саботировать работу парламента, тем самым, обеспечивая основания для его роспуска. Безвольный, больной Валидол три месяца покорно исполнял поручение Главы, препятствуя проведения сессионного заседания. Вероятно, похоронщику горкома КПСС и заготпрома теперь поставлена задача: похоронить Великий Хурал. В этом ему должны помочь прокуратура, суд и Сиб ФО.

На 2 июня назначена очередная сессия. Депутаты намерены её провести. Иначе у прокурора Бухтоярова появится основание для роспуска парламента через Верховный суд Тувы. А как у нас судят – все знают. Нет такого поручения, которое не смогла бы выполнить Чикашёва. Валидол не может не осознавать: он – «отстреленный патрон». Никто его в новый парламент теперь уже не возьмёт ни при каких обстоятельствах. А работать он не только не хочет, но, увы, уже и не может. И это предательство, скорее всего, для Валидола будет не только самым последним, но и самым позорным. Хотя стыд не дым – глаза не выест.

Впрочем, поживём-увидим.

Семен Сучков-Задиристый