В ожидании жертв
Все жители Тоджинского района знают, почему им приходится платить за проезд 800 рублей. К Новому году цена проезда будет 1000 рублей. Но никто не сопротивляется. Тебе дорого? Пожалуйста, сам как-нибудь выбирайся из этой глухомани. Хотя глухомань по километражу от столицы республики находится не так уж и далеко, но любая поездка – на грани жизни и смерти.
Лёд на переправе непрочный. За несколько дней уже шесть машин провалилось в воду, три из них унесло течением – не найти. Из шести машин – четыре серых «таблетки», до отказа набитых пассажирами. Пассажиров зачастую бывает больше нормы, каждому надо уехать-приехать вовремя: у кого командировки, кому – в больницу, на учёбу, кому по своим неотложным делам.
Авиации нет давно. Это в советские времена из Кызыла на Тоора-Хем, в районный центр, было до 12 рейсов в день, а то и больше. Теперь только летом паромная переправа, зимой – по льду. Жители Тоджи не верят красивым обещаниям партии власти. Любые выборы – пустые обещания. Вообще от власти давно ничего не ждут. Если власть не в состоянии навести порядок даже в таком простом деле, как провоз пассажиров от райцентра до Кызыла, то что вообще она может сделать? Ничего. И это очень хорошо усвоили для себя тоджинцы.
Почему 800 рублей стоит проезд? Потому что из этих рублей с каждого пассажира водитель обязан отдать «смотрящему». Арифметика простая – 43 водителя (43 владельца машин-«таблеток») каждый месяц отдаёт «смотрящему» по 1000 рублей, а тот – дальше по отлаженной цепочке в так называемый «общак». От 250 километров тувинский криминал ежемесячно имеет чистыми 43 тысячи рублей. В год – 516000 рублей, полмиллиона. Вся Тоджа платит дань.
Пока жертв не было. Из тонущих машин каким-то чудом пассажирам удавалось выбираться, разбитое стекло рвало одежду, руки, ноги...
Никто не погиб и – ладно. Пока никто не погиб.
Ал. Монгуш