Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.ru/article_9863.html
№1 за 11 января 2022 года

К Году новых решений


Валерий Салчак

Валерий Салчак: «В Туве есть много опытных специалистов, которые могут предложить новые неординарные решения»

17 декабря 2021 года Глава-Председатель Правительства Республики Тыва обратился с Посланием к Верховному Хуралу (парламенту) Республики Тыва. Это первое послание нового Главы республики. Согласно установившейся практике, в Послании к парламенту первые руководители определяют основные направления работы правительства на предстоящий год, что было сделано и на этот раз. Не ставлю задачу анализировать весь текст Послания, хочу только поделиться своими мыслями, в чем особенности, отличия первого Послания нового Главы республики от предыдущих Посланий.

Первое. К новым моментам в Послании можно отнести разработанную и внесенную нашим правительством в Правительство Российской Федерации целевую программу по развитию АПК. Это действительно существенный момент, поскольку вопрос по развитию главной отрасли экономики республики вынесен на федеральный уровень впервые. Надеемся, что предложения Правительства РТ найдут поддержку в федеральных органах власти. К сожалению, разработка программы прошла тихо, в закрытом режиме, без широкого привлечения общественности. Мы еще не знаем, какие мероприятия вошли в программу. Предусмотрены ли в программе, кроме просьбы выделения средств на развитие АПК, механизмы реализации предусмотренных мероприятий в виде льгот, преференций и т.д.? Программа должна предусматривать кроме развития АПК решение социальных вопросов на селе, создание условий для закрепления и привлечения молодых людей, специалистов в сельской местности. Программа должна была содержать комплексный подход, нацеленный на возрождение села. Пока программа не утверждена, значит, есть возможность внести корректировки и изменения.

Следующее важное положение Послания – это проект газификации республики. Глава республики подтвердил свою предвыборную программу о продвижении данного проекта, указав, что в настоящее время проводится работа по его обоснованию. Итоговое решение данного проекта будет известно после подготовки и рассмотрения технико-экономического обоснования проекта. Видимо, он окончательно остановился на этом проекте, и не рассматривает другие альтернативные варианты решения проблемы отопления частных домов. На этапе подготовки ТЭО нужно было рассмотреть и другие варианты. Проект газификации кажется самым перспективным, однако, на мой взгляд, данный проект не простой, в первую очередь, в части экономического обоснования. Главное, чтобы не получилось так, как с железной дорогой – 13 лет обещали, а результата нет, и не просматривается в ближайшем будущем.

Из текста Послания видно, что при решении социально-экономических проблем республики Глава большую надежду возлагает на активность граждан республики, на народные инициативы. Утвержден Правительством РТ план реализации Народной программы, составленной по наказам избирателей, установил ее в качестве стержневого направления работы всех ветвей власти на период до 2024 года. С одной стороны, в сложившейся ситуации, возможно, это правильное решение, показывающее то, что Правительство РТ поворачивается к повседневным нуждам людей. Следует отметить, что некоторые острые вопросы уже начали решаться – это снижение цен на уголь, замораживание тарифов на электроэнергию для населения. Но с другой стороны, следует понять, что народные инициативы бывают в основном связаны с решением повседневных, текущих вопросов, требующих решения на уровне местных органов самоуправления. Если правительство начнет постоянно заниматься этими вопросами, то у него не останется времени на исполнение собственных полномочий. Да и в этом случае вряд ли будут решаться основные проблемы республики – проблемы бедности и занятости населения. Причины этих проблем лежат в другой плоскости: в отсутствии четких механизмов государственного управления и слабости органов местного самоуправления, что вынуждает Главу республики прибегать к ручному управлению. К сожалению, на таком управлении далеко не уедешь.

Второе. Глава республики в своем Послании четко не обозначил нынешнюю сложную социально-экономическую ситуацию в республике. На мой взгляд, ему надо было сделать объективный анализ реальной социально-экономической ситуации в республике, указать основные причины, которые привели к росту бедности населения республики.

Люди прекрасно знают и видят все эти проблемы. Поэтому сглаживание острых вопросов и, еще хуже, оставление их без внимания вызывает недоумение и некоторые вопросы. Объективная оценка ситуации – это первый шаг к успеху, что не только укрепит ожидаемую надежду на позитивные перемены у жителей республики, но и позволит ему принять кардинальные меры по решению этих проблем.

По вопросам стратегических направлений развития республики в Послании нет новых решений. Обозначенные планы на будущее строятся в основном в рамках действующей стратегии развития республики. Это сохранение приоритета по широкомасштабному освоению природных ресурсов Тувы. Видно, что Глава республики находится в сложном положении, как выдвиженец партии «Единая Россия» вынужден продолжить социально-экономический курс предшественника, который привел республику в тупик. А сформированное им правительство оказалось не в состоянии предложить новые решения, способные изменить социально-экономический курс. Очевидно, что без осуществления кардинальных перемен Главе республики трудно будет переломить сложившиеся негативные тенденции в экономике и социальной жизни республики.

Третье. Думаю, что Глава республики прекрасно понимает эту ситуацию и ищет пути решения проблем в рамках действующей стратегии развития. Поэтому, как я понимаю, он сделал ставку на народные инициативы. Это видно и из Послания, где было сказано: «Важно искать и находить новые, прорывные решения, как в малых, так и в больших делах. Как в решении застарелых проблем, так и в раскрытии новых возможностей. И в этом смысле предлагаю назвать новый наступающий 2022 год в Туве – Годом новых решений».

В сложившейся ситуации следует поддержать предложения Главы, его намерения искать и реализовать новые решения, опираясь на народные инициативы. Вот только готово ли само правительство серьезно поддержать предложения, которые могут кардинально изменить социально-экономическую ситуацию в республике? Предложения, которые требуют принятия нового экономического курса, направленного на развитие традиционных отраслей экономики вместо курса превращения республики в сырьевой придаток международных и оффшорных российских компаний. Такие предложения есть и будут. В Туве есть много опытных специалистов, просто людей, болеющих за свой народ, которые могут предложить новые неординарные решения. Раньше наши власти не были готовы к такому взаимодействию, и новые предложения, которые содержали отличные от их мнения моменты, ими не поддерживались. Пример, мною была разработана альтернативная Стратегия развития Тувы, основные положения которой были опубликованы в газете «РИСК». Текст данной стратегии был тогда передан бывшему Главе республики, Верховному Хуралу РТ и Общественной палате РТ. К сожалению, эти предложения остались невостребованными.

Сейчас, кажется, ситуация меняется. Новый Глава республики объявил 2022 год – годом новых решений. Для меня новые решения – это те решения, которые направлены на защиту интересов Республики и ее народа, на развитие традиционной экономики республики и повышение благосостояния всего народа.

Мы поддержим инициативу Главы республики. У нас имеются предложения, которые разработаны в рамках и во исполнение положений альтернативной Стратегии развития Тувы. Они состоят из 28 отдельных проектов и разработаны при участии и поддержке генерального директора Агрохолдинга «Заря» Оюна В.М. – известного в республике человека, опытного управленца и агрария. Главными из них – 21 предложение – предусматривают меры, которые сгруппированы под общим названием «Программа возрождения села». Мы готовы поделиться своими наработками.

Валерий Салчак,
ветеран труда.