Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.ru/article_978.html
№10 за 18 марта 2009 года

ДУРАКИ ПРИ ДОРОГЕ

Вот уж действительно: при новом руководстве Тува все чаще становится объектом насмешек. К примеру, правительство довело «до ручки» авиапарк, обанкротило авиаотряд, в результате чего прекратилось авиасообщение республики с сибирскими городами Абаканом, Красноярском, Новосибирском и Иркутском, а также с Москвой. Вот тут бы выступить Главе правительства перед народом, честно рассказать, в чем дело, поделиться своими планами возрождения тувинской авиации, в том числе, ремонтом самолета ЯК-42. Может быть, мы его и поняли бы, и даже простили ему его недальновидность и непрофессионализм в связи с молодостью и недостатком опыта руководства. Но не таков наш лидер. Вместо этого он смело выступил с инициативой закупки дирижаблей и налаживания авиасообщения таким нестандартным путем. Конечно, инициатива – курам на смех. И в некотором роде даже достойна книги рекордов Гиннеса по части абсурда.

Но все это было бы смешно, если бы не было так грустно. Пока ШВК мудрствует на предмет дирижаблелетания, природа и хозяйствующие автодорожные субъекты делают свое черное дело – усложняют и без того непростое автомобильное сообщение республики с внешним миром. Вот и на прошлой неделе борьба дорожного начальства со стихией дала очередной сбой – очередной снежный «завал» на «полке» снова перекрыл федеральную трассу Кызыл-Абакан почти на трое суток.

По сведениям потерпевших, события развивались следующим образом. Тяжело груженый тягач, двигавшийся в Абакан, был остановлен дорожниками на выходе из «полки», поскольку те никак не могли расчистить дорогу, и потому движение в этом месте федеральной трассы уже давно осуществлялось в одну колею. К тому же, как известно, там осуществляется строительство тоннеля и строители вопреки договору на продление «полки», в котором оговорено строительство без остановки движения автотранспорта, не соглашаются приостановить работу для полной расчистки от снега участка дороги.

Пока расчищали небольшой завал, замело 40-тонный грузовик. Объехать его по одноколейной трассе никакой возможности не было. Но и вытащить его два грейдера тоже не смогли. И пока дорожники более двух часов безрезультатно «вошкались» с «фредлайном», замело все другие машины по обе стороны «полки». Так из «ничего» на трассе выросла огромная проблема. С каждой из сторон у «полки» тут же скопилось до полусотни машин, которые теперь не могли ни проехать, ни вернуться назад.

Как ни странно, на трассу не прибыли ни Глава республики, ни министр дорог, ни начальник автодора. В завале безрезультатно метался начальник местного ДРСУ с птичьей фамилией, ответственный за обеспечение условий эксплуатации данного участка дороги. Но оказалось, что этот дорожный атаман не только «без золотого запасу», но и без соответствующей дорожной техники. Вот и получилось: пока поняли, что тягач крепко «засел», пока убедились, что грейдерами его не вытащить, пока договорились с другой организацией о выделении тяжелого бульдозера «Камацу», пока нашли трал, чтобы доставить бульдозер на «полку», пока его привезли и вытащили «фредлайн», прошло почти трое суток.

Можно представить психологическое состояние людей, находившихся в машинах, следовавших за «фредлайном» и на полдороге застрявших из-за разгильдяйства дорожников. Кто вовремя спохватился и не стал надеяться на дорожников, кинулись в объезд через Абазу. И вынуждены были вкусить всю «радость» долгого тысячекилометрового пути по фактически не обслуживаемой дороге. А те, кто на это не отважился или не смог вырваться из снежной ловушки, устроенной разгильдяями-дорожниками, поминал Кара-оола, Саая и Санаа крепким русским матом. А виновники бардака даже не удостоили пострадавших своим вниманием.

Когда движение на трассе с помощью «Камацу», грейдеров, «Сног» и какой-то матери было все же восстановлено, начальство завело волынку, объясняя объективные причины ставших такими частыми заторов на федеральной трассе. Тут вспомнились и снежная зима, и сильный ветер на перевале. Не обошли поминанием и глобальный мировой финансовый кризис.

Забыли только о неисполнении ими своих прямых обязанностей по обеспечению соответствующего состояния на федеральной трассе. Хотя на ее содержание государство ежегодно выделяет огромные деньги.

Странно было слышать, что снег и ветер в горах могут быть неожиданными факторами, которые «в состоянии перечеркнуть слаженную работу тувинского автодора, танзыбейского ДРСУ и министерства транспорта РТ». Как будто дорога идет не по Саянам, а через Сахару. Никто не смог ответить, почему у дорожников отсутствуют средства обеспечения, адекватные погодным условиям на перевале. Причем, не только на «полке», но и вообще. Почему ДРСУ, получающее огромные ассигнования на содержание дороги, в нужный момент оказывается без топлива, денег, людей и техники? Какова роль МЧС в ликвидации «затора»? Где дивиденды от дружбы нашего Главы с чрезвычайным министром? Неужели только в пиаре?

Но есть и другие, более простые вопросы, не получившие разрешения. К примеру, снегоуборочные машины «СНОГА», очищая дорогу, сбрасывают снег не в кювет, а назад, в гору, и его снова наметает на дорогу. Кто, интересно, придумал этот сизифов труд за казенный счет? Или наши руководители не понимают, что скидывать убранный с дороги снег назад в гору – все равно, что носить воду в решете? Впрочем, такой способ уборки снега очень символичен для деятельности исполнительных органов власти – похоже, у нас в республике сейчас при Кара-ооле все делается таким образом. Обратите внимание хотя бы на состояние дорог в столице. Недаром бытует мнение, что главными бедами у нас являются не безденежье и суровые климатические условия, а дураки при дороге в республике на колесах.

Мы еще вернемся позже к этой теме.

Кондрат Пчелкин