Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.ru/article_9317.html
№11 за 23 марта 2021 года

Туве необходимы кардинальные перемены

Туве необходимы кардинальные перемены

В сентябре 2021 года состоятся выборы Главы-Председателя Правительства Республики Тыва. В связи с этим в средствах массовой информации и социальных сетях начали появляться публикации, оценивающие итоги деятельности Кара-оола Шолбана Валерьевича на посту Главы республики. Считаю, что это нужно и очень правильно, поскольку выбор кандидатуры высшего должностного лица должен быть осознанным и обоснованным, так как от руководителя республики во многом зависит судьба республики и её народа. На мой взгляд, сегодня необходим реальный, объективный анализ итогов развития республики для того, чтобы избиратели могли сделать осознанный выбор в сентябре текущего года.

По этому вопросу хочу выразить и своё мнение.

Трудно однозначно оценить деятельность руководителя региона. Жизнь в регионе многогранна, поэтому нельзя расписывать итоги деятельности руководителя одними только чёрными или белыми красками.

В Туве за последние 14 лет сделано немало. Нельзя отрицать принятые правительством меры по укреплению материально-технической базы социальной сферы, обеспечению стабильного энергоснабжения республики, по строительству и реконструкции дорог, благоустройству столицы республики. За эти годы значительно укрепилась доходная часть бюджета республики благодаря опережающей финансовой поддержке из федерального бюджета, что обеспечило рост заработной платы работников социальной сферы. Заметны позитивные перемены в спортивной жизни республики, достижения в области культуры. Созданы необходимые условия по социальной защите и социальному обеспечению населения.

Однако, к сожалению, сегодняшнее тяжёлое социально-экономическое положение республики, снижение уровня и качества жизни большинства населения, рост бедности и коррупции перечеркивают те отдельные положительные результаты, которые были достигнуты за время нахождения Кара-оола Ш.В. на посту Главы республики. Парадокс ситуации заключается в том, что ухудшение ситуации в Туве произошло в условиях значительного увеличения объёмов финансовой поддержки республики со стороны федеральных министерств и ведомств. Оказывались поддержка и помощь со стороны народа республики, если судить по результатам выборов на всех уровнях. В чём же тогда причины провала экономической и социальной политики нашего руководителя?

Достаточно много больших и малых просчётов Кара-оол Ш.В. допустил как руководитель республики. На мой взгляд, самыми существенными из них, оказавшими решающее влияние на результаты его деятельности, являются его кадровая политика и ошибка в выборе стратегического направления развития республики.

Не секрет, что в республике кадровая политика основана на принципах родства, землячества и личной преданности, которая привела к разгулу коррупции и криминализации органов власти и управления. Люди без образования и опыта работы с сомнительной биографией или даже с уголовным прошлым назначались членами правительства, министрами, руководителями управлений и служб. Формирование состава Верховного Хурала РТ, избирательной комиссии РТ и других органов власти и самоуправления осуществляется также по установленным принципам кадровой политики. Зависимость от исполнительной власти представительных и законодательных органов, Избирательной комиссии республики, органов финансового контроля, органов местного самоуправления и Конституционного суда РТ привела к утрате механизмов сдержек и противовесов функционирования органов власти в республике. Последствия установленной системы управления при доминировании исполнительной власти катастрофичны.

Всем известно, что фигурантами уголовных дел стали заместители Председателя Правительства РТ и министры, депутаты парламента, председатель Конституционного суда РТ, председатель Избирательной комиссии РТ, заместитель начальника Службы финансового контроля Правительства РТ, руководители налоговых органов республики и г. Кызыла, не считая многих других руководителей управлений, служб государственных органов республики, председателей и ответственных работников администраций районов. То есть вся система управления в республике оказалась охваченной коррупцией. Такого никогда не было в нашей республике. Вот таким образом, Шолбан Валерьевич оказался заложником собственной кадровой политики.

Естественно, что такая коррумпированная система управления оказалась не в состоянии выработать правильную экономическую и социальную политику, эффективно и в интересах народа использовать предоставленные республике финансовые и другие ресурсы. Общественно-политическая и социально-экономическая ситуация в Туве начала заметно деградировать. За последние 10 лет (с 2009 по 2019 годы) доля бедного населения в республике согласно официальной статистике возросла в 1,5 раза (с 26,9% до 40% к общей численности населения). Фактически в положении бедности живёт свыше 60% населения.

Несмотря на огромные объёмы бюджетных вливаний в развитие экономики и социальной сферы республики, Тува всё глубже скатывается вниз, ещё больше увеличивая отставание от других регионов. Материальное состояние жителей всё больше и больше становится зависимым от бюджета, пособий и других социальных выплат. При этом у населения растут иждивенческие настроения, равнодушие и желание жить «на халяву», прислуживая и угождая «властьимущим». А это явные признаки деградации людей.

Следующий, на мой взгляд, просчёт руководителя нашей республики вытекает из первого – т.е. из кадровой политики, но этот просчёт более ущербный и опасный, чем первый. Правительство РТ допустило непоправимую ошибку в выборе стратегии развития республики, приняв в качестве приоритета широкомасштабную распродажу всех имеющихся в республике природных ресурсов. Конечно, природное богатство республики должно осваиваться, оно обязано способствовать развитию экономики и повышению уровня жизни населения. Но масштаб предложенных массовых распродаж того, что нам дала природа, впечатляет и вызывает возмущение у большей части населения. Этот просчёт опаснее первого тем, что кадровую политику можно изменить, сформировать новый состав органов власти и управления. А потерянные земли и разграбленные природные ресурсы, уничтоженную среду обитания живых существ восстановить невозможно. Это приведёт к изменению исконных видов и форм хозяйственной деятельности, уклада жизни тувинцев, а в конечном счёте не позволяет нормальное проживание людей на этой территории.

Мы почти потеряли один из самых прекрасных природных уголков нашей республики – Тоджу, которая является жемчужиной и символом Тувы. Два крупных горно-обогатительных комбината, золотодобывающие артели, планируемая масштабная вырубка лесов кардинально изменит природный ландшафт Тоджи, что, безусловно, негативно повлияет на уклад жизни местного населения. Возникла также реальная угроза будущему нашей великой реки Енисей. А последствия обмеления Енисея создадут не только большие проблемы нормальной жизнедеятельности Саяно-Шушенской, Красноярской и других гидростанций, но и экономике и жизнедеятельности Енисейской Сибири. Это вопрос только времени.

Недоумение и возмущение вызывает ненасытность наших чиновников, которым всё мало уже распроданных и намеченных к распродаже месторождений полезных ископаемых. Ведь по нашему молчаливому согласию уже были распроданы или включены в государственные программы для продажи все основные месторождения Улуг-Хемского угольного бассейна, месторождения золота, серебра и других цветных металлов по всей территории республики. Но нашему правительству даже этого оказалось недостаточно.

Валерий Салчак

Правительство Российской Федерации в 2020 году утвердило Индивидуальную программу развития Республики Тыва на 2020-2024 годы, главной задачей которой является решение проблемы бедности в Туве. Наше Правительство РТ умудрилось каким-то образом туда впихнуть пункты, предусматривающие вовлечение в хозяйственный оборот оставшихся 5 (пять) месторождений Тувы – Тастыгское месторождение лития, Баянкольское месторождение нефелиновых руд, Арысканское месторождение (редкие земли, ниобий, тантал, цирконий), Улуг-Танзекское месторождение тандала и ниобия, Алдан-Маадырский рудный узел и массовую вырубку лесов республики. Такого варварского отношения к среде своего обитания и широкомасштабного разграбления природных богатств нет ни в одном регионе страны. Да, видимо, нет и во всем мире.

О недопустимости и пагубности реализуемой нашим правительством стратегии мы не просто говорили и писали, но и предлагали руководству республики альтернативную Стратегию развития республики. К сожалению, власть не слышит, да и не хочет слышать своих граждан.

Что делать? Прежде всего, нам всем необходимо осознать сложную ситуацию, в которой мы оказались. Осмыслить, куда мы идём, что оставим своим детям и внукам. Главное – сделать правильные выводы на будущее, не допуская дальнейшего раскола общества. Нужно консолидировать все здоровые политические и общественные силы в республике для стабилизации социально-экономического положения. Иначе мы никогда не выйдем из создавшейся тупиковой ситуации. Сейчас совершенно очевидно, что в республике срочно необходимо провести кардинальные изменения во всех сферах жизни Тувы.

Валерий Салчак,
ветеран труда.