Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.ru/article_8354.html
№45 за 12 ноября 2019 года

Кто обирает Туву?

Кто обирает Туву?

Когда вокруг Главы Тувы Шолбана Кара-оола ситуация накаляется, непременно происходят два как бы не связанные между собой события: в Туву «случайно» прилетает его крыша – министр обороны Шойгу, и сам Шолбан даёт какое-нибудь пространное оптимистичное интервью. Точно так же произошло и на сей раз после грандиозного провала Шолбана с организацией «технического международного авиарейса» монгольской авиакомпании «Хунну Эйр» по маршруту Улан-Батор – Улангом – Кызыл и обратно. Напомню: когда в 4 часа ночи члены правительства МНР вместе с Шолбаном Кара-оолом прибыли в аэропорт Улан-Батора для вылета в Кызыл, их внезапно огорошили сообщением, что аэропорт Кызыла борт из Монголии принимать отказывается.

В Монголии с такой некомпетентностью представителя иностранного государства, которую продемонстрировал Кара-оол, встретились впервые. Никому даже в голову не могло прийти, что чиновник, наделённый такими полномочиями и пользующийся личной поддержкой министра обороны Шойгу, может так беззастенчиво врать на международном уровне, выдавая желаемое за действительное.

Но на этом поток лжи не закончился. Когда Кара-оол вернулся из Монголии в Кызыл, выяснилось, что на самом деле воздушный маршрут Улан-Батор – Улангом – Кызыл заблаговременно не был утверждён «Росавиацией». О чём Кара-оол, отправляясь на встречу с президентом Монголии Халтмаагийн Баттулга, не мог не знать. А не был утверждён он потому, что сам аэропорт Кызыла не подготовлен технически и, соответственно, не укомплектован квалифицированными техническими кадрами. В связи с этим, а также тем, что аэропорт ещё не принят в эксплуатацию после реконструкции взлётной полосы, на «технический международный авиарейс» монгольской авиакомпании «Хунну Эйр» не дали согласия федеральные структуры: Таможня, Пограничная служба и Служба фитосанитарного надзора. Так что ссылаться на погоду в такой ситуации – дело безнадёжное, если не комичное.

И вот, осрамившись со своим очередным маниловским проектом, Шолбан Кара-оол применил свой коронный метод отвлечения внимания. В Туву с двухчасовым официальным визитом прибыла «крыша» Кара-оола в лице министра обороны Сергея Шойгу. Сергей Кужугетович с умным, довольным видом посетил отремонтированный спорткомплекс «Субудей», к которому Минобороны никакого отношения не имеет, а затем отправился в военный городок для осмотра жилого дома и детсада. Правительственные пиарщики сняли об этом фильм.

А сам Кара-оол спешно дал интервью информационному агентству «Интерфакс-Сибирь», в котором попытался вновь в который раз дать собственную оценку значению шестого или седьмого по счёту в его бытность Главой плана ускоренного социально-экономического развития Тувы. Если верить Шолбану Кара-оолу, (а таких верующих становится всё меньше, и их число стремительно приближается к нулю), очередной план «позволит решить ключевые задачи, стоящие перед республикой, поможет привлечь дополнительные инвестиции в отрасли нашего народного хозяйства». И в первую очередь он должен наконец-то «решить проблему транспортной доступности Тувы». Говоря об этом, Кара-оол имеет ввиду «строительство железной» и ремонт автомобильных дорог «Чадан – Ак-Довурак – Абаза» и «Монгун-Тайги в Кош-Агач». Что это за новшество, включённое в «план ускоренного социально-экономического развития Тувы», понять сложно, поскольку об этих планах Кара-оол без устали рассказывает уже тринадцатый год. А воз, как говорится, и ныне там.

Шолбан Валерьевич, глядя далеко в будущее лет на 100, с новым невиданным энтузиазмом провозгласил ещё один «проект с бородой» – о решении ряда проблем «в энергетическом секторе», включающих «электрификацию железной дороги», которой нет и которая неизвестно, когда может появиться, а также о «полной электрификации Тоджинского района». При этом сам он к этой «электрификации района» никакого отношения иметь не будет. Он надеется, что это само решится «за счёт прокладки линии от иркутской энергосистемы до Ак-Сугского месторождения». Помнится, совсем недавно он публично заявлял, что приложит все свои возможности, чтобы этот проект не был реализован...

Но главный парадокс системы решения проблем по-караооловски состоит в том, что таким образом он надеется «решить вопрос снижения тарифов на электроэнергию для населения республики». Ну, скажите, как могут повлиять электрификация несуществующей железной дороги и Ак-Сугского месторождения на тариф электроснабжения?

При этом Кара-оол делает удивительный вывод, что в таком случае непременно «республика начнёт развиваться». То ли сам Кара-оол человек такой недалёкий, то ли нас за дураков держит. Причём тут «развитие республики» и электрификация железной дороги, которой не только нет, но и которая вообще не строится, невзирая на ежегодные заклинания Кара-оола о том, что «в этом году строительство непременно начнётся». К тому же то, что Глава республики продекларировал далее, никакого отношения к развитию производительных сил республики не имеет.

«Мы настаиваем на строительстве до 2025 года не менее 30 объектов образования, среди которых 11 детских садов, 17 школ», – заявил Кара-оол. Кроме того, «в здравоохранении республики должно появиться не менее 6 объектов», «дом-интернат и республиканский реабилитационный центр». К тому же «реконструируют ветхие здания центров социальной помощи». Правда, будет это осуществлено или нет, пока неизвестно.

«Правительство Тувы совместно с Минэкономразвития РФ» ещё только «приступили к разработке комплекса мер по ускоренному социально-экономическому развитию республики до 2025 года», хотя соответствующее поручение руководства страны поступило ещё «27 марта». Так что всё сказанное Кара-оолом пока всего лишь «хотелки». Также следует иметь в виду, что все эти объекты: школы, детсады и центры социальной помощи – это дополнительная нагрузка на тощий республиканский бюджет. А тут другая напасть: специалистов здравоохранения и образования в республики катастрофически не хватает. Так что работать в новых зданиях, если они появятся, будет некому. В общем, выходить Главе Тувы на широкую аудиторию оказалось не с чем.

А на днях Правительство Тувы утвердило новый прогноз социально-экономического развития республики на ближайшие три года. В нём поставлены амбициозные цели, предполагающие двукратное снижение уровня бедности и доведения её к концу трёхлетия до 17%. Предполагается, что «за 2020-2022 годы объём регионального валового продукта достигнет 77 млрд. рублей». Правительство надеется на рывок за счёт «строительства золотоизвлекательной фабрики химического выщелачивания «Кара-Бельдир» и шахты по добыче полиметаллической руды ООО «Лунсин». Кроме того, невзирая на открытое противодействие со стороны Кара-оола, в Туве в ближайшее время планируется начало реализации «проекта «Голевской горнорудной компании» по освоению Ак-Сугского медно-порфирового месторождения». А правительство вновь, в который раз, надеется на возобновление «строительства железнодорожной линии Элегест – Кызыл – Курагино» и на создание «горно-обогатительного комплекса на Элегестском месторождении». Из всего перечисленного реально можно ожидать лишь запуск комбината на Ак-Сугском медном месторождении, активно поддерживаемом федеральными властями. Всё остальное – не более чем мечты Кара-оола, которые, как правило, не сбываются.

Про громадьё его планов мы знаем ещё с тех времён, когда он собирался налаживать в республике производство дирижаблей, строить ТЭС-2, развивать туризм и ещё много-много полезного для населения республики. Увы, этим планам сбыться так и пришлось. И мы довольствуемся тем, что республика за 12 лет правления Кара-оола превратилась в лидера России по бедности, преступности, детской беспризорности, уровню заболеваемости туберкулёзом и сифилисом.

Зато у нас самый говорливый, общительный и нескромный губернатор, не привыкший отвечать за собственные слова. Похоже, к 13-му году правления даже Кара-оол начал что-то соображать. К примеру, на днях он заявил: «республика остаётся отстающим регионом только потому, что электричество у нас в 3 раза дороже, чем в соседней Хакасии». Так что если не решить проблему снижения стоимости электроэнергии хотя бы до уровня соседей, то Тува реально растеряет «исторический шанс, который появился сейчас» при поддержке Шойгу.

Другая тема – это стоимость тувинского угля. Наконец-то чиновники Тувы поняли, что у населения Тувы «есть общественный запрос на снижение стоимости угля для населения». И правительство, как бы ни было оно коррумпировано, «обязано на него реагировать».

Власти республики могли бы решить проблему несколькими путями. Самый простой из них – это работа с хозяевами Каа-Хемского угольного разреза по снижению стоимости угля для достижения нормативной, а не спекулятивной прибыли. Это давление на разрез с помощью антимонопольного ведомства, природоохранных структур, через судебные процедуры, общественное давление на дикость бизнесменов, наживающихся на беде населения республики. А также нужна компенсация за счёт бюджета транспортных затрат по доставке угля потребителям, закуп угля для нужд остро нуждающихся, слабозащищённых категорий. Если эти меры не позволят снизить цену на уголь, то тогда потребуется диверсификация поставок дешёвого угля из-за Саян, где он стоит от 800 до 1500 рублей за тонну – в 2-3 раза дешевле тувинского. Тогда Каа-Хемский разрез, оставшись без потребителя, будет вынужден вести цивилизованный бизнес в Туве и снижать цены до нормативного уровня. Вспомним, что при президенте Ооржаке цена на уголь в Туве была чуть более 600 рублей за тонну. Теперь хозяева разреза, пользуясь бесконтрольностью со стороны продажных чиновников тувинского правительства, взвинтили цену на уголь почти до 3 000 рублей за тонну. А если семья за неимением средств покупает уголь мешками, а не тоннами, то цена угля возрастает до 6 000 рублей за тонну – в 10(!) раз больше, чем при Ооржаке. И ранее вполне доступный уголь в тувинском домовладении стал кошмарно дорогим.

А история роста цен на уголь проста. Общеизвестно: значение Каа-Хемского угольного разреза для Тувы и её жителей трудно переоценить. Как только в 2007 году к власти в республике Шойгу привёл Кара-оола, разрез Каа-Хемский в 2008 году был объявлен банкротом. И тут же почему-то в Хакасии подальше от наших глаз был устроен воровской аукцион по его продаже. Аукцион с помощью бандитов был организован таким образом, что лишних конкурентов на нём не было. И ООО «Тувинская горнорудная компания», зарегистрированная в Кипрском оффшоре, по дешёвке (за 400 млн.руб.) приобрела угольный актив стоимостью не менее чем 100 млн. долларов США. Всем объявили, что разрез достался алюминиевому олигарху Дерипаске, считающимся «кошельком Шойгу».

До некоторых пор считалось, что разрезом владеют Дерипаска и Шойгу в равных долях. Правда, достоверных сведений на сей счёт не имеется, поскольку учредитель Vukelich Ltd зарегистрирован в кипрском оффшоре, а управлялось предприятие компанией En+ Group, в которой 100% акций принадлежит О.Дерипаске. Так что Каа-Хемский угольный разрез (вкупе с Чаданским) стал уже не только не тувинским, но даже и не российским. Однако, скорее всего, никто, включая Дерипаску, за разрез ничего не платил. Была создана структура, которая без оплаты набрала с разреза угля на сумму стоимости разреза, за счёт которой и была произведена оплата. А затем бизнесмен по фамилии Сталинец оказался крайним... Но прошло совсем немного времени, и разрез поменял хозяина – им единолично стал владеть Дерипаска. Знающие люди предполагают, что он купил разрез у Шойгу, Воробьёва и Кара-оола за 200 млн. долларов США (по сегодняшнему курсу – более 12,5 млрд. рублей). Цена явно завышенная. Что даёт основания полагать, что это, скорее всего, был «подарок» Дерипаски для Шойгу. Как был поделён барыш, наверное, знают только Кара-оол, Шойгу и Воробьёв, однако можно предположить, что 100 млн. долларов США досталось Шойгу, оставшуюся половину поделили Кара-оол и Воробьёв.

Но не в этом дело. Главное в другом: теперь Дерипаске предстояло эти 200 млн. «отбить». Отсюда и дикий рост стоимости угля. За тех, кто нажился на его перепродаже, отвечают рублём население и предприятия республики. И ещё долго будут «отвечать». Поделите 12,5 млрд. рублей на 2 000 рублей сверх наценки на тонну угля, что мы платим, и получится 6 млн. 250 тыс. тонн угля. Так вот, пока Дерипаска не продаст нам такое количество угля, он не снизит цену на «наш» уголь, потому он бизнесмен, и ему нужно вернуть те 200 млн. долларов США, что он заплатил за разрез. Продаёт он нам по 600 тыс. тонн угля в год. Значит, вынужден будет грабить нас не менее 10 лет. Сколько лет осталось? На это могут дать ответ Шойгу, Кара-оол, Воробьёв и Дерипаска. Ау! Вы слышите нас?

Наверное, поэтому первый вариант, по которому власти Тувы могут договориться с олигархом Дерипаской, находящимся сейчас в жуткой ситуации из-за санкций США, отобравших у него алюминиевый актив, вряд ли осуществим. Не исключено, что при осуществлении сделки купли-продажи разреза стороны сразу договорились, как олигарх будет возвращать свои деньги, уплаченные за разрез, и, соответственно, какая будет цена на уголь для тувинцев. Кара-оол под управлением Шойгу, как честные джентльмены, обязаны выполнять договорённость.

Кстати, судя по всему, и по счетам за электроэнергию также просматриваются некие закулисные переговоры властей Тувы, из-за чего мы платим втрое больше, чем жители Хакасии.

Поэтому у тувинских властей, неожиданно столкнувшихся с общественным вызовом на справедливую цену за электроэнергию и уголь, выхода из ситуации осталось только три: закупать уголь за счёт бюджета и раздавать беднякам т.н. «социальный уголь», открывать собственное угольное предприятие, не обременённое воровскими обязательствами или завозить более дешёвый уголь из-за Саян. Первый вариант не решает проблем, поскольку 1 тонна бесплатного угля на зиму никого не согреет, а выдавать по 6-8 тонн на семью не позволяет бюджет. Открыть новое казённое угледобывающее предприятие невозможно: у властей нет ни специалистов, ни денег. А завозить уголь из-за Саян хлопотно и дорого.

Мэрия Кызыла из тощего бюджета города выделила немного денег, оставив врачей и учителей без зарплат, и привезла с Аршановского месторождения Хакасии 300 тонн угля, который значительно дешевле угля Каа-Хемского разреза. Как заявил мэр Кызыла, «удалось снизить цену на 700 рублей за тонну» и «преодолеть монопольное давление Каа-Хемского угольного разреза». Но что такое 300 тонн угля для МУПов «Благоустройство», «Енисей» и «Банно-прачечный комбинат», а также бытовых печей жителей республиканской столицы?

Как заявляет К.Сагаан-оол, «этот уголь по теплотворной способности он не уступает тувинским сортам», зато намного дешевле его. Что явно противоречит официальным заявлениям министра энергетики Тувы Р.Кажин-оола, который год назад в интервью убеждал нас, что проблема в том, что «критически настроенные «доброжелатели Тувы» забрасывают социальные сети и оппозиционные СМИ сказками о том, что тувинский уголь дороже, например, хакасского». На самом деле, считает он, «в Хакасии и в Красноярском крае добываются угли марки «Б», теплота сгорания которой варьируется в диапазоне 6900-7500 ккал/кг. На наших же месторождениях добывается уголь марок «Г» (газовый) и «Ж» (жирный), теплота сгорания которых достигает 8600-8700 ккал/кг.». К тому же засаянские угли, по его мнению, «имеют низкий показатель теплоты сгорания». А чтобы было понятнее всем, в том числе даже самым тупым, министр на примере колбасы описал ситуацию следующим образом: «Говорить, что уголь марки «Б» и марки «ГЖ» должен иметь одинаковую цену – это всё равно, что утверждать, будто простая варёная «докторская» должна стоить столько же, сколько сырокопчёная высшего сорта, хотя, вроде бы, и то, и другое – колбаса». Однако, Роман Кажин-оол не пояснил, как Дерипаска превращает уголь марки «Б» в уголь марки «ГЖ», чтобы «подороже взять». Ведь тувинский уголь такой от природы, и никаких затрат по его улучшению Дерипаска не несёт.

Так кто говорит правду: мэр Сагаан-оол или министр Кажин-оол? И откуда же взялась такая дикая цена? Кто скажет, кому мы платим: Шойгу, Кара-оолу или Дерипаске? Кара-оол строит замки на песке, но не в состоянии решить две проблемы – цены на уголь и электроэнергию.

Я ещё не раз вернусь к этой теме.

Кондрат Пчёлкин