Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.ru/article_8342.html
№44 за 5 ноября 2019 года

Обзор прессы

Тувинская правдаЗА МОРЕМ ТЕЛУШКА СТОИТ ПОЛУШКУ, ДА РУБЛЬ – ПЕРЕВОЗ!

Выборы 8 сентября 2019 года выявили две весьма болезненные темы Тувы – дикие цены на уголь и электроэнергию. Именно это ставили в вину Главе правительства Шолбану Кара-оолу, возглавлявшему список «Единой России», его главные оппоненты Андриан Ооржак и Василий Оюн. Именно на вопросы ценообразования на уголь и электроэнергию власти не могли дать населению внятного ответа. Также не могли объяснить, почему при Ооржаке потребители покупали уголь тоннами по цене в 600 руб. за тонну, а при Кара-ооле покупают уголь мешками, что обходится им в 6000 руб. за тонну, то есть в 10 (!) раз дороже. Такое положение с ценами создало условия для унизительной бедности населения Тувы и неконкурентности тувинской продукции. Про электроэнергию после выборов Кара-оол как-то замолчал, а вот угольная тема зимой выходит на первый план.

«Вопрос стоимости угля остаётся одним из жизненно важных вопросов для моих земляков. Власть должна ответить на вызов населения», – заявил Кара-оол. Очевидно, что люди не желают платить Шойгу и Кара-оолу бешеные деньги за уголь, и это подогревает в тувинском обществе протестные настроения. Для большинства потребителей угля понятно, как Шойгу и Кара-оол могут решить проблему угля без ущерба для бюджета республики, снизив цену на него до приемлемых цен – таких, по которым, к примеру, продают уголь в Хакасии. Для этого достаточно вернуть предприятие из Кипрского оффшора в Россию, открыв список официальных владельцев разреза, среди которых ожидаемо могут всплыть фамилии Дерипаски, Шойгу, Кара-оола и Зимина, неплохо «зарабатывающих» на дорогом тувинском угле.

Чтобы как-то погасить недовольство, «Глава Тувы Шолбан Кара-оол поставил перед правительством задачу по снижению стоимости угля». Этим сейчас занимается зампред по экономике «Александр Брокерт», который за всю свою карьеру сумел решить только два вопроса – переоборудовать строящуюся в Кызыле типографию под торговый рынок «Гаруда» и приватизировать его. Теперь, как сообщил он сам, «члены правительства в очередной раз попытались договориться с основными поставщиками угля ‒ Каа-Хемским угольным разрезом». Но жулики с разреза, пользующиеся высоким покровительством вышеназванных лиц, не соизволили отреагировать и презрительно оставили заявление правительства Тувы «без ответа». Более того: они не только не собираются снижать дивиденды Дерипаски, Шойгу, Кара-оола и Зимина, но и сообщили, что готовят документы к «повышению цены на уголь на 4%».

Брокерт грустно поведал: «мы обращались в местную антимонопольную службу и в УФАС России. Наши обращения не привели к результату, цены не были уменьшены». А другими путями они решить проблему не могут, хотя не могут не знать, что вопрос нужно решать не «в местной антимонопольной службе и УФАС России», а с Дерипаской, Шойгу, Кара-оолом и Зиминым. Чиновники правительства взывают к жалости угольщиков, напоминая, что «на мировых рынках цены на уголь падают». Кроме того, «мы, как самый крупный потребитель продукции Тувинской горнорудной компании, вправе рассчитывать на какие-то льготы». А в ответ – тишина. Кто для ТГРК чиновники Тувы, если за ними – Шойгу?!

Но этим крокодиловым слезам верить – себя не уважать. Достаточно вспомнить, как Шолбан Кара-оол лично объявил войну Голевской горнорудной компании и её владельцу Прохорову, публично требуя от них социальной ответственности и заботы о местном населении. От ТГРК Кара-оол почему-то подобного не требует, хотя мог бы. Из чего можно смело прийти к выводу, что если Кара-оола и заботит цена на уголь Каа-Хемского угольного разреза, то исключительно с целью её повышения для увеличения доходов родного предприятия.

В поисках выхода власти решили, что «альтернативой каа-хемскому углю может стать уголь из Хакасии». И начали переговоры «с разрезом «Степной», где побывал министр топлива и энергетики Роман Кажин-оол». Он на месте убедился, что ТГРК Дерипаски, Шойгу, Кара-оола и Зимина дерёт с тувинцев три шкуры: на разрезе «Степной» «по качеству уголь схож с каа-хемским, но цена значительно меньше». Наверное, потому, что его владельцами не являются Дерипаска, Шойгу, Кара-оол и Зимин. Однако Брокерт, видимо, не знает русской пословицы о том, что за морем телушка стоит полушку, однако рубль – перевоз. Доставить из Абакана в Кызыл тонну груза стоит 1900 рублей. Прибавь к этой цене стоимость самого угля, операторских работ, погрузки-разгрузки и заложи прибыль – вот тебе и получится цена Каа-Хемского разреза. Стоит ли овчинка выделки? Если бы Брокерт действительно был бы экономистом или просто грамотным умным человеком, он бы запросто мог бы понять, что этот путь – тупиковый. Но когда за дело берётся дилетант, от него ожидать можно что угодно. И потому Брокерт несёт ахинею типа того, что «удастся исключить из цепи перекупщиков, соответственно цена будет состоять только из двух показателей: стоимости добывающего предприятия и доставки до республики». Ну не глупость ли? Ну а то, что «в планах ‒ организация большого топливного склада в Кызыле, откуда и будут продавать конкурентный уголь. Далее – по топливным складам в районы Тувы», говорит о том, что он вообще не владеет обстановкой и не понимает того, о чём говорит.

«Необходимо продолжать переговоры с угольщиками», ‒ считает Кара-оол. А может, он сам поговорит с Шойгу? Или слабо заступиться за тувинский народ? Вместо этого он нагло заявляет, что последствия дикой цены на уголь не в том, что, вступив в должность Главы, он сделал всё необходимое, чтобы разрез Каа-Хемский попал в руки Шойгу и К, а в том, что правительство Тувы «не имеет влияния на ценообразование» из-за того, что «предшествующая власть довела угольный разрез до банкротства».

КАРА-ООЛ ПОСМОТРЕЛ В МОНГОЛИИ, КАК НАДО РАБОТАТЬ

Шолбан Кара-оол встретился с журналистами и «рассказал о результатах командировки в Монголию». Судя по всему, в Монголии он увидел то, чего нет в Туве. В общем, люди от слов решительно перешли к делу. И у них это получается. Пояснил: «наши соседи просто одержимы идеей развития дорожной инфраструктуры». «Монголия серьёзно взялась за строительство железных дорог, и в том числе в сторону Тувы», ‒ сообщил он. Монголы «строят 400-километровую железную дорогу», которую намерены ввести в строй «за 1,5 года». Реализуя планы развития инфраструктуры, «монгольская сторона уже приступает к строительству асфальтовой дороги от Боршо в сторону китайской границы», что создаёт «прямой коридор в КНР». Если Монголия реализует свои планы, то «путь от Абакана до границы Китая по этому коридору на автомобиле составит всего 1 тыс. км».

Работают монголы с большим энтузиазмом. Нужно видеть, «как горят глаза у сотен людей, которые работают на строительстве». Но строятся не только дороги. «Вокруг ЖД уже начинает бить ключом новая жизнь». Есть отличные результаты: «огромный цементный завод построили буквально за год». И уголь монголы не просто копают и вывозят, как в Туве, а там «возникла высокотехнологичная фабрика по обогащению углей». Монголы успешно «продают его в Китай по 200 долларов за тонну». Если перевести это на российские деньги, то – по «12 тысяч рублей» за тонну.

Кара-оол посетовал, что ничего подобного в Туве нет. Хотя, честно говоря, ничего нет именно из-за него, алчного и недальновидного человека, который даже не сумел организовать технический международный авиарейс «Улан-Батор – Кызыл». Он полагал, что «распоряжение главы правительства – это прямое руководство к действию», и надеялся, что федеральные структуры пограничников, таможенников и фитосанитарного надзора сами решат все вопросы и примут борт из Монголии. Однако оказалось, что сам аэропорт Кызыла к работе в качестве международного не готов.

Плюс ИнформОТКУДА ВЗЯТЬСЯ В ТУВЕ КУЛЬТУРЕ?

Корреспондент «ПИ» рассказал, почему культура в Туве находится в таком плачевном состоянии. В культуре многое держится на домах культуры. А их становится всё меньше и меньше. Причина – «надо успевать их строить быстрее, чем они выходят из строя». А они горят, как свечки. Вот и в этом году уже «пожар «сожрал» больше домов культуры, чем будет построено».

В общем, «ситуация с ДК стала напряжённой и странной». Совсем недавно – только «в 2016 году ввели в строй здание сельского дома культуры в селе Хондергей Дзун-Хемчикского кожууна». А «пожар», нанёсший ущерб «более 22 млн. рублей», «произошёл уже 4 февраля 2019 года». Причина – «короткое замыкание». Следом, «14 февраля» сгорел «Дом культуры села Межегей». Причина – та же. Но порой «ДК ещё и специально поджигают». К примеру, «дом культуры села Бай-Хаак загорелся 3 апреля». Причина – «умышленные действия неизвестных лиц». «В Хайыракане 10 октября загорелся не сам клуб, а библиотека, которая находилась в пристройке к клубу». Здесь тоже виновны «неустановленные лица». «Дом культуры в селе Усть-Бурен» сгорел «3 марта». В Сут-Холе «ДК, который был построен совсем недавно – в 2017 году», сгорел «при прохождении молнии через строительные конструкции и элементы здания». Ущерб – «более 9 млн. руб.». Неужели нельзя было обустроить громоотвод?

А строят новые здания очень медленно – «в этом году начали строить 3 ДК». По «ДК в селе Хайыракане» и по «ДК в селе Кунгуртуге» «фактическое выполнение составило по 30%», «в селе Шуурмаке» ‒ «1%». И как в такой ситуации нести в массы культуру? Как занимать досуг сельчан? А мы удивляемся, что люди из сёл бегут в Кызыл. Тут хотя бы Муздрамтеатр пока не сгорел...

ТУВИНСКИЙ МАНИЛОВ ПОСЕТИЛ МОНГОЛИЮ

 Из Монголии не солоно хлебавши, вернулся «в субботу 26 октября Глава республики Шолбан Кара-оол». Наобещав монголам с три короба, он оказался у разбитого корыта – российская сторона технический авиарейс из Монголии в Кызыле «монгольской авиакомпании «Хунну Эйр» не приняла. Правда, Кара-оол попытался выкрутиться из этой ситуации. По словам журналиста «ПИ», глава самозабвенно врал, что «из-за плохой погоды (туман, мокрый снег, плохая видимость) рейс был отложен». На самом деле он бы не состоялся ни при какой погоде, поскольку аэропорт г. Кызыла не подготовлен к приёму международных рейсов, и федеральные органы «добро» на это не давали.

Почему пресс-конференция была проведена в «аэропорту в пресс-зале», а не в здании правительства, не объясняли. Как рассказал Кара-оол, «самое большое впечатление произвела на него поездка по строящимся веткам железной дороги и по работающим предприятиям». То, чего Кара-оол вот уже 13-й год никак не может осуществить в Туве, успешно реализуется в Монголии. К примеру, Кара-оол вот уже 12 лет никак не может возобновить строительство железной дороги «Курагино – Кызыл», а в Монголии он увидел «очень серьёзный прорыв по строительству железнодорожных путей». Потому что там «люди понимают, что железная дорога – это жизнь».

Решением правительства Тувы под давлением Народного Фронта «Хостуг Тыва» под руководством ближайшего сподвижника Главы К.Бичелдея было прекращено строительство цементного завода в Хайрыкане, а в Монголии «прямо в степи построен и введён в 2017 году цементный завод», «который выпускает цемент самого высокого качества и самых различных марок». Он – «1 из 6 действующих в Монголии цементных заводов мощностью в 1 млн. тонн клинкера и 1,07 млн. тонн цемента в год». Другое производство – «комбинат по обогащению угля», аналог которого необходим и Туве. Здесь «коксующийся уголь обогащают и отправляют в Китай».

Однако Кара-оол «почувствовал, что находится с Президентом Монголии на одной волне». Только у того получается созидать, а Кара-оол ограничивается маниловскими планами. Его поразила «готовность монгольского президента присоединиться к проекту Кызыл-Курагино», только сам этот проект вот уже 12 лет топчется под гениальным руководством Ш.Кара-оола на одном месте.

ЧТО ДЕЛАТЬ С ДАЧАМИ?

Автор вспомнил «время, когда на левобережные дачи ходили большие автобусы». Тогда это были дачи. «С тех пор ситуация в корне изменилась. На ЛДО, которое называют «13 район» или «Дачеград», теперь можно иметь кызыльскую прописку». В связи с этим «население резко выросло, а значит, и инфраструктура соответствующая нужна: старикам – больницы, детям – школы и детсады». А школьников нужно по школам «развозить в Кызыл». А чем? «Население района – от 14 до 20 тысяч», «автобусов так мало, что уехать утром и вечером бывает невозможно». «В 11 школах Кызыла обучаются 25437 учеников, а школьных автобусов всего лишь – 15».

«Чтобы обеспечить Кызыл, необходимо 200 автобусов». «Автопарк «Кызылгортранса» имеет 50», ожидает «ещё 6-7 больших автобусов». «Но с приобретением транспорта возникает другая проблема – нехватка тех, кто будет транспортом управлять». Никто не понимает, что нужно делать с этими дачами, ставшими городом.