Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.ru/article_823.html
№38 за 17 декабря 2008 года

КУДРИН ЗАБРАКОВАЛ БЮДЖЕТ КАРА-ООЛА

Перипетии борьбы за бюджет измотали тувинское правительство. Так уж случилось, что ему пришлось в ноябре «воевать» сразу на 2 фронта – по изменению бюджета республики текущего года и по принятию бюджета на 2009 – 11 годы. Сказались старые грешки.

Как помнится, в прошлом году правительство затянуло с разработкой бюджета на 2008 год и передало его «сырым» накануне Нового года. По договоренностям между Кара-оолом и Оюном парламент вошел в положение молодого правительства и принял бюджет сразу в трех чтениях, впервые за много лет создав исполнительной власти возможность спокойно работать в надвигающемся 2008 году. Но уже в марте Кара-оол понял, что исполнить этот бюджет он не в состоянии. И в парламент пошли проекты по изменению текущего бюджета один за другим.

Поначалу депутаты верили ШВК «на слово». Но когда выяснилось, что правительство, в надежде на покладистость законодателей правит бюджет «задним числом», они решили этому беззаконию положить конец. Поэтому очередные кардинальные изменения в главный финансовый закон республики, поступившие в мае, были внимательно проанализированы. Итог оказался печальным: депутаты ЗП отказались подписываться под караооловскими авантюрами и «подправили» бюджет по-своему. Правительству не осталось ничего другого, как уговорить палату Представителей закон не принимать. И они под руководством конъюнктурного неискреннего спикера проект закона отклонили и вернули в ЗП. При этом рядовые депутаты ПП даже не поняли, что лишаются с 1 января 2008 года компенсаций своей депутатской деятельности. Так в ЗП оказалось два проекта закона – по изменению бюджета текущего года и принятию нового на 2009-11 гг.

Депутаты, дабы не тянуть время зря, предупредили: финансировать строительство спорткомплекса и музея по третьему кругу они не намерены. Также, как и содержать бизнес-инкубатор наряду с бюджетными организациями. К тому же правительство до сих пор не смогло найти денег на финансирование в ноябре-декабре зарплаты бюджетников. Вот туда-то депутаты и заставили направить изысканные на строительство деньги. Правительство долго упиралось, но, в конце концов, сдалось, благодаря чему сейчас бюджетники республики получают зарплату за ноябрь.

С бюджетом 2009-11 все оказалось гораздо сложнее. Во-первых, депутаты отметили очевидную коррумпированность документа – вместо открытого прозрачного финансирования инвестиционной программы был предложен метод, по которому эти деньги скрывались от депутатского контроля в так называемых республиканских целевых программах, которые по замыслу разработчиков разрабатывались, утверждались, исполнялись и контролировались бы исключительно чиновниками правительства.

Во-вторых, в проекте бюджета были заложены средства от 8 бюджетообразующих законов, которых не было в природе.

В-третьих, в нем не были предусмотрены в полной мере расходы на бесплатное здравоохранение.

Не говоря уже о таких «мелочах», как почти двукратное увеличение затрат на содержание правительства, Минфина и Канцелярии при таком же снижении расходов на деятельность парламента.

Или предусмотрительно заложенных деньгах для строек, по которым уже отмечена переплата. Достаточно сказать, что респрокуратура выставила претензии по проекту аж на 12 (!!!) листах!

Понятно, что такой проект не имел шансов на прохождение через парламент. Но, все же, учитывая заверения министров Тена и Килижекова, что они учтут замечания депутатов и поправят ко второму чтению проект бюджета, по предложению спикера палаты В.Оюна бюджет был принят в первом чтении. Как выяснилось – напрасно.

Восприняв уступчивость депутатов за их слабость, правительство вместо конструктивной работы принялось нагнетать обстановку и шельмовать народных избранников. В ход пошли инсинуации, вранье, подкуп и шантаж. К бюджетному процессу были подключены федеральный инспектор А.Попов, резко сменивший точку зрения прокурор П.Бухтояров. В Кызыл прилетела Л.Бурда. Партфункционер С.Неверов со своей стороны пытался воздействовать на фракцию ЕР – то угрожал исключать из партии и изгонять из парламента, то предлагал должности в партийной иерархии вплоть до руководителя ТРО.

Причем уговоры всех действующих лиц носили «конструктивный» характер: измените в бюджете что хотите, но примите его В ЛЮБОМ ВИДЕ! Одновременно пытались давить на благородные чувства депутатов – мол, примите бюджет – отпустим сестру спикера. Создавалось такое впечатление, что от принятия или отклонения бюджета Тувы зависит судьба самого полпреда А.Квашнина. Видимо, он и подключал через федерального инспектора Попова правоохранительные органы для разрешения политического вопроса.

Но все кончилось плачевно. Устав от угроз, лести и подкупа, депутаты вообще отказались от всяких обсуждений с новоявленными переговорщиками, переадресовывая все предложения непосредственно спикеру Оюну. И вот окончательное рассмотрение бюджета в Законодательной палате состоялось. Он был решительно забракован и возвращен в правительство.

Мало того: парламент решил рассмотреть вопрос ответственности за представление некачественного финансового документа, имеющего признаки коррупции. Был поставлен вопрос недоверия министру экономики Тену и министру финансов Килижекову. Окончательно он должен быть решен на следующем заседании, но исход голосования ни у кого не вызывает сомнений. И если для друга главной семьи Килижекова это будет первым фиаско, то для протеже сибирского полпреда Тена это станет вторым подряд провалом после Алтайского края. А с такой меткой не то, что в Минфин России, – счетоводом в коммерческую лавку не возьмут. Что тут началось!

Квашнин вероятное увольнение своего протеже Тена воспринял, за личную обиду, и срочно сформировал бригаду экспертов, которая по его замыслу должна была дать оценку проекту бюджета республики и предложить пути урегулирования. Но скрыть очевидное или исправить неисправимое невозможно. Выяснилось: даже если принять и опубликовать все необходимые бюджетообразующие законы, открыть инвестиционные программы, принять все поправки депутатов, то бюджет элементарно «не идет» по доходам, расходам и дефициту. То есть, «вылазит» за рамки первого чтения.

И вот тут в правительство и парламент пришло письмо зампреда правительства РФ А.Кудрина с заключением о соответствии законодательству внесенного в парламент проекта бюджета Тувы на 2009-11 гг. Оно не только подтверждало предварительные выводы прокуратуры на 12 листах, но и давало принципиальные оценки принятым решениям разработчиков. Фактически заключение Минфина является запретом на принятие бюджета.

Это становится ясным, если привести лишь некоторые фрагменты из выводов. В части доходов федеральный министр предлагает «провести анализ налоговой базы с целью реальной оценки доходов бюджета, на основании которой скорректировать плановые показатели поступлений налога на прибыль и налога на доходы физических лиц». В расходной части он предлагает «планировать объемы расходов бюджета в пределах доходов, а дефицит может быть принят только в пределах переходящих остатков средств на счетах бюджета на начало года». К тому же Кудрин предписывает отказ от региональных целевых программ, на которые команда Кара-оола решила потратить в 2009 году более миллиарда рублей.

Так уж случилось, что поддержка парламенту в его борьбе за интересы избирателей пришла из Министерства финансов России. Думается, теперь депутатам будет проще убедить коррупционеров не продвигать дальше их коррупционный антинародный проект главного финансового документа ближайшего трехлетия.

Мы еще обсудим эту тему.

До встречи.

Кондрат Пчелкин