Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.ru/article_7722.html
№1 за 8 января 2019 года

Обзор прессы

Тувинская правдаЛЖЕПАТРИОТИЗМ ВМЕСТО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА или ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННАЯ СВЯЗЬ РОКОВЫХ ОШИБОК

Известна истина, что близкое видится на расстоянии. Когда Шойгу навязывал тувинцам в качестве Главы республики Кара-оола, мало кто предвидел такие тяжкие последствия. Да, были сомнения в правильности доверия республике второму номеру «Единой России», проигравшему лидеру «Партии Жизни» несомненному общественному лидеру, эффективному менеджеру и политику В. Оюну. Тогда, в 2007 году, даже очевидные недруги Шолбана не могли предположить, что последствия решения нашего великого земляка Сергея Шойгу, обещавшего всем «золотые горы», приведут к тому, что за короткий срок в республике доля людей, живущих за чертой бедности, с 30% увеличится более чем до половины от всех её жителей, вырастут уровни безработицы, заболеваний сифилисом, туберкулёзом и других болезней.

Впрочем, если говорить о состоянии здравоохранения Тувы, то тут следует отметить другое, не менее абсурдное кадровое решение, последствия которого республика не может преодолеть до сих пор. Точно неизвестно, как случилось нелепое со всех сторон назначение бывшего прокурора республики министром здравоохранения. Если верить Шолбану, то оно явилось воплощением желания нашего знаменитого земляка. Но сам Шойгу публично в этом никогда не признавался. Хотя и сам в некотором роде является неким подтверждением актуальности такого принципа подбора кадров. Как известно, сам он ни дня не прослужив в армии и имея специальность строителя, смело и решительно возглавляет военное ведомство страны. О том, что натворил Кара-оол в должности Главы республики, известно. Каковы будут последствия руководства оборонным ведомством со стороны строителя, нам ещё предстоит узнать. А вот во что превратил тувинское здравоохранение бывший прокурор, метко прозванный «генерал-гинекологом», «в понедельник» публично признал «Глава Тувы Шолбан Кара-оол» на «встрече с активом Медицинской палаты РТ», где он неожиданно «затронул «болевые точки» кадровой политики в здравоохранении».

Для начала он заявил, что «обеспеченность медицинскими кадрами у нас довольно высокая», однако признал, что в республике ощущается «острый дефицит в узких специалистах». То есть, врачей в республике достаточно, но лечить больных – некому. Причём кризис достиг таких масштабов, что «нужду в таких специалистах испытывают не только сельские, но уже и городские жители». И если раньше сельские жители ехали лечиться из глубинки в Кызыл, то после так называемой «реформы» Дамба-Хуурака теперь они вынуждены лечиться в Абакане, Красноярске, Москве или даже Китае. И это притом, что в последнее десятилетие до эры «Шойгу – Кара-оола» в республике было создано весьма квалифицированное сообщество национальных медицинских кадров, которому завидовали соседние регионы России. Но благодаря специфической селекции кадров на основе политической лояльности и личной преданности ставленнику Шойгу их в республике уже нет – разъехались по городам и весям в поисках лучшей жизни и условий для труда, несмотря на то, что в родной республике полно вакансий.

Дело дошло до того, что даже сам Глава правительства, не отличающийся самокритичностью, вынужден признать: «проблемный вопрос – миграция врачей в другие регионы». По признанию «министра здравоохранения, выезжают в основном на Сахалин, в Москву и Красноярский край».

В этом плане весьма повезло острову. Невзирая на то, что «Сахалин – регион с очень большой влажностью и удаленностью», к тому же там «условия жизни довольно трудные». Но, видимо, врачей привлекает то, что там ни Кара-оола, ни Дамба-Хуурака с их желанием строить работу медицинских учреждений не с профессионалами, а с «патриотически настроенными медицинскими кадрами» нет. И кадровой политикой не руководит их покровитель Шойгу, под прикрытием которого они так слаженно и быстро развалили тувинское здравоохранение. Впрочем, как и другие отрасли. И сколько бы Кара-оол не заявлял, что он «очень просит справедливости кадровой политики, основанной на учёте хорошего образования, квалификации, стажа, а не землячества, кумовства и знакомства», никто ему не верит, глядя, кто у него на самом деле работает заместителями, министрами и руководителями медицинских учреждений.

В связи с этим он надеется на новый закон, разрабатываемый «в Госдуме», в соответствии с которым выпускников ВУЗов заставят отрабатывать в регионе, направивших их в ВУЗ, определённое время. Там, где региональные власти развалили медицину, добровольных исполнителей клятвы Гиппократа хотят заменить на крепостных врачей. И это в тувинском тренде. Достаточно вспомнить публикации о том, что в Туве производительный труд встречается только среди заключённых...

А в принципе Кара-оол, наверное, где-то прав: нужно территорию республики опутать колючей проволокой и никого из неё не выпускать. Тогда квалифицированные кадры не смогут разбежаться. А может, проще выслать из республики лжепатриотических дилетантов типа Кара-оола и Дамба-Хуурака, собирающих вокруг себя таких же бестолочей, как и они сами, и заодно, для гарантии успеха, закрыть въезд в республику нашему «радетелю» Шойгу? А вдруг без них всё и наладится?

СОКРЫТИЕ ПРЕСТУПНИКОВ КАК СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ

Следствие в Туве – одна из самых закрытых от общественного контроля, а потому, наверное, и запущенных областей правоохранительной деятельности в республике. А потому встреча трёх не самых последних в следовательской иерархии СКР по РТ чиновников с журналистами не могла остаться незамеченной.

Конечно, трудно было ожидать, что представители СУ СК по РТ публично признаются в коррупции в своих рядах и кулуарном решении вопроса привлечения чиновных лиц к уголовной ответственности. Конечно же, «руководитель второго отдела по расследованию особо важных дел Камила Саая» ни словом не обмолвилась, как она возбудила и расследовала ставшее уже историческим уголовное дело налоговиков по заявлению Кара-оола. Это дело вот уже восемь лет никак не может дойти до финала, поскольку в деле отсутствуют вещественные доказательства, странным образом исчезнувшие при передаче дела от неё к Красовской.

Ничего толком не было сказано и «первым заместителем руководителя Геннадием Кюрю» о новом свежем уголовном деле, «возбуждённом в отношении сотрудников Управления налоговой службы по РТ». В частности, о том, зачем он убеждал Камилу, что оно не имеет перспектив? По понятным причинам не было сказано ни слова о том, какую роль в расследуемом преступлении занимают Глава правительства Кара-оол, его брат Юра и руководитель УФСБ Щуровский. А также кто и сколько заплатил за гробовое молчание в федеральных СМИ и отсутствие всяких официальных сообщений об этом весьма громком, знаковом и резонансном деле.

В общем, представители СКР отделались общими сведениями о средней температуре по конторе. Сообщили простодушным журналистам о неких «достижениях, в борьбе с коррупционными схемами». Признались, что авторитет СКР в республике среди населения падает – «за 9 месяцев 2018 года поступило 41», в то время как за «аналогичный период прошлого года таких заявлений поступило 56». Правда, и по ним «возбуждено только 23 уголовных дела». По остальным, видимо, Кара-оол не дал разрешения, поскольку они – «о преступлениях коррупционной направленности».

Об эффективности расследования подобных дел можно судить по факту хищения бюджетных средств в психоневрологическом диспансере в Каа-Хемском районе, организатором которого является министр труда Тас-оол. Примечательно, что уголовное дело было возбуждено только после третьей публикации в газете «РИСК» и направления запроса в Генпрокуратуру. Впрочем, и сейчас, спустя более года после совершения преступления, Тас-оол не только на свободе, но и при госдолжности, что неопровержимо подтверждает не просто наличие коррупции в ведомстве, но и её глубоких связях с правительством.

Удивительно, но, по признанию «первого заместителя руководителя Геннадия Кюрю», в солидном ведомстве с огромным числом сотрудников в поражённой коррупцией республике «в производстве следователей следственного управления находится всего 47 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности». И только «11 с направлением в суд». При этом СКР в основном ловит мелочь типа участковых врачей, учителей, пожарных инспекторов или чиновников-исполнителей низшего звена типа «должностных лиц ГКУ «Госстройзаказ». В частности, сообщалось, что «завершилось уголовное дело в отношении бывшего председателя администрации Улуг-Хемского района Мергена Анай-оола», который «в декабре 2014 года, превышая свои полномочия, под видом авансирования подписал платёжные поручения, на основании которых на счета подрядчика – ООО «Титан РТ» – необоснованно были перечислены бюджетные средства на общую сумму почти 21 миллион рублей». Приговором суда «Мерген Анай-оол был признан виновным», и ему «назначено наказание в виде 5 лет лишения свободы условно, с испытательным сроком на 5 лет». Но любому непосвящённому понятно, что деньги Мерген «зарабатывал» не столько для себя, сколько для своего всем известного высокопоставленного родственника.

Привлекая к уголовной ответственности мелочь или исполнителей низшего звена, замалчивая информацию о резонансных уголовных делах о воровстве бюджетных средств в сотни миллионов чиновниками Госналогслужбы под руководством руководителя Вероники Суге-Маадыр и её мужа Анатолия, следствие фактически поощряет коррупцию в республике, выводя из-под ответственности настоящих организаторов преступного сообщества, в числе которых могут оказаться семья Главы правительства и министр финансов республики.

Судя по всему, в правоохранительных органах республики их федеральных ведомствах не отдают отчёта сложившейся криминальной ситуации в Туве. А могли бы. Последовательное под давлением общественности и публикаций в СМИ привлечение к уголовной ответственности поочерёдно двух министров образования, трёх министров земельных и имущественных отношений, двух министров строительства, министра финансов, двух руководителей УКСа и двух ГКУ «Госстройзаказ» всё это является очевидным подтверждением коррупции, которая не может существовать без участия Главы правительства, поскольку больше полномочий по формированию кадров правительства Тувы имеется только у его покровителя – нашего замечательного земляка Шойгу.

Трудно оспорить предположение, что Шолбан Кара-оол, подбирая кадры на руководящие должности в своём кабинете, исходил не столько из соображений их профпригодности, сколько из понимания их готовности участвовать в аферах с бюджетными ассигнованиями. Но вместо того, чтобы выявлять настоящий источник коррупции в правительстве Тувы, СУ СК при бездействии прокуратуры Тувы демонстрирует то ли полное непонимание криминальной ситуации в республике, то ли неприкрытое желание незаконного увода настоящих властных коррупционеров от уголовной ответственности.

При этом, прикрывая настоящих жуликов, следователи, как правило, заканчивают дела привлечением к ответственности «стрелочников-строителей». Вот и на этот раз «руководитель отдела по расследованию особо важных дел Камила Саая, специализирующегося на уголовных делах о должностных и коррупционных преступлениях», с гордостью сообщила о привлечении к уголовной ответственности руководителей строительных организаций, которые при реализации госконтрактов «выполнили работы не в полном объёме». В связи с этим примечательно, что уже серия уголовных дел, переданных в суд, завершилась оправданием строителей, в действиях которых не обнаружены признаки мошенничества. Кызылский городской и Верховный суд республики квалифицировали их действия как гражданско-правовые, подпадающие под юрисдикцию арбитражного производства. Однако следователи ради создания иллюзии своей бурной правоохранительной деятельности, формируя нужную им статистику якобы бескомпромиссной борьбы с «преступлениями коррупционной направленности», шьют белыми нитками уголовные дела в отношении строителей, обобранных до нитки чиновниками-коррупционерами. При этом и главный коррупционер, и руководители следствия ситуацией весьма довольны. О чём и доложили общественности.