Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.ru/article_7461.html
№30 за 31 июля 2018 года

По следам публикаций

Следственный произвол. Пока мы все молчим

В 27-м номере газеты «РИСК» было опубликовано письмо читательницы Сат С.К., в котором она выражала недоверие Управлению Следственного комитета РФ по РТ и, в частности, указывала на то, что орган предварительного следствия продолжает настаивать на выдуманной версии произошедшего конфликта. В нём, теперь уже имеющем статус многотомного уголовного дела, главным действующим лицом является сотрудник МВД РФ по РТ потерпевший Саая Б.Б.

Понятно, что теперь сколько угодно можно бессильно потрясать кулаками и беспомощно грозить карами небесными недобросовестным следователям, всем сотрудникам правоохранительных органов, которые, казалось бы, должны находить настоящих преступников. Сколько угодно теперь можно предполагать или отметать подозрения в том, получил ли сам офицер полиции Саая Б.Б. взятку за то, чтобы изменить свои же показания, данные сразу же после драки, учинённой не без его участия 22 июля 2017 года в местечке «Кундустуг» недалеко от Кызыла, больше известным горожанам и жителям столицы под названием источник «Бобры». Зная «профессионализм» тувинских следователей и их корпоративную солидарность, которую чаще в народе называют «круговой порукой», никто даже не обратит внимания на этот факт.

Почему офицер полиции Саая Б.Б. внезапно изменил показания? Почему такое активное участие в расследовании этого дела принимала Саая К.А., высокопоставленная сотрудница Следственного комитета, являющаяся его ближайшей родственницей? Почему никто из начальников МВД Тувы не удосужился проверить все обстоятельства драки, в которой активное участие принимал Саая Б.Б.? Почему никто не дал свою оценку произошедшего? Ведь уголовное дело, конечно, это уголовное дело, но может ли офицер полиции в общественном месте вести себя, откровенно говоря, по-бандитски? Какова была его степень опьянения, что он во время крупного общественного мероприятия, каковыми являются тувинские свадьбы с приглашёнными гостями не менее двух сотен человек, не смог сдержать свои эмоции и, распоясавшись, в пьяном угаре, стал по-хулигански нападать на посторонних людей? В этом деле имеются очевидцы, которые видели, кто именно побежал за пьяным Саая Б.Б. и причинил ему телесные повреждения, но следствие не допрашивает этих свидетелей даже тогда, когда они сами приходят и просят взять у них показания. Сейчас в нападении на сотрудника полиции обвиняют Сата Кежика и я, как автор этой статьи, просто понимаю, что если сейчас, на этапе следствия не начать обращать общественное внимание на откровенное наплевательское отношение к своим профессиональным обязанностям сотрудников правоохранительных органов, то на этапе судебного разбирательства будет уже поздно – ещё один невиновный человек попадёт за решётку.

В качестве своей невиновности Сат Кежик настоял на том, чтобы по уголовному делу в отношении него экспертами Следственного комитета России была проведена психофизиологическая экспертиза с применением полиграфа – детектора лжи. Он прошёл данное исследование, и заключение эксперта показало, что Сат Кежик говорит правду – он не причинял потерпевшему никаких повреждений и не виновен. Но, несмотря на результаты данной экспертизы, проведённой в системе Следкома РФ, уголовное преследование в отношении Сата Кежика продолжается.

Мне удалось связаться с адвокатом А. Ковалёвой, защищающей интересы Сата Кежика. Вот что она сказала: «Мне, как адвокату, приходится участвовать в производстве по уголовным делам в качестве защитника в разных регионах страны, но такого количества нарушений уголовно-процессуального закона, как в Каа-Хемском МСО СУ СК России по РТ, я в своей практике, пожалуй, не встречала. Следует заметить, что нарушения со стороны следствия носят систематический характер, следователь не считает нужным в установленные законом сроки направлять в адрес обвиняемого и защитника решения, принятые по итогам рассмотрения ходатайств. Права обвиняемого Сата Кежика принципиально нарушаются на протяжении всего следствия, и у нас есть все основания выражать недоверие следствию, учитывая наличие родственных отношений потерпевшего с одним из руководителей СУ России по Туве. Наши доводы о том, что потерпевший Саая Б.Б. оговаривает Сата Кежика, следствие не проверяет, игнорирует и при всём при этом следствие проводится односторонне, с явным обвинительным уклоном. Истина по делу, видимо, следствию не интересна».

Ну, а мне остаётся добавить, что обвинение человека в том, что он не совершал – это крайне аморальное и безнравственное дело, которое заслуживает широкого общественного резонанса. Сколько на самом деле таких дел совершается сейчас в стенах Следственного комитета, в кабинетах следственного управления МВД, в прокуратуре? Сколько невинных людей осуждено, пока мы все молчим?

Алла Донгур-оол