Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.ru/article_6280.html
№44 за 1 ноября 2016 года

Обзор прессы

Тувинская правдаЮБИЛЕЙ СО СЛЕЗАМИ

В октябре 2016 года Кызылская школа №1, «которая носит имя Героя Советского Союза Михаила Артемьевича Бухтуева», отметит 100-летний юбилей. Думается, он прошёл бы буднично, если бы её в своё время не закончил наш знаменитый земляк С.Шойгу. Поскольку школа, прямо скажем, ничем особенным от других Кызылских школ не отличается. Хотя «это школа, в которой учились два героя Советского Союза Михаил Бухтуев и Николай Макаренко, Герой России Сергей Шойгу. Школа, в которой работала автор первого учебника по географии Тувы Валентина Гребнёва».

В этом плане примечательно, что даже сейчас, во время празднования юбилея, никто не может вспомнить, как звали первого директора школы. Да и последнего директора, скоропостижно уволенного накануне празднования, тоже не вспоминают, хотя она проработала в ней более 30 лет. Зато к месту или без оного вспоминают, что её закончил министр Шойгу, скромно упуская, как на самом деле он учился и вёл себя.

ПРЕМЬЕР ТУВЫ ОЗАБОТИЛСЯ ПРОБЛЕМАМИ ПРОСТЫХ ТУВИНЦЕВ

Очень плохо, когда до власти дорываются дураки или подлецы. Ещё хуже, когда властвуют жулики и воры. В случае с Тувой второе налицо. И проследить это можно на примере цен на уголь. На днях проблемой «ценообразования на уголь» «в Кызыле и районах республики» занялись «контрольно-надзорные органы», которые организовали рейды по «точкам», где торгуют углём.

Выяснили: «частники, торгующие углём в мешках, самовольно завышают цены». «Самая распространенная цена за один мешок – 250 рублей. В одном мешке – около 42 кг угля». Премьера Тувы Ш.Кара-оола возмутили «примерные доходы частников, продающих уголь мешками». По его расчётам выходит, что тонна угля продаётся перекупщиками по цене в «5750 рублей», в то время как он установил нам отпускную цену с Каа-Хемского угольного разреза в «2652 рубля 40 копеек». Вот он и натравил «контрольно-надзорные органы» на этих перекупщиков. Мол, пусть знают наших!

Основные претензии к торговцам: «завышенные цены и нелегальная торговля». Схема действий, указанная Кара-оолом, проста: прессовать перекупщиков повсеместно, пользуясь тем, что «торговать углём в мешках можно, но на специализированных торговых площадках. Таких в Кызыле определено четыре» и «большинство частников, торгующих углём, не зарегистрированы в налоговых органах». Как сообщает автор публикации, налоговики могут наложить на перекупщиков «штраф – от 500 до 1000 рублей». И всё. А он, как подсчитали контролёры, имеет с тонны навар в 3 с лишним тысячи. Так что такой штраф – как мёртвому припарка.

Но власти как бы не понимают главного: появление перекупщиков угля в мешках – это не причина проблемы, а лишь её следствие, симптом. Вернее, печальное следствие прихода во власть Шолбана Кара-оола. До того, как он стал премьером, уголь на разрезе стоил 600 рублей за тонну и купить его запросто мог любой смертный. Но когда Кара-оол провернул дельце с передачей разреза «в надёжные руки» зарегистрированной в кипрском оффшоре «Тувинской Горнорудной компании», одним из владельцев которой многие считают самого Кара-оола и его патрона Шойгу, цена на уголь вдруг резко подскочила почти в пять раз, побив все сибирские рекорды цен на уголь, к тому же став для большинства потребителей недоступным. Вот на этой беде и появились перекупщики.

Говорят, что наш премьер Кара-оол кандидат экономических наук, хотя в это почему-то не верится. Если бы он действительно был бы учёным, он мог бы отличить причину от следствия. И не глумился бы над торговцами тарированного в мешки угля. Тогда бы Шолбан Валерьевич мог бы понять, что спрос рождает предложение. И если бы он вовремя не хапнул разрез и не вздул цену на тувинский уголь, то, как и при Ооржаке, никому бы не вздумалось торговать углём рядом с разрезом, на котором его добывают, тарированном в 42-килограммовые мешки по цене более чем вдвое дороже разрезовской.

Кара-оол, сам создав критическую ситуацию вокруг угля, теперь пытается во всём обвинить «частников, продающих уголь мешками». Кара-оол теперь заявляет: «на основании предельных цен, утверждённых постановлением Правительства Тувы, розничная цена одной тонны угля с Каа-Хемского разреза составляет 2652 рубля 40 копеек». «Исходя из этой суммы, стоимость мешка с 42 килограммами угля составляет 110 рублей». Без стоимости доставки. «Учёный» подсчитал: «с учётом доставки предельная цена может составлять 150 рублей за мешок», и ни на копейку дороже! Так что по Кара-оолу выходит: перекупщик с каждого мешка имеет сверхприбыль в 100 рублей! Ему говорят специалисты: это неправильно, поскольку «цена за доставку договорная». К тому же уголь нужно купить, привезти куда-то, расфасовать в заранее купленные мешки, привезти на торговую точку и затем развезти по покупателям.

То, что пытается проделать с торговцами углём Кара-оол, напоминает простую ситуацию: на заброшенной помойке развелись мухи, а вы, живя рядом, бьёте мухобойкой тех, что залетели вам в окно, вместо того, чтобы убрать помойку или хотя бы залить её хлоркой. Всем понятно: сколько ни гоняй торговцев, если спрос на уголь в мешках есть, будет и предложение. А штрафы... Если бы Кара-оол был настоящим экономистом, он бы знал, что в конечном итоге все издержки оплачивает потребитель. Так что и штрафы эти тоже будут оплачены теми, кому этот уголь достанется.

В общем-то, ни для кого не секрет, какое отношение премьер Тувы Кара-оол имеет к разрезу, его владельцам и ценообразованию на уголь. Вся республика проклинает тот день, когда он встал во главе республики. А мешочники с углём – символ его власти. Алчной, коррумпированной, наглой и глупой. Если бы Кара-оол был бы честным и умным руководителем, он бы понимал, что с такими проблемами можно бороться только экономическим мерами. Привлечение к этому «представителей Службы по тарифам РТ, Управления Федеральной налоговой службы по РТ, Управления ГИБДД МВД РТ и мэрии г.Кызыла» – не выход, потому что существует только два пути решения угольной проблемы. Первый состоит в том, что нужно привести цену на Каа-Хемский уголь к экономически обоснованной, сравнимой с ценой в соседних регионах, то есть в 100-1500 рублей за тонну. Второй – в том, чтобы создать конкуренцию на рынке торговли углём, тем самым доведя цену угля в мешках до целесообразной с точки зрения покупателей.

И не нужно шокировать людей «примерными доходами частников, продающих уголь мешками», а также пугать торговцев штрафами, которые придётся оплатить потребителю угля. Всё это так просто и понятно, что не требует каких-то особых знаний. Шолбан Валерьевич должен понимать, что это гораздо проще, чем торговать технарём. Это должно быть понятно, не только экономисту, но и философу. А теперь вопрос: почему Кара-оол не действует таким путём? И кто в этой истории настоящий выгодоприобретатель и создатель проблемы?

БЕЗДЕЛЬНИКИ ВСТРЕТИЛИСЬ И ПОГОВОРИЛИ

В Туве имеется одна очень хорошо организованная группа бездельников. Не стану поминать всуе Конституционный суд, расскажу про «Общественную палату Республики Тыва», возглавляемую титулованным бездельником Хонук-оолом Монгушом. На днях эти «государственные деятели» приехали в «Ак-Довурак», чтобы проверить там состояние «охраны общественного порядка», поскольку «на территории района допущен рост преступлений почти по всем категориям и видам».

«Представители Общественной палаты» с привлечением «Верховного Хурала и Правительства РТ» «сообща попытались выяснить причины роста уровня преступности и найти способы её снижения». Сразу предупреждаю: миссия оказалась невыполнимой. Но не в этом дело. Выяснилось, что полицейские силы в районе малочисленны и деморализованы. По крайней мере, «и.о. начальника межмуниципального отделения МВД» обратил внимание высоких особ на «острую нехватку кадров и высокий уровень алкоголизации населения». По его словам, в настоящее время «в отделении имеется 16 (!) вакансий». А всего по министерству внутренних дел Тувы «не хватает более 140 полицейских». Видимо, система найма на работу за деньги в министерстве даёт сбой. При этом сами полицейские чиновники ссылаются, что хотя «претендентов и хватает», «кандидаты все, как один, не выдерживают квалификационный экзамен». В силу малочисленности полицаев не удаётся перекрыть поток технаря из-за Саян, из-за чего «на территории района продолжают действовать более десятка так называемых «адресов», где круглосуточно торгуют спиртосодержащей жидкостью».

Сделав умный вид, «Председатель Общественной палаты РТ Хонук-оол Монгуш» ограничился тем, что констатировал «сложность обсуждаемой проблемы», которую «одними силами полиции не искоренить». На том и разошлись. Вопрос: а собирались-то зачем? Ау!

ПРЕМЬЕР ДЕМОНСТРИРУЕТ ДЕЛОВИТОСТЬ

В Туве, как и в других регионах России, имеется губернатор. По злой воле рока это человек без затей, мыслей и ответственности. Но ему нужно же чем-то заниматься! Вот он и поехал на Кызылскую ТЭЦ «проверить готовность Кызылской ТЭЦ к зимнему периоду». Хотя ревизовать ему явно нечего: «на станции работала специальная комиссия из представителей Ростехнадзора, Агентства ГО и ЧС по Туве, Минэнерго республики, мэрии Кызыла и Сибирской генерирующей компании», которая всё проверила и выдала ТЭЦ паспорт готовности. Зафиксировала, что на ТЭЦ произведён «капитальный ремонт котлоагрегата №14», а всего «за ремонтный сезон было заменено более 2000 метров трубопровода» и «около 350 единиц запорной арматуры».

Посмотрев на директора Троцана и вернувшись к себе, Кара-оол написал в Твиттер: «я верю этим людям! Зима будет суровой». И зачем ездил? Давно не видал директора? Или раньше он ему не доверял? Как известно, Кызылская ТЭЦ принадлежит частному владельцу. И правительство Тувы тут совсем не при чём. Или Кара-оол хотел продемонстрировать свою осведомлённость о предстоящей зиме?

Плюс ИнформМАТЁРЫЙ МОШЕННИК НА СЛУЖБЕ У КАРА-ООЛА

Прокуратура Тувы сообщила, что «бывший министр сельского хозяйства Тувы» Тыт-оол оказался «мошенником с размахом». «Он обвиняется в мошенничестве при получении выплат различного характера с предоставлением заведомо ложных документов, совершённом в крупном размере». По крайней мере, «в ходе расследования уголовного дела» были выявлены «новые факты его преступной деятельности».

Выяснилось, что воровал он, судя по всему, ещё до прихода в правительство Кара-оола. Работая руководителем района, Тыт-оол, пользуясь служебным положением, «с согласия своего родственника зарегистрировал на его имя крестьянско-фермерское хозяйство, создав тем самым группу по предварительному сговору». Затем он «обеспечил представление в «Центр занятости населения» фиктивных договоров о трудоустройстве 11 безработных граждан», которым было незаконно «перечислено свыше 1 миллиона рублей», которые Тыт-оол присвоил.

Кроме того, «занимая должность председателя администрации, издал распоряжение о приёме на работу в качестве подсобного работника своего родственника, который фактически не работал». Тыт-оол «вносил в табеля учёта рабочего времени заведомо ложные сведения об отработанном им рабочем времени, после чего перечисленной заработной платой распоряжался по собственному усмотрению», то есть похищал.

Уже будучи министром, Тыт-оол не мог не совершать преступления. Видимо, его с этой целью и назначили в правительство. «Занимая должность министра сельского хозяйства и продовольствия республики, произвёл нецелевое расходование бюджетных средств в размере 8 миллионов 30 тысяч рублей, выделенных правительством республики на приобретение кормов сельхозпредприятиям, пострадавшим от засухи». Скорее всего, это преступление он совершал не без участия премьера Кара-оола, однако он упорствует и настаивает на том, что действовал в одиночку: перечислял указанные финансовые средства предприятиям, которые либо «не значились как пострадавшие от засухи», либо они уже «являлись получателями соответствующих компенсаций».

В то, что Тыт-оол сознательно нарушал закон, не имея корыстных целей, следствие не верит. Таким образом, «по каждому выявленному новому факту преступной деятельности обвиняемого органами следствия возбуждено уголовное дело, которые соединены в одно производство». А поскольку премьер Тувы Кара-оол лично контролирует перечисление всех сумм всеми министерствами, возникла версия, по которой он может являться главным фигурантом.

Как сообщает прокуратура, «расследование уголовного дела продолжается», по нему «проводится комплекс следственных действий, направленных на закрепление доказательственной базы». Прокуратура надеется, что «в ходе следствия будут установлены обстоятельства, способствовавшие совершению данного преступления». В лучшем случае премьеру может грозить ответственность за халатность. Но мы-то знаем, что наш премьер обладает даром ничего не делать даром. Именно он назначил Тыт-оола министром, а его жену – главным финансовым контролёром и, похоже, не случайно. Видимо, именно вороватость Тыт-оола и была той рекомендацией, по которой он так понравился чёрным братьям...