Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.ru/article_6253.html
№42 за 18 октября 2016 года

Выемки и изъятия

После выборов финансовые власти пошли на штурм карманов граждан

В правительстве идет интенсивное обсуждение проекта федерального бюджета на ближайшую трехлетку. Эта тема обеспечила креативный заряд мозговому центру кабмина, ответственному за новые механизмы изъятия денег у населения.

В бюджет уже заложены доходы от повышения акцизов на бензин, дизельное топливо и табачные изделия. Это же может коснуться слабоалкогольных пивных напитков, вина и напитков с высоким содержанием сахара. Минфин хочет взимать НДС с товаров, купленных в зарубежных интернет-магазинах, – как и в случае с акцизами, это означает автоматический рост цен некоторых товаров на 18-20%. Правила расчета налогооблагаемой базы для крупных компаний и единого налога на малый бизнес могут измениться в сторону роста реальных ставок, а пени за неуплату налогов – резко вырасти. Есть у министерства и малореализуемая идея собирать налог на имущество, даже если здания на частных земельных участках не зарегистрированы в Росреестре. Идет работа над «налогом на тунеядство» – это первое предложение из нашего списка, которое подготовили не финансовые власти, а Минтруд. Наконец, возвращается главный символ эпохи новых поборов – система «Платон», тарифы по которой до конца года вырастут вдвое.

Правительство рассматривает эти меры, чтобы немного оттянуть прямое нарушение президентского моратория на повышение налогов. Происходящее сегодня можно обставить как «налоговую оптимизацию».

В Минфине, равно как и в более высоких эшелонах власти, понимают: постоянное изобретение новых поборов и способов экономии на населении вызывает резкое отторжение в обществе. Отсюда необходимость постоянно корректировать свою риторику. Проект по увеличению ставок НДС и НДФЛ в 2017-2019 гг., еще недавно приоритетный, сегодня оказался на втором плане. Его место заняли уверения в том, что в ближайшие три года дополнительные изъятия коснутся только нефтегазового сектора, с которого будут «состригать» девальвационную прибыль. Владимир Путин заявил о необходимости проиндексировать пенсии в 2017 году на размер инфляции – это простое соблюдение законодательства, но в контексте последних решений выглядит как широкий жест сверху.

«... давайте эти рассуждения (про новые налоги – А.Х.) ограничим. Чтобы не поползли новости, что в России обсуждается введение налогов на воздух», – говорил «Коммерсанту» замминистра финансов Илья Трунин. Свои новые предложения ведомство сопровождает ремаркой: они реализуемы лишь в условиях «нового общественного договора». Его фундаментом должно стать согласие россиян с тем, что социального государства в их жизни станет существенно меньше.

Пока новый общественный порядок не утвержден, властям приходится маневрировать в допустимых границах прежней системы. Например, новость о продлении заморозки накопительной части пенсии на целых три года – на этот раз с пенсионными деньгами можно прощаться окончательно – уже не вызывает прежнего негодования. Разве что Алексей Кудрин продолжает называть подрыв доверия к пенсионной системе «стратегическим просчетом» властей. Следующий шаг – полная отмена выплат для «обеспеченных» пенсионеров. В Минфине уверены: цель государства – бороться с теневой занятостью, а на пенсию население должно копить самостоятельно.

Психологически люди почти готовы к такому раскладу: согласно исследованиям РАНХиГС, большинство россиян не чувствуют никакой связи между официальной занятостью и достойной пенсией. Все больше людей (75,7% опрошенных) склоняются к мнению, что рассчитывать на государство в вопросе обеспечения безбедной старости – большая ошибка. Кажется, что значительная часть «антикризисных» шагов правительства направлена как раз на укрепление этой уверенности как важного элемента «нового общественного договора».

Хорошую новость можно разглядеть в том, что от каких-либо серьезных манипуляций с налоговой системой на время решено отказаться. Вместо этого появились тактические планы по латанию бюджетных дыр, включая рекордное наращивание внутреннего долга – вплоть до 12% ВВП (почти 10 трлн. рублей), максимального значения с преддефолтного 1997 года. Вместе с этим власти обещают извечное «улучшение администрирования» налогов и сборов, переход на «проектные методы» управления экономикой и полностью дискредитированную еще до своего старта большую приватизацию.

Но неопределенность сохранится в любом случае: гарантий того, что через некоторое время не произойдет сдвиг в обратном направлении, нет. Бюджетные параметры зависят от прогнозных цифр – например, уровня инфляции, и ошибочные текущие прогнозы могут повлечь за собой непредвиденные расходы в будущем. В критической для бюджета ситуации никто не сможет помешать Минфину пересмотреть порядок отчисления страховых взносов, формально соблюдая требование не трогать налоги.

Арнольд Хачатуров
«Новая газета»


Власти нашли способ сэкономить на пенсионерах ещё 55 млрд. руб.

Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила предложение Минтруда не вводить в действие норму закона о страховых пенсиях, которая предполагает опережающее повышение фиксированной части пенсий сельским жителям, проработавшим в сельском хозяйстве 30 лет и больше, сказали РБК два участника заседания комиссии (состоялось в понедельник, 10 октября). Минтруд предлагает заморозить закон на три года – до 1 января 2020 года. Если инициативу одобрит правительство, она будет внесена в Госдуму, которая обычно поддерживает предложения правительства.

Норма закона, которую предлагает отложить Минтруд, предполагает ежегодное увеличение на 25% фиксированной части пособий по старости и инвалидности для сельских пенсионеров с большим трудовым стажем. Согласно закону о страховых пенсиях, эта норма должна была вступить в силу еще с 1 января 2016 года, но тогда ее действие приостановили из-за сложной экономической ситуации.

Размер фиксированной выплаты к страховым пенсиям в целом, который по закону должен ежегодно индексироваться на величину инфляции предыдущего года, по той же причине в 2016 году был увеличен лишь на 4% (хотя инфляции в 2015 году составила 12,9%). В результате размер этой выплаты сейчас составляет 4559 руб.

Если бы закон об опережающем увеличении выплат сельским пенсионерам начал действовать вовремя, фиксированная доплата для них уже в этом году составила бы почти 5,7 тыс. руб. К 2020 году только фиксированная выплата к «сельской» пенсии должна была бы увеличиться в 2,5 раза – до 11,1 тыс. руб. (без учета ежегодной индексации на величину инфляции).

Пресс-служба Минтруда подтвердила РБК подготовку инициативы. Норма о повышении фиксированной выплаты сельским пенсионерам «по факту является отложенной мерой»; законопроект Минтруда «фактически сохраняет нормы законодательства, действующие сегодня», сообщила пресс-служба на запрос РБК. Очередной перенос срока вступления в силу закона о повышении фиксированной выплаты к пенсиям сельских жителей уже учтен в проекте бюджета Пенсионного фонда (ПФР), следует из пояснения пресс-службы.

Экономию федерального бюджета на трансферте ПФР из-за остановки действия закона на ближайшие три года Минтруд оценил почти в 55 млрд. руб. – 17,5 млрд. руб. в 2017 году, 18,3 млрд. руб. в 2018 году и 19,1 млрд. руб. в 2019-м, следует из материалов к законопроекту (есть у РБК).

Против законопроекта выступал Минсельхоз, сказано в материалах к законопроекту, разногласия по поводу документа улаживала вице-премьер Ольга Голодец.

Инициативу Минтруда также раскритиковали Институт законодательства при правительстве и Счетная палата. Речь о категории граждан, особо нуждающихся в социальной поддержке, она включает в себя инвалидов I и II группы, указали, в частности, юристы Института законодательства. «С социально-политической точки зрения продление срока (заморозки закона. – РБК.) представляется не совсем убедительным», – считают они.

Пенсии многих людей, которых коснется законопроект Минтруда, не достигают величины прожиточного минимума пенсионера, и власти вынуждены доплачивать им, чтобы довести размеры их пособий до прожиточного минимума, обратил внимание РБК федеральный чиновник. В результате никакой бюджетной экономии от заморозки закона может не получиться: на доплаты до прожиточного минимума пенсионерам может быть потрачено больше, чем при ежегодном увеличении фиксированных выплат на 25%. Пресс-служба Минтруда на вопрос РБК о методике расчета экономии бюджета не ответила.

«РБК»