Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.ru/article_6129.html
№32 за 9 августа 2016 года

«Я не обедаю, поскольку не на что...»

Удавка экономического кризиса захлестывает бедные регионы куда сильнее, чем относительно благополучные. В прошлом году (новых данных по территориям нет) численность граждан с доходами ниже прожиточного минимума составляла в целом по стране 13,3% населения, а в 15 регионах – от 19% до 38%. В большинстве из этих 15 регионов такой неблагоприятной ситуации не было в течение последнего десятилетия. Но это официальная статистика. На самом деле остронуждающихся граждан существенно больше.

Как показали исследования и расчеты независимых экспертов, прожиточный минимум в России занижен по крайней мере в полтора раза. Это подтверждают и многочисленные интернет-комментарии наших бедствующих сограждан, которые на форумах, в социальных сетях горько рассказывают о своем житье-бытье. Вот лишь одно из таких писем: «Живу в Алтайском крае. Средний доход на человека в нашей семье – 15 тысяч рублей. Я не обедаю, просто не хватает на это денег. В последние два года нет возможности купить зимнюю одежду, обувь (донашиваем, латаем). Не ездим в отпуск. Да и по вечерам, и в выходные никуда не ходим. Хватает только на обязательные платежи и на еду. А потому 15 тысяч на человека – это и есть самый настоящий порог бедности. Мария».

Такова реальность. В то время как официальный прожиточный минимум (ПМ) в Алтайском крае составлял 8928 рублей. Но и по этим, прямо скажем, унизительным для Марии и здравого смысла расчетам в Алтайском крае в прошлом году армия граждан с доходами ниже прожиточного минимума насчитывала 17,9%. Если же поднять черту бедности до 15 тысяч рублей, то доля малообеспеченных жителей в крае окажется свыше трети населения. И это в Алтайском крае, который нынче не относится к группе беднейших. А что же происходит в 15 регионах-аутсайдерах?

Например, в Туве, где на обочине жизни в прошлом году оказались 38,8% граждан. Среднедушевые доходы пятой части населения – 4,7 тысячи рублей в месяц. Как прожить на эти гроши 30 дней? Еще у 20% жителей – чуть более 8 тысяч... Самые бедные субъекты расположены в основном в Сибири (Тува, Иркутская область, Красноярский и Забайкальский края, Республика Алтай) и на Кавказе (Ингушетия, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария). Есть такие регионы и в Приволжском, Дальневосточном федеральных округах. В Калмыкии за порогом прожиточного минимума обитает свыше трети населения.

Кстати, исследования в США показали, что богатые американцы живут дольше бедных на 10-15 лет. У нас подобным вопросом ученые не задавались. Но если сравнить данные в регионах-аутсайдерах, нетрудно выяснить: в 10 из 15 бедных регионов продолжительность жизни ниже среднероссийского показателя на 1,5-4 года. В той же Туве мужчины живут в среднем до 58 лет, что на 8 лет ниже среднего в стране показателя.

В семерке лидеров средняя продолжительность жизни существенно выше – от 71 до 76 лет. Вот эти регионы: Москва, Татарстан, Санкт-Петербург, Белгородская, Московская и Липецкая области, Ямало-Ненецкий автономный округ. Как видим, дело не только в климате, но и в уровне благосостояния жителей. Нормальное питание, доступность медицинских услуг (в том числе платных), возможность хорошего отдыха, комфортное жилье – все это способствует увеличению продолжительности жизни.

Застойная нищета, словно болото, затягивает наиболее уязвимые регионы. В прошлом году практически во всех субъектах РФ (кроме Санкт-Петербурга и Ленинградской области) увеличилась армия малоимущих.

Закрывать глаза на такое «территориальное расслоение» негоже. Ведь каждый такой проблемный регион есть территория социальной напряженности. Со всеми возможными последствиями.

Виталий Головачев,
«Труд»