Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.ru/article_6002.html
№24 за 14 июня 2016 года

Когда страной правят «скульпторы»

Когда страной правят «скульпторы»

Красочные фантики или видит око, да зуб неймет

Всякий раз, когда начинаю анализировать нашу сегодняшнюю российскую действительность, вспоминаю старый советский анекдот про стража порядка, маленького мальчика в песочнице и фигурки, которые он лепил из глины и ... другого, весьма специфического и пахучего «подручного» материала. Соль анекдота в том, что именно становилось венцом творения не по годам смекалистого мальчугана – фигурки блюстителя правопорядка, о чем сам начинающий «скульптор» простодушно и поведал лицу «при исполнении». При этом одни фигурки малец лепил просто из глины, а вот именно эту – из глины и ... ну да вы поняли.

За такой анекдот, несмотря на весь консерватизм, цензуру и авторитаризм брежневской эпохи, тогда не сажали. Оштрафовать могли. Порицание рабочего коллектива выразить – запросто. На поруки взять. В конце концов, применить «высшую меру» – исключить из партии, но не сажали. Зато сейчас дважды два угодить на зону, если «блеснуть» знанием анекдотов той, советской эпохи не в то время и не в том месте. По меркам «демократического государства», где Конституцией закреплена свобода слова и запрещена цензура, это деяние можно расценить – при соответствующих обстоятельствах – либо как экстремизм, либо как публичное оскорбление представителя власти. Статью можно выбрать любую – при нынешнем-то разнообразии. Только открой рот – биография будет изменена бесповоротно.

Сменилась эпоха, но дело мальчика из анекдота, слегка трансформировавшись, живет и процветает. Более того, мальчик с его фигурками в нынешней специфике страны – явление по сути своей масштабное и символическое. Какую бы сферу жизни ни принялись регулировать на высоком уровне – практически везде на выходе те самые фигурки из глины, смешанной с другим некондиционным «стройматериалом». Правда, завернуты они в броскую, яркую, красивую упаковку с пафосными, душераздирающими, гуманными надписями-названиями. Посмотришь так на обертку – сплошная забота о человеке, все расписано-раскрашено – душа радуется. А развернешь – и на тебе, так напахнет, такие миазмы пойдут, хоть противогаз одевай!

Но человеческая психология имеет удивительное свойство – обжегшись раз на красивой упаковке, мы вновь и вновь повторяем ту же ошибку, едва завидев новую обертку. Провозгласило руководство страны высшей ценностью в стране человека – а народ и вздохнул с облегчением: вроде как не все еще потеряно, и у власти с ее оскалом время от времени появляется подобие человеческого лица. И сразу как-то не оценили по достоинству свежеслепленные куличики-фигурки, с помощью которых нас собирались осчастливить, очеловечить и развить. За мудреными названиями – оптимизация здравоохранения, приведение налоговых ставок в соответствии с реальной ситуацией, уровень МРОТ (или МРУТ?), введение системы «Платон» для повышения эффективности содержания федеральных дорог и направлений, продуктовое эмбарго – за всем этим словесным нагромождением и разнобоем сути сразу и не разглядишь. Тем более, что все подается как исключительная забота о населении. И только после «обкатки» нововведений понимаешь, что ничего общего с человеческим лицом они не имеют. С людоедским – возможно. Но не человеческим.

Может ли ассоциироваться с гуманностью и капиталовложением в развитие человека повальное закрытие больниц и сокращение персонала, в результате чего медпомощь для среднестатистического обывателя становится недоступной? Соответствует ли продекларированной цели – человек как наивысшая ценность – ситуация, когда обычная, не высокотехнологичная, а обычная операция или медицинское обследование становится не правом пациента, а привилегией; когда врачей высшей категории пачками увольняют по сокращению, предварительно не забыв издевательски предложить им вакансии санитаров или дворников? С капиталовложением в отдельного человека – если этот человек имеет выгоду от всех этих мер – согласится, пожалуй, можно. В карманы отдельных персон высвободившийся капитал, надо полагать, все-таки потек. Но с развитием здравоохранения страны и защитой здоровья народонаселения – эти новаторства ничего общего не имеют. Со здравопогребением – да, возможно. А вот со здравоохранением вряд ли.

К слову, выложенный на ютубе скандальный ролик о методах организации и доступности, вернее, недоступности медпомощи в детской поликлинике Тувы облетел даже центральные СМИ. Интернет пестрит видео о «чудесах» «живительной» силы отечественного здравоохранения и в других регионах России. Любуясь на очередной такой «шедевр», задаешься только одним вопросом – это и есть обещанное «капиталовложение» в человека? Или все же – очередная фигурка, красивая снаружи, но гадкая внутри?!

Хотя, может, я и заблуждаюсь в оценках, и другие меры в части капитала в человека очень даже эффективны? К примеру, увеличение налога на имущество, который отныне исчисляется не с инвентаризационной, а с кадастровой стоимости. Чем не мера по обира..., простите, по повышению уровня жизни отдельных – совершенно отдельных – околобюджетных жителей нашей страны?! Не всем, конечно, счастье будет, но некоторым – уж точно. Имена счастливцев у всех на слуху.

А, может, секрет развития и процветания россиян в продуктовом эмбарго? Подается эта мера вполне себе привлекательно – тут тебе и импортозамещение, и развитие собственного продовольственного производства и российского АПК, и поддержка наших фермеров/сельхозпроизводителей, и... Всего и не перечесть! Казалось бы, вот она – настоящая благодать! Только почему все чаще стали звучать речи о крайне скудном ассортименте и низком качестве отечественных продуктов, о безмерном содержании в них технического пальмового масла и безумной дороговизне цен, которые день ото дня бьют все новые рекорды и не собираются останавливаться. Эмбарго длится второй год, а обещанного прорыва в вопросах процветания населения даже на горизонте не маячит. Зато в части обнищания масс подвижки заметны и еще как. И снова мы получили непотребство, завернутое в блестящий, броский фантик. Глина и ..., хорошо, пусть будет навоз – что с них возьмешь?!

Платон мне друг, но истина дороже – шутят дальнобойщики, обсуждая меж собой очередное новшество – введение одноименной системы, против которой по стране прокатилась целая серия акций, митингов, забастовок (отмолчались только Тува и республики северного Кавказа по понятным причинам). Едва вступившая в действие система мгновенно обрела целую армию недоброжелателей, обросла скандалами, породила очередное уже повышение цен на товары. И развеяла очередную иллюзию от власти: «Платон» не спасет ни отечественные дороги, ни казну, ни тем более экономику. Разве что поддержит в трудный кризисный час бюджет приближенного к телу семейства Ротенбергов. Не более.

Тува – Не Крым

Кто-то не согласится и гневно так скажет, что же вы черной краской-то все мажете, а как же «русский мир»? Здесь ведь у России – сплошные победы и чистые благородные помыслы! Насчет чистых помыслов сомнения как-то берут, а вот относительно побед – в отдельно взятых местностях и при определенном стечении обстоятельств – это да! Победили раздираемую противоречиями, ослабленную Украину. Воспользовавшись случаем, умыкнули, или выражаясь официально, «присоединили» кусок ее территории. Нашей, говорите, эта территория раньше была? Правильно, нашей! Япония тоже думает, что россияне беззастенчиво их территориями владеют. И Германия не забыла, чьей землей была Калининградская область. По сей день Туву и часть Сибири рисует на своих картах другое государство. Список таких вот территорий вполне можно продолжить. Только какая из этого следует мораль? Что и другие страны вправе действовать таким же образом, как и Россия?! А ну как и им захочется потребовать свои земли и инициировать референдумы?! В рамках международного права? Предвижу, что Роскомнадзор уже радостно потирает руки и тянется к бланку официального предупреждения газете, что немудрено – с их-то уровнем компетенции... Сказанное никоим образом нельзя притянуть к уголовно-наказуемым призывам к нарушению территориальной целостности, поскольку это – всего лишь рассуждения и вопросы в рамках логики действий нашей страны. Для того, чтобы было понятно, в какой тупик может завести фраза «свое же вернули»! Знайте, что в желании вернуть свое вы можете быть не одиноки. Геополитика – вещь тонкая и абсолютно далекая от шпаны из подворотни, где захотел – дал, захотел – забрал и «замочил в сортире» считается нормой.

Свято верящих, что операция по присоединению Крыма была продиктована благой целью спасения населения полуострова, предостаточно, если не сказать – подавляющее большинство. Образ царя – радетеля и заступника за обездоленных русских закрепился за главой государства как раз после крымских событий. На него устремились взоры ищущих национальную да и вообще любую справедливость, к нему бьют челом с ходатайствами и заявлениями. Одно такое обращение под подписью русскоязычных граждан было из Тувы. Доверчивые подписанты среди вороха накопившихся в регионе проблем выделили самые кричащие, облачив повествование в максимально дипломатическую форму – чтобы, не дай Бог, кого не обидеть. Обидели. Истерию вызвал уже сам факт обращения к запретной в Туве теме межнациональных отношений. А уж то, к кому посмели обратиться русскоязычные граждане, и вовсе стало шоком для шовинистов в тувинских коридорах власти. И что бы кто ни говорил, этот весьма яркий, неоднозначный эпизод – как средняя температура по больнице. Показатель, что не все так благостно, как показано в официальных отчетах. Глаза ими залепить можно, но до поры, до времени.

Лепить «горбатого»

Официальной реакции на Обращение не последовало, если, конечно, не считать принятие Кремлем отставки тувинского губернатора и президентское благословение Шолбана Кара-оола на досрочные выборы. Образ царя-заступника и защитника «русского мира» как-то на глазах стал блекнуть, терять очертания и яркость. И вот перед нами уже совсем другой образ. Окончательное недоумение наступило тогда, когда труды местного губернатора из уст главы государства получили оценку как «хорошее руководство регионом».

Хотя чему удивляться – все в рамках уже традиционной управленческой логики, десятилетиями формировавшейся в стране, когда черное выдается за белое, злое за доброе, регресс – за прогресс, угробленная экономика – за внедрение инноваций и инвестиционную привлекательность, кумовство и клановость – за государственный подход к работе с кадрами, массовый отток русских – за усилия по развитию и поддержанию многонациональности; воровство и коррупция – за хорошее управление и эффективный менеджмент, непрофессионализм и никчемность – за «крепкий лоббизм», фиктивные отчеты с дутыми цифрами – за лидерские места в рейтингах глав регионов. И не стоит делать бровки домиком и задаваться вопросом «как», когда на грядущих осенних выборах недовольство и возмущение простого люда выдадут за массовое народное доверие Кара-оолу и трансформируют в 96% голосов «за».

Что ждет страну, где почти все оказывается иллюзией и химерой и зиждется на таком строительном материале как глина и ... навоз, условно говоря («отсутствие» цензуры не позволяет автору назвать вещи своими именами)? Иллюзорное величие при безбожном обнищании? Мнимая гордость при попрании гражданских прав и человеческого достоинства? Ложная великодержавность при статусе страны-изгоя? Неужели у наших «скульпторов» нет понимания, что их стройматериал, хоть доступен и дешев, но абсолютно некачественен? Построенное из него трескается и разрушается! Всегда! Хотя еще вопрос – а сами-то «скульпторы» из чего слеплены, раз так обожают ваять из отстойных ингредиентов?

В мае Госдума приняла пакет антитеррористических поправок. При детальном изучении большинство новелл к указанному вопросу не имеет ни малейшего отношения, а вот к борьбе с инакомыслием – несомненное. Возрождается так называемый «институт» доносительства, вводится статья за содействие, пособничество, склонение к экстремизму – с неясным составом преступления и реальным сроком наказания. Из статей экстремистской направленности, которые применяются как инструмент цензуры к инакомыслящим за любое непонравившееся власти слово, предлагается убрать штрафы и исправительные работы, оставив только санкции, связанные с реальным лишением свободы, и увеличив срок. Это значит, что после вступления поправок в силу те немногие СМИ в стране, что пока еще могут черное назвать черным, а вора вором, этой возможности будут практически лишены. Им предлагается в принудительном порядке петь в унисон с властью, заделавшись подмастерьем, и заворачивать в яркие фантики дурно пахнущие фигурки.

Илья Пророков