Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.ru/article_5864.html
№14 за 5 апреля 2016 года

Экономика Тувы: Тупиковый путь развития

Экономика Тувы: Тупиковый путь развития

Строительство является одной из отраслей реальной экономики, где создаются основные средства и которое играет исключительную роль в развитии экономики и социальной сферы региона. Создание любого предприятия, объекта социальной сферы и формирование территории начинается с первого колышка, забитого строителем. Только регион, обладающий развитым строительным комплексом, способен решать задачи социально-экономического развития территории. Как обстоят дела в этой важнейшей отрасли нашей республики?

За последние годы республике были предоставлены самые благоприятные условия для развития строительного комплекса республики в результате реализации крупных проектов по освоению месторождений полезных ископаемых на территории республики и в связи с реализацией ряда государственных программ. Объемы инвестиций возросли в несколько раз.

Казалось бы, огромные объемы инвестиций, вложенных в экономику и социальную сферу республики, неизбежно должны были дать мощный толчок к развитию строительного комплекса. К сожалению, этого не произошло. Более того: наоборот, строительный комплекс республики оказался на грани развала. И происходит он в то время, когда на несколько десятков миллиардов рублей реализуются крупные инвестиционные проекты, выделялись и выделяются из федерального бюджета значительные средства на осуществление государственных программ, связанных с развитием сельского хозяйства, переселением граждан из ветхого жилья, строительством и реконструкцией объектов в связи со 100-летием г.Кызыла и т.д. Парадокс, но в самое благоприятное для разворачивания строительства время за бортом инвестиционного процесса оказались местные строительные организации. Без подрядных заказов они постепенно разваливаются, сокращая объемы выполняемых работ и теряя высококвалифицированных строителей и специалистов.

Конечно, строительство крупных объектов производственного назначения требует мощных строительных организаций, имеющих высококвалифицированных специалистов, развитую производственную базу, это не позволяет нашим строителям на равных участвовать в тендерных торгах. А вот строительство жилых домов, других объектов социальной сферы, коммунального назначения под силу местным строительным организациям. Оказалось, что строительство и этих объектов отдано строительным компаниям из других регионов.

Понятно, что привлеченные из других регионов строительные организации не станут создавать в Туве базы строительной индустрии и заниматься подготовкой строительных кадров. Им проще завести и материалы, и кадры строителей из-за Саян. Такая политика не только способствует развалу строительного комплекса республики, но и сказывается негативно на налоговых поступлениях в бюджет, поскольку на налоговом учете они, как правило, состоят в другом регионе.

У меня в руках оказался протокол совещания у заместителя Председателя Правительства РТ – министра строительства РТ Свинцова А.Б. от 2 октября 2015 года. На совещании были рассмотрены вопросы хода строительства объектов, исполнителем подрядных работ на которых является ООО «Водный Мир», стоящая на налоговом учёте в г.Новосибирске. Она является подрядчиком на многих объектах, в том числе и объектов, которые строились за счет средств, выделенных к 100-летию г.Кызыла.

Из этого протокола следует, что ООО «Водный Мир» является основным подрядчиком строительства объектов на территории Тувы. В перечне его строек, в частности, фигурируют такие объекты по всей республике, как «9-этажные жилые дома крупнопанельного домостроения», «9-этажные жилые дома с монолитным каркасом», ГБУ «Национальный музей им. Алдан-Маадыр РТ», «Верховный Хурал (парламент) РТ», «Конференц-зал на 100 мест в этнокультурном комплексе «Алдын-Булак», «Плавательный бассейн, г.Ак-Довурак», «Сельский дом культуры, с.Хондергей», «Скульптурный комплекс «Центр Азия», «ГБУ Национальный парк культуры и отдыха», «Наружные сети для гостиничного торгово-развлекательного комплекса в г.Кызыле», «Корректировка раздела проекта сети наружной канализации Спортивно-культурного центра в пгт.Каа-Хем, Кызылский кожуун», «Подключение к электрическим сетям домов для детей сирот», «Мараловодческое хозяйство, г.Туран». Странно, но этот подрядчик каким-то чудом оказался в привилегированном положении, и строит объекты стоимостью в сотни миллионов рублей. Строит не только в Кызыле, но и в районах республики.

Подрядчик ООО «Компас» (тоже из Новосибирска) был исполнителем строительства детского садика и спортивного центра в с.Сарыг-Сеп, реконструкции Дома народного творчества в г.Кызыле. Спортивный центр в с.Бай-Хаак был построен ООО «Элитстрой», плавательный бассейн в г.Ак-Довурак строит ООО «НСК-Град». Детские сады в Кызыле будет строить ООО «Бенконс». Перечень компаний из других регионов, приглашенных правительством Тувы на строительство объектов с финансированием из бюджета республики, можно продолжить. Но и этого достаточно для того, чтобы понять политику нашего правительства в области строительства. Видимо, кому-то очень влиятельному выгодно работать с иногородними организациями…

Отсутствие загрузки местных строителей привело не только к развалу строительных организаций, но и к прекращению деятельности многих местных предприятий – производителей строительных материалов. В их числе Кызылский кирпичный завод, который обеспечивал стройки строительным кирпичом. К сожалению, прекратил существование и крупный производитель пиломатериалов – Кызылский ЛДК. Да, в последние годы появились малые кустарные предприятия, которые пытаются выпускать керамический кирпич и сборные железобетонные конструкции в небольших объемах. Но вряд ли они в отсутствие государственной политики развития отрасли и реальной поддержки правительства способны конкурировать с крупными предприятиями соседних регионов и обеспечить современный уровень качества своей продукции.

Не секрет, что участие инвесторов в развитии строительной индустрии территории обычно предусматривается в лицензионных и инвестиционных соглашениях при получении ими прав на освоение природных ресурсов. Известно, что компания «Лунсин» оказывала помощь в решении отдельных вопросов социального характера, думаю, что она могла бы принять участие и в создании предприятий для производства строительных материалов на территории республики, если бы в этом настояли наши руководители. К сожалению, до этого они не додумались, сейчас строительство ГОКа завершено. Но есть и другие инвесторы, которые получили лицензии на освоение месторождений угля и других полезных ископаемых. Надо с ними работать.

 Наряду с развалом строительного комплекса остро стоит вопрос о перспективах строительства в Кызыле, связанного с острейшим дефицитом тепла, электроэнергии и мощностей очистных сооружений города. Сегодня новые стройки и объекты подключаются к существующим сетям в ущерб действующим потребителям энергии, что заметно в зимний период, когда параметры теплоносителей не соответствуют нормативам. Видимо, энергетики вынуждены идти на это, чтобы не приостанавливать строительство, но они очень рискуют.

Эта проблема возникла в результате безответственного, непродуманного решения, принятого правительством республики в 2007 году о приостановлении работ на расширении Кызылской ТЭЦ и строительства новой ТЭЦ-2, которая якобы должна обеспечить город теплом и электроэнергией. В связи с этим решением также было забыто строительство второй линии ЛЭП Шушенское-Кызыл, которая была предусмотрена в перспективных планах энергоснабжения республики.

Прошло девять лет после того, как состоялось историческое решение о строительстве ТЭЦ-2. Правда, никаких сдвигов в практическом разрешении вопроса так и нет: идея до сих пор находится на стадии намерений, даже не начата разработка технико-экономического обоснования целесообразности строительства объекта, на которое требуется около 200 млн. рублей средств, которых у правительства нет. Но даже его разработка не даёт никаких гарантий того, что ТЭО покажет экономическую целесообразность проекта. Вероятнее всего, что оно покажет обратное, так как высокая стоимость строительства объекта и высокая себестоимость выпускаемой продукции не может конкурировать с другими вариантами решения данного вопроса.

Более того: за девять лет республиканские и городские власти загнали данную проблему еще глубже, привязав схему теплоснабжения города к этому маловероятному источнику тепла. На публичное слушание депутатов городского Хурала было вынесено два варианта Схемы теплоснабжения Кызыла на период до 2028 года. Первый предусматривал расширение Кызылской ТЭЦ и строительство 17 локальных водогрейных котельных, общая стоимость которых составляла около 7 млрд. рублей, из них на расширение ТЭЦ – около 2 млрд. По второму предусматривается строительство новой ТЭЦ-2 и 8 локальных водогрейных котельных с закрытием в резерв существующей Кызылской ТЭЦ. Стоимость второго варианта – 23 млрд. рублей. Депутаты, почему-то выбрав второй вариант, отодвигают решение вопроса теплоснабжения города еще на десятилетия, соответственно, поставив крест на строительстве новых объектов в городе. Город из-за безответственного решения о приостановлении расширения Кызылской ТЭЦ, уже потерял девять лет.

Решение о закрытии действующей ТЭЦ взамен бесперспективного, по крайней мере, на ближайшее десятилетие, проекта ТЭЦ-2, вряд ли будет стимулировать руководство Кызылской ТЭЦ принимать какие-либо меры по развитию предприятия. Не зря возникает вопрос о перебазировании «Тываэнерго» из Кызыла в Абакан. Правительству республики и городским органам самоуправления необходимо проявить ответственность в выборе Схемы теплоснабжения города. Экономически не обоснованная идея строительства ТЭЦ-2 заводит развитие г.Кызыла в тупик. Она стала тормозом в решении вопроса электрообеспечения республики на перспективу.

Вот такие печальные итоги деятельности правительства Тувы, которое развалило еще одну отрасль реального сектора экономики – строительного комплекса. В предыдущих номерах газеты мы рассказали о плачевном состоянии обрабатывающей промышленности, о банкротстве созданных за счет бюджетных средств государственных унитарных предприятий, о сокращении производства зерна, картофеля и овощей, о прекращении деятельности действовавших ранее предприятий легкой и пищевой промышленности республики. Напрашивается однозначный вывод: произошел полный развал экономики из-за ошибочно выбранной стратегии развития республики, неспособности наших чиновников управлять и принимать правильные решения в интересах Тувы и ее народа.

Наша оценка реального состояния экономики республики, судя по публикациям некоторых СМИ, очень раздражает чиновников. А мы всего лишь анализируем результаты деятельности правительства. В этом нет ничего противоправного. Если мы не правы, то пусть они докажут, в чем мы ошибаемся. Нам известно, что вместо ведения конструктивной дискуссии о проблемах в экономике и путях их решения, наши чиновники начали создавать альтернативные ветеранские организации в министерствах и ведомствах. Мы догадываемся, какую цель они преследуют, надеемся, что наши ветераны разберутся и примут правильные решения, чтобы потом не каяться на всю оставшуюся жизнь. Нас не запугать и не остановить, потому что мы видим, что творится в республике, беспокоимся о будущем Тувы, о будущем наших детей. Уверены, что перемены в республике необходимы и неизбежны. Надо всем помнить, что ничего вечного нет в этом мире, все течет и изменяется. После ночи приходит день, таков закон природы.

В.Б. Салчак,
Заместитель Председателя Союза ветеранов государственной и муниципальной службы РТ.