Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.ru/article_5067.html
№6 за 3 марта 2015 года

О главном начистоту


Шолбан-огородник

Шолбан-огородник

или Году народных традиций посвящается...

Жил тувинец без капусты, мог бы и дальше жить, но пришёл 2007-й год и всё – наступил пи...ец! С тех пор тувинца пытаются поставить раком, кого на огороде, кого – на дачном участке, но в такой вот оскорбительной позе.

Русский мужик на пашне, на огороде, на дачных сотках, пожалуйста, легко представимо. Русский, он же издревле тихий и мирный землепашец, сеет-веет да урожай собирает, на зиму запасает, тем и жив-здоров пребывает: сидит себе на печке да огурцы солёные трескает, хор-р-рошо ему! А тувинец, он же скотовод, кочевник, короче, тувинец – это воин! У него же с огурцов живот пучит, его же грибами с мочёными помидорами не накормишь, ему мясо подавай!

Нет, как хотите, а моя женская национальная сущность начинает бунтовать, всё во мне прямо протестует против Кара-оола! Как только представлю его в чьём-то подполье с картошкой или возле какого-нибудь приусадебного участка, так и хочется по лбу ему жахнуть: куда это тувинских мужиков загоняешь ты, голова твоя 76-го размера?! Почему 76-го? А я почём знаю – так, в голову пришло, вот и 76-го, голова же у него несоразмерно большая, а потому и сельскохозяйственных идей в антикризисный период у него там кишмя кишит. Электроснабжение с энергосбережением теперь ему по хрену, дирижабли с солнечными фонарями – по боку, железная дорога с международным аэропортом окочурились и благополучно успокоились на кладбище его несбыточных мечтаний. Сейчас Кара-оол настраивается на плодотворное лето.

Ей-богу, как дурачок какой из деревни на среднерусской равнине, фантазирует: «Этой весной нуждающимся семьям выделим семена картофеля и овощей абсолютно бесплатно. Уверен, это будет способствовать возрождению огородничества. На фоне роста цен выращенный своими руками урожай – серьезное подспорье для большого семейства. Как было раньше, соберешь урожай и у тебя полный подпол картошки, соленья, варенья – спокоен зимой. Традиции огородничества сегодня жесткая необходимость, нужно воспитывать культ труда среди молодежи. Настраиваемся на плодотворное лето! Рачительного хозяина будем узнавать по состоянию дачных и приусадебных участков».

Кара-оол, ты Глава Республики Тыва или член сельского женсовета, которых раньше, ещё в 50-70-е годы прошлого столетия у нас в республике было в каждой деревне много? Тогда женсовет полным составом ходил по дворам и подворьям с блокнотиком и записывал, сколько грядок морковки у Анчимы, сколько вилков капусты у Серенмы, высеяла ли лук Долумаа, выщипала ли травку Долчанмаа?

И ведь, как показывает не столь давняя историческая правда, ох и трудно приживался русский сад-огород в тувинском дворе! Зато у Анчимы и Серенмы скот был всегда ухоженный, просто любо-дорого посмотреть, а у Долумы и Долчанмы молока и сметаны с маслом топлёным на столе не переводилось, а многочисленные ребятишки у этих матерей были сытые, весёлые и упитанные! Как Кара-оол думает на солёных огурцах и квашеной капусте из мальчишек настоящих мужчин взращивать?

Только в бестолковую голову 76-го размера могла прийти внезапно идея обозначить 2015-й год – Годом национальных традиций. И только в такой большой, но пустой голове, могла засиять блистательная мысль о возрождении в Туве огородничества. Будто тувинцы испокон веков ковырялись в земле, выращивали лук-порей с редькой, репкой и редиской. Для меня же, тувинки, наши мужчины хороши были на конях, они умели разбираться в тонкостях коневодства, до мельчайших подробностей знали всё о домашних животных, о пастбищах, травах и о древних секретах прибавления поголовья скота.

Шолбан хоть и носит штаны, но уже вконец обабился. Вот, теперь всё нынешнее лето Глава республики будет выискивать рачительных мужиков-хозяев по состоянию дачных и приусадебных участков. Тьфу! Представить только его, пересчитывающего по осени банки с соленьями и вареньями в чужих юртах – тьфу да и только! А что – с него станется! Умишко у него только на то и рассчитан – одна банка огурцов на всю деревню.

Очень вредная тувинка