Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.ru/article_4774.html
№26 за 7 октября 2014 года

Обзор прессы

Тувинская правдаКАКОВ ПОП, ТАКОВ И ПРИХОД

Сказать, что сейчас парламент в Туве играет хоть какую-то заметную роль в жизни республики, означало бы сильно погрешить против истины. Нынешний парламент – это сборище проходимцев, собранных Главой республики для защиты его личных интересов. Ещё он призван демонстрировать, что Тува является регионом с устоявшейся демократией, плюрализмом мнений и местом дискуссий. И никакой другой функции он не выполняет. С 2010 года мы имеем такой парламент, депутатов которого в республике вообще не знают. Да что там депутатов – самого спикера парламента, как правило, никто ни в лицо, ни по фамилии не знает. Причина проста: правительство формирует списки кандидатов, проводит выборы, фабрикуя результаты, а потому депутатами становятся те, кто нужен Главе республики.

Естественно, они все считают своим долгом служение Кара-оолу и ни о чём более не думают. Он, в свою очередь, раздаёт им государственные блага, оформляя некий договор: я вам деньги и госсобственность, вы мне – полную лояльность. И вот «новоизбранные депутаты Верховного Хурала собрались на своё первое организационное заседание». Из 32 депутатов 31 представляет Кара-оола. Случайный человек только один: «СПРАВЕДЛИВУЮ РОССИЮ будет представлять Василий Оюн». Депутаты прежнего созыва втихую подправили Конституции Тувы и поэтому «избрали депутатов на пять лет», а не на четыре года, как ранее.

Депутаты для вида чего-то там голосовали, однако ещё до этого было известно, кто кем станет. Кара-оол назначил «спикером нового парламента Кан-оола Даваа» и это «секретом ни для кого не было». Почему главный Шолбан республики остановился на его кандидатуре, понятно: более безликого и безвольного человечка подобрать было невозможно. Как известно, в Туве профессионала невозможно увидеть ни на одной должности. Поскольку сам Глава правительства, имея диплом философа, подвизается в роли учёного по экономике, такое же занятие должностями просматривается и во всех других ветвях власти. Поэтому «комитет по конституционно-правовой политике и государственному строительству возглавил Глухов», хотя никакого юридического или иного профильного образования он не имеет. И разбирается в этом не больше, чем свинья в апельсинах. «Комитет по финансовой и экономической политике» достался Чульдум, хотя она, похоже, вообще образования не имеет. Очень смешно, что «энергетику, строительство, транспорт и жилищно-коммунальное хозяйство будет курировать Конгар», которая в этих вопросах вообще ни в зуб ногой. Но самым анекдотичным является назначение руководителем «комитета по аграрной политике» спортсмена Наважапа.

Ничего не скажешь: каков поп, таков и приход. Депутаты в который раз пообещали набившие оскомину обещания решать «серьёзные задачи по улучшению инвестиционной привлекательности нашего региона». И сколько можно обещать одно и тоже?

ДОРОГОЙ КАРА-ООЛ С ДОРОГИМ УГОЛЬКОМ

Угольная отрасль республики – самая охватываемая заботой правительства отрасль. Наверное, поэтому она и хромает больше всех. Под громогласные нескончаемые обещания резко увеличить добычу угля и завалить им весь мир эта самая добыча постоянно падает с миллиона тонн в советские времена до 400 тыс. тонн сегодня. Не помогают ни банкротство, ни приватизация, ни передача месторождений в руки олигархов, ни последующий за этим отъём и передача новому «эффективному инвестору». Взять хотя бы Элегестинское месторождение. Банкир Пугачёв начал на нём добычу коксующегося угля. Однако не без помощи Шойгу месторождение у него отобрали. Отдали чеченскому авантюристу Байсарову, который его тут же закрыл.

Или, к примеру, Шойгу и К по дешёвке бандитским способом приобрели «Каа-Хемский угольный разрез», зарегистрировали владельца в кипрском оффшоре. А дела на разрезе идут из рук вон плохо. В результате инвестиционной активности Кара-оола «единственным поставщиком угля в республике является ООО «Тувинская горнорудная компания». Так Каа-Хемский угольный разрез оказался монополистом в руках негодяев, которые в отсутствие конкуренции каждый год поднимают цену на уголь. Благо, УФАС в Туве беззубый и ничего поделать с монополистами не может. Или не хочет. Или куплен ими с потрохами. Благо, Долгих, а такие слухи ходят по городу, падка на подарки. В итоге, всем известно про «непомерные аппетиты ТГРК», разоряющие и без того одну из самых нищих республик России.

Однако правительство, чьё руководство тоже имеет отношение к кипрскому оффшору, совсем не «принимает мер по защите интересов потребителей твердого топлива». Потому, при средней цене на уголь по Сибири в 1200 руб. за тонну, жулики с Каа-Хемского разреза умудряются втюхивать потребителям уголёк по цене в «2093 рубля 42 копейки за одну тонну». Думается, в тувинском правительстве даже не думают о том, что «каменный уголь для республики в центре Азии является социально-значимым товаром, так как им отапливаются не только все предприятия, учреждения, многоквартирные дома, но и подавляющая часть жилого сектора с печным отоплением». Скорее всего, доходы в кипрском оффшоре заставляет закрывать на это глаза. «Поэтому цена на уголь с наступлением отопительного сезона касается практически каждого жителя республики».

Цена на уголь растёт в темпе 20% в год, а тем временем «правительство республики делает вид, что им принимаются все меры для пресечения у поставщика непомерных аппетитов». Таким образом, правительство Тувы и УФАС по РТ делают вид, что борются с диким ростом цены на уголь, а он регулярно дорожает на 20% в год. Хотя добывается открытым, самым дешёвым способом, обеспечивающим низкую себестоимость.

К примеру, «конфликт вокруг отпускной стоимости угля возник в мае 2010 года». Тогда Кара-оол сделал вид, что возмущён 20% ростом цены. «Кроме того, специалисты правительства усомнились в обоснованности объявленной предприятием цены». По поручению главы республики «региональные минпромэнерго и служба по тарифам подали заявления в управление Федеральной антимонопольной службы, которая возбудила в отношении ТГРК дело по признакам нарушения закона «О защите конкуренции». Более того: «проведенная проверка не только подтвердила обоснованность претензий республиканских властей к угольной компании, но и вскрыла некоторые фикции в расчетах новой цены на уголь – в нее, в частности, были включены несуществующие затраты». И что вы думаете? В итоге гора родила мышь: цена на уголь выросла ровно на 20%. Спрашивается, зачем нам нужны премьер Кара-оол, антимонопольщица Долгих и прочие чиновники, если толку от них – ноль?

«Подобным же результатом закончилась попытка Тувинской горнорудной компании повысить цену на уголь в 2012 году опять-таки сразу на 20%». В результате бурной деятельности Кара-оола и прикормивших его «инвесторов» цена на уголь очень быстро с 600 рублей подскочила до «2093 рубля 42 копейки за одну тонну». А теперь «предприятие планирует увеличение цены на уголь с 1 января следующего года». Если эти мошенники снова поднимут цену на 20%, то цена угля в Туве станет вдвое дороже, чем по Сибири.

Спасибо Кара-оолу за наш дорогой уголь!

НОВОЕ ЛИЦО НА ПОЛИТИЧЕСКОМ НЕБОСКЛОНЕ

«Глава Тувы Шолбан Кара-оол назвал своего кандидата в Совет Федерации». Им станет «самый молодой министр – 33-летний Мерген Ооржак». Что ни говори, а выбор удачен. В любом случае это не глупая артистка или взяточник. Поскольку Кара-оол сам не мог определить кандидатуру, то вероятно, что это – креатура нашего земляка. Не исключено, что с прицелом на кресло Главы республики. Жалко только, что назначение сильно запоздало, а то уголовник с куклой изрядно подпортили имидж республики в Совете Федерации.

Плюс ИнформНЕФТИ БУДЕТ БОЛЬШЕ, ЦЕНА – МЕНЬШЕ...

Еженедельник заинтересовался нефтедобычей страны и сообщил, что «27 сентября Россия заявила об открытии нового месторождения легкой нефти в Карском море». Она, по оценкам экспертов, «превосходит такие нефтегазоносные провинции, как Мексиканский залив, бразильский шельф, арктический шельф Аляски и Канады, и сравнима со всей текущей ресурсной базой Саудовской Аравии». Очень важно, что «под санкции проект не попадает, потому что он открылся раньше и является «единственным ключиком» к технологическому сотрудничеству «Роснефти» и американской «Exxon Mobil».

Как полагает автор, это наш ответ «всем зарвавшимся режимам Евросоюза» и теперь «очень» американская компания будет продвигать российские интересы в Европе». Правда, энтузиазм не очень понятен: чем больше на рынке предложение нефти и газа, тем меньше на них цена, которая итак уже за полгода упала на 30%. Неужели прогноз цены на нефть в 60 долларов может сбыться? И что тогда будет делать Путин, стреляться?

ПТИЦЫ, САНКЦИИ И БЕЗДЕЛЬНИКИ

Как известно, Тува находится в Центре Азии. Так что нам до Европы – как до Луны. Как и до их санкций. Вернее, санкции в данном случае – свои, доморощенные, рожденные Путиным. Имеется в виду запрет на ввоз в Россию курятины, фруктов и рыбы. Как отмечает автор, слово «санкции» теперь «стало одним из самых популярных в России».

Ситуация развивалась так: «Запад решил действовать против нашей страны методом запретов». Путин, «недолго думая, предпринял ответные шаги» – «перед большим количеством наименований продуктов из ряда стран Европы и Северной Америки на въезде в РФ «загорелся красный свет». Иностранцы иностранцами, но одновременно в России стало не хватать продуктов и стали стремительно расти цены. Остро встал вопрос: «чем заменить иностранные поставки»? Тува – не исключение: «потребители начали замечать подорожание наиболее ходовых продуктов». В том числе и «отечественного производства». К примеру, мясо курятины.

Тува, как известно, имеет собственную птицефабрику, государственную. А куриц своих на прилавках нет. Соответственно, «подскочила стоимость куриного мяса» «с 130-140 рублей в июле до 170 рублей» на оптовой базе и «230-270 рублей в магазине». «Чувствуете разницу?» – спрашивает автор.

Но не только курицы – «молочные продукты и яйца подорожали в среднем на 3-5 рублей». Автор статьи пошёл в антимонопольное ведомство, чтобы узнать, в чём дело. Но оказалось, что О.Долгих «пока не в курсе» – «еще рано говорить о каких-то нарушениях законодательства. Просто так дело возбудить нельзя, необходимы доказательства...». В это ведомство никто не верит – поступило только два заявления, да и те анонимные – заявители боятся связки антимонопольщиков, спекулянтов и бандитов. А УФАС «не имеет права рассматривать анонимные жалобы». Так что «сейчас сложно говорить о том, кто конкретно завышает цены». К тому же, «многие хозяйствующие субъекты очень не дисциплинированны», – игнорируют запросы УФАС.

Кроме УФАС, проблемами рынка продуктов в Туве занимаются и другие госорганы: Минсельхоз, Минэкономики, Роспотребнадзор... Автор начал искать «концы» и ему пришлось пройти по кругу, не получив никакого внятного ответа. К примеру, «в Минэкономики получить информацию не так-то просто». Ответ вправе дать только министр, но Каратаева не вынесла празднования столетия и слегла. Посоветовали «обратиться в Отдел заготовки и переработки сельхозпродукции и рыболовства Минсельхоза». Но тщётно: там «не могут дать комментариев, потому что специалисты задействованы в подготовке к выставке «Золотая осень – 2014», которая пройдет в Москве». В Роспотребнадзоре вообще разговаривать на эту тему отказались. Единственный, кто оказался словоохотливым – это бездельник из «Агентства по внешнеэкономическим связям Тувы Ч.Ондар». Однако и его ответ состоял из совета: «обратиться в Минэкономики, Минсельхоз и Роспотребнадзор».

И зачем нам столько чиновников, если одни болеют, а другие ничего не знают и знать не хотят? И как Путин намерен с этим сонмом бездельников преодолевать «временные трудности», которые по времени могут растянуться на десятилетия? И как с ними работает Кара-оол? Неужели он не знает, с кем имеет дело?

И последнее: чем там занимаются на «Енисейской птицефабрике», которая, кстати, находится в республиканской собственности? Ау, Кара-оол, Иргит и Чучев, где птицы?