Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.ru/article_4576.html
№12 за 1 июля 2014 года

Обзор прессы

Тувинская правдаФИЛЬКИНЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЭФФЕКТИВНОСТИ

Если верить докладам правительства Тувы, то жителям республики давно пора жить при коммунизме. Вот и на этот раз «в Туве подвели итоги реализации в 2013 году целевых программ». Оказалось, что успехи просто поразительные. Странно, что премьеру Кара-оолу до сих пор не присвоено звание Героя. Как явствует из отчёта правительства, «Тува в 2013 году увеличила финансирование республиканских целевых программ на 67%». И если верить Кара-оолу, то все мы только за один год на 67% стали жить богаче... Ещё год-два такой работы, и мы все попадём в построенный Кара-оолом коммунизм в отдельно взятой республике.

Премьер отчитался, что так смог обмануть федеральные власти, что они на 1 тувинский рубль улучшения жизни тувинцев повелись и доплатили республике аж «5,6 рубля из федерального бюджета». А счастья в Туве как не было, так нет. Правда, за малым исключением. Очередной министр тувинского имущества набил себе карманы и ушёл в почётную отставку. Да и сам премьер на казённых харчах так разъелся, что уже в простой автомобиль не влезает. Чтобы эффективно разворовывать бюджетные средства, выделяемые Россией, правительство Тувы «в 2013 году разработало 50 целевых программ различного направления. Общая сумма их финансирования составила более 1,7 млрд. рублей». Правда, тут Кара-оол сильно недоработал, чем осложнил жизнь местным казнокрадам: «привлечь к финансированию федеральные деньги удалось только по 18 целевым программам». Видимо, по остальным программам пришлось воровать деньги из тощего республиканского бюджета. При этом, как и прежде, по большинству программ достичь реальных успехов не удалось – деньги не дошли до конкретного исполнителя программ. Так что, даже по сведениям Минэкономики Тувы, «целевые значения достигнуты по 22 программам». Половина из которых «относится к социальной сфере», а половина реализовывалась в целях «экономического развития».

Правительство заявило о грабеже бюджета под видом «более 350 мероприятий», в ходе которых отчиталось о «создании 1203 рабочих мест». Что это за рабочие места и где они образовались в результате кипучей деятельности правительства по освоению бюджетных средств, так и осталось загадкой. Меньше нищих и бездомных в республике не стало. Об уровне реализации республиканских программ говорит тот факт, что самым блестящим оказалась кампания в рамках «Одно село – один продукт», финансирование которого велось за счет многих программ». Если верить Кара-оолу, «только благодаря ему на селе за прошлый год появилось более 600 новых рабочих мест». Успех «ошеломляющий»: Кара-оол утверждает, что «каждый проект создал 3,5 рабочих места». Из чего можно сделать вывод, что «более 1,7 млрд. рублей» в 2013 году было бездарно разворовано и потеряно для общества.

За весь год в республике «было введено в эксплуатацию 14 объектов. Среди них шесть – в дорожном хозяйстве, три – в здравоохранении, четыре – в водоснабжении, один – на воздушном транспорте». Как умопомрачительный успех докладывается о том, что «отремонтировано почти 20 километров дорог», «проведен ремонт Дома культуры в селе Кызыл-Хая» и «в 22 жилых домах». Но главный успех тувинского правительства состоит в том, что «в 2013 году 58 тувинских спортсменов были включены в состав национальных сборных страны». Правда, при этом о победах и наградах тувинских спортсменов скромно умалчивается... А ещё правительство очень гордится тем, что в лагерях отдыха «отдохнули около 22 тысяч детей».

Но даже на взгляд Кара-оола не всё в его королевстве хорошо. Так, он «указал на недостаточную работу минстроя РТ по программе переселения граждан из аварийного жилья». Хотя всё дело в том, что его лысый братец распродал всю землю в столице и строить жильё по программе просто негде. Но Кара-оол не унимается. Чтобы результаты деятельности его правительства были более весомыми в глазах общественности, он «обязал ответственные министерства и ведомства, являющиеся заказчиками программ, в 2014 году ежемесячно представлять детальные отчеты о ходе выполнения работ, достигнутых результатах, эффективности расходования бюджетных средств». Так что грандиозные успехи в будущем просто неизбежны.

ВЛАСТИ, БАНДИТЫ И ПОЛИЦИЯ ОБСУДИЛИ ДЕЛЁЖ ДОХОДОВ

Общественный транспорт в столице республики давно является не только предметом пересудов, но и усмешек в адрес мэра Ховалыга и премьера Кара-оола. Эти двое братьев-чудил на протяжении длительного времени демонстрируют потуги по организации работы общественного транспорта Кызыла, тратят огромные деньги тощего городского бюджета, а воз, как говорится, и ныне там. Сегодняшний Кызыл – это просто срам не только в сравнении со столицей Хакасии Абаканом, но даже в сравнении с райцентром Минусинском. Не то что наладить работу старинного, имеющего хорошие добрые традиции пассажирского АТП, оснастить его современными автобусами и дать ему доброго и рачительного хозяина, даже грамотно организовать маршруты следования имеющихся транспортных средств мэр Ховалыг не в состоянии.

Этот идиот умудрился на бюджетные деньги купить два современных автобуса, но поставил их на учёт не в АТП, а почему-то в комбинат благоустройства. Теперь единственные приличные муниципальные автобусы на межгороде приносят доходы неизвестно кому – ни в кассу ПАТП, ни в кассу комбината выручка от их работы не поступает. Скорее всего, деньги оседают в широком мэрском кармане. И куда смотрит полиция?..

Что же до городского транспорта, то балбесы в мэрии не состоянии даже нормально организовать работу приобретённых за счёт городского бюджета «Фордов» – как выяснилось, ходят они не по тем маршрутам, да и незаконно – у ПАТП давно нет лицензии на внутригородские перевозки, а контролирующие органы просто спят.

Все эти вопросы обсуждались «в актовом зале Кызылского транспортного техникума», где «прошел «круглый стол» с обсуждением проблем городского транспорта Кызыла. Кстати сказать, «инициированный» совсем не мэрией, а «территориальным отделом Госавтонадзора по РТ». Пришли туда и предприниматели, на чьих плечах сегодня и держится транспортное обеспечение столицы. Явились и собиратели подати с них – представители ГИБДД. Сам мэр Ховалыг «круглый стол» своим вниманием не удостоил – не барское это дело... Вместо него явился его первый заместитель Болбаан-оол, который ситуацией не владел и по существу не мог ответить ни на один вопрос участников.

Поскольку тема «круглого стола» изначально была определена неправильно, мероприятие было обречено на неудачу. Вместо обсуждения проблем горожан, которые из-за отсутствия порядка в городском транспорте часто не могут добраться до места назначения, участники сборища «говорили вновь о проблемах частного извоза пассажиров в Кызыле». Впрочем, причина искажённого понимания проблемы очевидна. Не секрет, что боссы республиканских и городских властей наравне с местными бандитами имеют свой нелегальный бизнес на транспорте. И потому их всех больше интересует вопрос раздела доходов, чем организация самого процесса. Потому и у ГИБДД на этом собрании был свой «интерес».

Как выяснило высокое собрание, сколько бы они не собирались, «проблем не уменьшается». Больше всего их интересовали потери доходов в связи с деятельностью «бомбил», которые «нигде не зарегистрированы, не имеют лицензий на извоз», однако «занимают изрядную долю рынка». Другая проблема – «перегруз микроавтобусов». В нём увидели источник дополнительных доходов извозчиков, что также раздражает власти и полицию. Хотя признают, что бороться с этим просто: «сотруднику достаточно остановить подозрительно «проседающую» маршрутку, а таких в «часы пик» большинство, чтобы зафиксировать перегруз». Предприниматели «попытались оправдать нарушения закона благими намерениями» и заявили, что в свою очередь «гаишники, используете перегруз как средство наживы», поскольку, получив с водителя мзду, «не высаживают лишних пассажиров, а пускают дальше по маршруту вместе с перегрузом!». Из чего становится очевидным, что волнует их перегруз не в салоне, а в кармане водителя. Всё это слушать было крайне неприятно. Но по поведению замначальника ГИБДД МВД по РТ Полякова было заметно, что судьба водительских денег ему хорошо известна...

Жаль, что собравшиеся по деловому не обсудили причину «перегруза», которая состоит «в количестве общественного транспорта», а ведь его явно «недостаточно для того, чтобы в полной мере обеспечить потребности города» – вместо «необходимых 526 микроавтобусов» в городе имеется лишь «251 единица транспортных средств». Так что перегруз в час «пик» просто неизбежен. Не смог «Динмей Болбаан-оол возразить и на реплику», что ПАТП работает без лицензии, в связи с чем претензии к «бомбилам», мягко говоря, некорректны.

В итоге собравшиеся всё же нашли консенсус. Но не в организации перевозок и не увеличении парка автобусов. Вместо этого они решили увеличить сладкий пирог транспортного рынка столицы, чтобы было что делить и досталось всем: «Болбаан-оол пообещал поспособствовать перевозчикам в вопросах тарификационной политики», заявив, что «тариф в 15 рублей за проезд уже давно не отвечает реалиям времени». Вот и получилось, что должны были обсудить, как лучше организовать перевозку граждан столицы, а в итоге договорились драть с них побольше, чтобы хватило чиновникам, полицаям, бандитам и работягам... Такова нынешняя власть: видят только собственные интересы.

КАК ПРАВИЛЬНО КОШМАРИТЬ БИЗНЕС

На фоне перспектив хищения 80 млрд. рублей из Фонда Национального Благосостояния России путём имитации строительства железной дороги в Туву Байсаровым премьер Тувы решил «пощипать» и других бизнесменов, работающих в Туве. На сей раз выбор «покошмарить» выпал на ООО «Тардан Голд», и Кара-оол вызвал «на ковёр» «генерального директора компании Auriant Mining, являющейся собственником ООО «Тардан Голд», и генерального директора предприятия». Разговор шёл о нежелании хозяев предприятия участвовать «в строительстве объездной дороги вокруг Кызыла».

Глава Тувы несколько лет назад «предложил крупным инвесторам на условиях государственно-частного партнерства построить объездную дорогу». Кампания эта была широко разрекламирована, но воз, как говорится, и ныне там – ни один инвестор строить забесплатно дорогу не собирается. Кара-оол, не владеющий не только вопросом, но даже соответствующей терминологией, заявил представителям инвестора о том, что работая в Каа-Хемском районе, «большегрузный транспорт крупных компаний», таких как «Тардан Голд», «оказывает большое влияние» на действующую дорогу, «которую мы реконструируем». В связи с этим Кара-оол надеялся, что компании, работающие в этом районе, активно отзовутся на призыв Кара-оола «скинуться». Однако этого не произошло. «ООО «Тардан Голд» отнеслось к этому предложению без энтузиазма, практически отказавшись участвовать в проекте». Тогда Кара-оол попросил «пересмотреть свое решение по дороге», поскольку «это будет вкладом в мероприятия, касающиеся 100-летия единения России и Тувы».

Детский лепет Кара-оола очевиден – никакой дороги к осени 2014 года построить в принципе невозможно. Это обычный способ «кошмарить бизнес» – ему, видимо, просто нужны неучтённые деньги, которые бы он со спокойной совестью положил в свой карман. А для усиления ужаса и ускорения «созревания клиента» Кара-оол припугнул: «соблюдение требований экологического законодательства, в том числе, обязательная экспертиза всех проектов и разработок – первейшая обязанность инвестора». И добавил недвусмысленно: если денег не будет, «не будет и доброго отношения населения, и в моем лице, как руководителя региона, вы получите человека, который вместе с жителями не заинтересован в том, чтобы на территории республики работало предприятие». Думается, в его заявлении уже содержится состав уголовно-наказуемого преступления. И куда смотрят правоохранители?

Плюс ИнформКТО СВОРУЕТ БОЛЬШЕ?

Еженедельник отмечает: премьер Кара-оол «в поисках настоящего министра» поменял «3 руководителя за 5 лет». Наверное, ищет, кто в Минземимуществе больше, быстрее и незаметнее украдёт. «Таковы пока кадровые перестановки в Министерстве земельных и имущественных отношений Тувы, наблюдающиеся в последнее время». В принципе, у Кара-оола воруют почти все министры, однако, как заметил автор, «скандалы сотрясают этот государственный орган намного чаще, чем другие». Вот и на этот раз «очередной его глава ушел». Назначен новый министр. Однако сомнения остались: «справится ли с искушением недавно назначенный большой чиновник?». «Вопрос остается открытым», хотя ответ ожидаем: не справится. Скорее всего, он идёт-то в министры, как и его предшественники, чтобы воровать и брать взятки. Наверное, Кара-оол его и назначил-то только поэтому. Да и другое тоже имеет место: если бы новый министр был честным человеком, то и из него бы быстро сделали мошенника – с волками жить – по-волчьи выть... А этот «новичок» в таком деле – давно не новичок.