Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.ru/article_4533.html
№9 за 10 июня 2014 года

Обзор прессы

Тувинская правдаРАЙЦЕНТР КУРАГИНО – ПЕРСПЕКТИВА БУДУЩЕГО КЫЗЫЛА

Для тех, кто не знает, что станет с Кызылом, когда к нему протянут железнодорожную ветку из Курагино, достаточно ознакомиться с репортажем о поездке тувинских депутатов в этот забытый Богом уголок. Как пояснила, выступая в Курагино, «председатель хурала представителей города Кызыла Дина Оюн, возглавившая тувинскую делегацию, главной целью визита тувинских «слуг народа» на курагинский форум было еще раз «пощупать» этот проект, дабы понять, как использовать на благо жителей Тувы и Красноярского края эту, как она выразилась, большую и реальную «точку роста». «Для нас эта поездка имеет большое, можно даже сказать геополитическое значение», – заметила она. Глава Тувы Шолбан Кара-оол связывает большие надежды на экономическое развитие Тувы после продления железной дороги до Кызыла. Сегодня железная дорога заканчивается в Курагино. Если повезёт, железнодорожный тупик будет перенесён в Кызыл. И в этом плане очень интересно, что дала Курагино железная дорога – это может быть подобием картинки Кызыла через 10-20 лет.

Как явствует из публикации в «ТП», Курагино сейчас переживает не лучшие времена. Там и раньше-то особого веселья не наблюдалось, а теперь и вовсе положение «хуже губернаторского». «Совсем недавно по экономике района были нанесены два ощутимых удара, после которых ее «лихорадит», – сообщает автор. «В прошлом году свою деятельность в районе прекратили два крупных промышленных предприятия», являвшихся местом работы большого числа курагинцев и приносившим основные налоговые отчисления в местный бюджет. Было «закрыто предприятие ОАО «Краснокаменский рудник» и «ликвидирован филиал ОАО «Евразруда». Не помогло и наличие железной дороги – «Руководство рудодобывающего дивизиона Evraz Group приняло решение о ликвидации филиала ОАО «Евразруда», который занимался разработкой Ирбинского месторождения железной руды» якобы «из-за географического положения рудника». Как посчитали хозяева, «затраты на производство концентрата слишком дороги, и его реализация компании просто не выгодна». Закрытие двух последних предприятий, «оставившее без работы многих курагинцев, вынудило мужиков искать место под солнцем в других местах».

Как видите, само по себе наличие железной дороги в регионе совсем не гарантирует экономическое процветание даже при наличии полезных ископаемых. Скорее, даже наоборот – наличие железнодорожного сообщения может подорвать местное производство, если доставить готовую продукцию станет дешевле, чем производить на месте. В своё время курагинцы, как и сейчас тувинцы, с восторгом встречали первый поезд. Время прошло, радости поутихли, и курагинцы остались один на один со своими проблемами. И получился парадокс: железная дорога есть, а собственного производства – нет. Тувинским гостям продемонстрировали убогие производства табуреток, бетонной смеси и буржуек. Может быть, кто-то выпекает хлеб. Больше показать оказалось нечего. Люди в основном живут на пенсии, пособия и стипендии. Единственные счастливчики – те, кто кормится вокруг бюджета.

Ситуация, очень похожая на Хову-Аксы или другие райцентры Тувы. Поэтому «в строительстве железнодорожной ветки Элегест – Кызыл – Курагино администрация района усматривает возможность обеспечить курагинцев работой». Вот о чём нужно думать Кара-оолу.

НОВЫЙ ВИТОК РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА ГЛОБАЛЬНОГО ВОРОВСТВА

Как только в «Санкт-Петербурге состоялось подписание соглашения между Минфином и Минэкономики РФ о целесообразности выделения средств на реализацию проекта строительства железной дороги в Туву из Фонда национального благосостояния России», в Туве возник новый виток бюрократической активности. В преддверии глобального воровства сотен миллиардов из бюджета России всё больше чиновников пытаются влезть в проект и показать свою нужность в его реализации. В частности, в Туву прибыл заместитель министра экономического развития России Николай Подгузов и заявил: «Проект строительства железной дороги в Туву уже доказал свою целесообразность для России и востребованность для экономики республики, а также свою осуществимость». Где, кто, когда и кому что-то доказал – так и осталось за кадром.

Ни для кого не секрет, что разработка угольного месторождения Байсаровым давно свёрнута, а само месторождение выставлено им на продажу. В России и мире наблюдается стагнация металлургического производства, которое, по мнению специалистов, продлится не менее, чем до 2018 года. А это значит, что в России тувинский уголь востребован не будет. Что же до мирового спроса, то, кроме Китая, российским углём не интересуется никто. Вся суета вокруг предполагаемого финансирования строительства дороги из бюджета нужна лишь Байсарову, чтобы подороже продать месторождение. Но он не нов – точно также пытался продать Элегестинское месторождение бывший владелец Пугачёв, но «продать» сумел только Байсарову, у которого не оказалось денег на расчёт.

Тем не менее, Подгузов 5 июня в Доме правительства РТ на совещании заявил: «Этот комплексный проект даст толчок социально-экономическому развитию Тувы, позволит вашему региону раскрыть свой экономический потенциал, обеспечит местных специалистов работой». Подобных, ни на чём не основанных заявлений, мы наслушались за 10 лет немало. В этом плане пассаж Подгузова не оригинален. Думается, не случайно в сегодняшней России ничего, кроме торговли нефтью и газом, нет, если в Минэкономразвития работают такие «спецы», как Подгузов. Как сообщается в публикации, «Федеральный замминистра прибыл в республику с одной целью – не в кабинетных условиях, обложившись картами, отчетами и финансовыми выкладками, знакомиться с проектом, а увидеть все воочию». Интересно, что решение было принято до того, как он побывал в Туве. И чего стоят такие решения?

Как сообщил автор, судя по тому, что «Николай Подгузов побывал на угольном месторождении, разработкой которого в скором времени займется Тувинская энергетическая промышленная корпорация», теперь-то в Москве уже точно в курсе, что инвестор «железки» Байсаров добычу угля «прикрыл». Когда Подгузов «облетел на вертолете самый сложный участок будущей железнодорожной магистрали», он пришёл к выводу, что «несмотря на все «страшилки», проект вполне реализуем» и понял, что только туризм возможен в этих местах. На совещании он признался, что «республиканская власть и руководство ТЭПК последние годы только тем и занимались, что лоббировали проект «Кызыл – Курагино». Наверное, поэтому в Туве такое плачевное положение с экономикой.

«Особое внимание на заседании уделили вопросу привлечения местных специалистов к прокладке железнодорожного полотна». Как доложился министр образования Бичелдей, «с 2008 года в специализированных железнодорожных учебных заведениях подготовку прошли 105 человек. Многие получили высшее образование. 35 – уже работают по специальностям в железнодорожной отрасли страны». «Еще 211 человек, по словам министра, проходят подготовку в вузах и ссузах страны». На что премьер заметил: «этого количества явно недостаточно». По заявлениям Байсарова, на строительстве должно работать от 30 до 50 тыс. человек. Если среди них будет 100-200 тувинцев, то это количество решающим не назовёшь. Министерство явно не дорабатывает. Даже «анонсированный процесс передачи бывшего теперь уже Кызылского автодорожного техникума под крыло Сибирского государственного университета путей сообщения «пробуксовывает», в связи с чем премьер Тувы «попросил Подгузова оказать содействие и в решении этого вопроса».

Плюс ИнформЖИЛЬЁ ДЛЯ СИРОТ, ГДЕ НИКТО НЕ ЖИВЁТ

Трудно обокрасть богатого и сильного. Гораздо легче – бедного и слабого. Власти Тувы специализируются на воровстве у таких людей, как сироты. На службу в Агентство по делам семьи и детей РТ пришла новая чиновница и решила провести «заседание за «круглым столом» по одной из самых актуальных на сегодня в республике тем: обеспечению жильем детей-сирот». На встречу пришли «представители «Госстройзаказа», Министерства строительства республики, Управления капитального строительства и республиканского Центра социальной поддержки», под занавес прибыл заместитель мэра Кызыла.

Как утверждает автор публикации, «разговор получился конструктивным». Выяснилось, что, невзирая на федеральное финансирование программы, «в 2012 году только 129 детей-сирот республики получили жилье, в 2013 году – 314». В этом году при максимальном напряжении «двухквартирники в Кызыле ждут 38 детей-сирот». А всего «в очереди на социальное жилье состоит 3872 человека. Это и сироты, закончившие интернаты и вузы, и те, кто еще обучается или находится у опекунов». Чем занималась предыдущая начальница – неизвестно. «Причину проблемы объяснил зам.директора, главный инженер «Госстройзаказа» Лодой-Дамба Куулар: «Подрядчиком, Управлением капитального строительства, уже в апреле этого года все объемы строительных работ за 2013 год были выполнены». Но заселить дома невозможно по одной простой причине: «нужно получить техусловия на присоединение к электричеству и дальнейшую постановку домов на учет в Росреестре». А ещё «нужно составить техпаспорта, оформить придомовые площадки, убрать мусор и официально зарегистрировать постройки». На всё это, утверждает заказчик, нет денег. Хотя, наверное, нет совести у этой погнившей власти. Деньги нужны небольшие. По крайней мере, «на техприсоединение 19 домов в Кызыле нужно всего 336 тыс. рублей». Воруют гораздо больше.

Все проблемы пытались свалить на мэрию. Однако, когда пришёл Хертек, быстро выяснилось, что уже «2 года как вступили в силу изменения в «Жилищный кодекс» и теперь с мэрии сняты полномочия по обеспечению детей-сирот квартирами, теперь это – прерогатива правительства республики». А спрашивать с Кара-оола за обеспечение квартирами сирот – это явный перебор.

Однако ситуация серьёзная. Даже если вдруг предположить, что в год будет строиться по 300 (а не 38, как в этом году) квартир, то на обеспечение сирот потребуется минимум 12 лет. А ведь они – живые люди, растут, хотят создавать семьи. Если же будут строить по 38 квартир, то на обеспечение 3872 человек жильём потребуется – страшно сказать – 100 лет! Это совещание показало, насколько бессовестны и бессильны тувинские власти в решении конкретных проблем конкретных людей.

Такая ситуация не должна оставаться без контроля прокуратуры. Думается, прокурор Гринёв просто обязан взять решение этой проблемы под свой контроль. А сиротам для ускорения проблемы необходимо обратиться в суд, что может значительно ускорить решение их квартирной проблемы.

КЫЗЫЛ-ООЛ В ШТАНАХ, КОТОРЫЕ ЕМУ МЕШАЮТ РАБОТАТЬ

Лесные пожары в Туве – злободневная тема. Личность главного лесника Кызыл-оола, отвечающего за сохранность лесов, теперь уже чисто комическая. Большей критики в отношении руководителей этого уровня, чем в адрес Кызыл-оола, нет. Временами складывается впечатление, что это – типичный вор, разгильдяй, беспросветный пьяница и отвратительный работник. А после трагической гибели пожарных в Бай-Тайге все полагали, что Кызыл-оола уберут. Однако, жив курилка. Правда, вынужден покупать место на страницах газет, чтобы рассказывать сказки о своих трудностях в борьбе с огнём.

В статье в «ПИ» Кызыл-оол вынужден признать, что «лесные пожары уже несколько лет подряд «терроризируют» российские регионы». «И Тува – не исключение». Но во всём виноват не он, а «невнимательность спутника». «Во-первых, интервалы между его наблюдениями составляют 4-6 часов, а во-вторых, если небо закрыто облаками, то спутник совсем ничего не видит, облака-то ведь холодные», – отмечает Кызыл-оол. Третья причина – отсутствие должного финансирования: «на мониторинг пожароопасной ситуации в республике выделяется 10–15% от необходимой суммы». Так что можно только удивляться, что Кызыл-оол до сих пор не сжёг все леса Тувы.

А служба у него «и опасна, и трудна». «Опасность повсюду». «Площадки для приземления в горной тайге Тувы считаются одними из самых сложных в России». Население, конечно, пытается помогать, но «добровольцам многого не разрешают», поскольку «ликвидацией природных возгораний должны заниматься только профессионально подготовленные люди».

После прочтения его пояснений сразу становится очевидным, что человек – не на своём месте. И даже если он не пьяница, не жулик и не вор, работа по охране лесов ему явно не по плечу. Странно, что для Кара-оола это не очевидно. Впрочем, таких кызыл-оолов вокруг него – пруд пруди. А страдают простые пожарные, которые расплачиваются за него своими жизнями.