Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.ru/article_433.html
№2 за 9 апреля 2008 года

РЭКЕТ НА «ЗАКОННЫХ ОСНОВАНИЯХ»

Двенадцать лет назад, когда кызылское пассажирское АТП не смогло приспособиться к рыночным условиям, и, как парализованный, оказалось не способным выполнять внутригородские перевозки, ему на помощь пришли предприимчивые люди со своим собственным транспортом.

Администрация г. Кызыла сразу поддержала частных извозчиков, т.к., горожане в то время были вынуждены добираться до работы пешком, преодолевая километры и кварталы. Автобусов ПАТП катастрофически не хватало.

Люди, постояв на остановках, добирались «на своих двоих». А тех, кому выпадало счастье попасть в автобус ПАТП, ждала давка, невероятная толкотня, с трудом закрывались двери автобуса, а когда они открывались, пассажиры вываливались.

Да и удобными маршрутами горожане не были избалованы. Поэтому инициатива предпринимателей – открывать новые маршруты – тоже нашла поддержку. И надо отметить, что городская маршрутная сеть, хотя создана стихийно, сложилась удачно, с учетом потребности населения. Горожане быстро привыкли к «маршруткам».

В итоге, неуклюжие, «чрезвычайно редкие» автобусы ПАТП были вытеснены микроавтобусом «Газель», который обслуживает население в режиме «маршрутного такси». Маршрутное такси предполагает «остановку по требованию пассажиров или пешеходов в соответствии с правилами дорожного движения». (Положение о пассажирских перевозках в городе Кызыле от 05.03.2003г. № 86) т.е., только у нас в Кызыле можно сесть в маршрутку, где захотел и выйти, где попросил. Вполне на законных основаниях.

Но в последнее время население стали беспокоить автобусные гонки, раздражать неудобства. Автобусы часто переполнены: в «час пик» на сидящих наваливаются стоящие. Появился спрос на удобный, быстрый, но в то же время безопасный транспорт с комфортом, с вежливым кондуктором и хорошей музыкой.

Безопасность и культура обслуживания в городском транспортном обслуживании – главные задачи городской власти. Хотя со стороны контролирующих органов регулярно проводятся проверки, мероприятия, порядка нет. И тенденция к улучшению пока не заметна.

А в годы власти Донгака проблем у перевозчиков стало больше. И до сих пор, кроме преследования предпринимателей, никаких конструктивных действий со стороны администрации не наблюдается. Любое нарушение сразу протоколируется, выносится постановление об административном правонарушении с наложением штрафа в размере нескольких тысяч рублей. Никто не желает понять, в чем причина беспорядка на дорогах, и как исправить ситуацию. Хотя в ФЗ-№196 «О безопасности дорожного движения» говорится, что власти должны координировать работу по обеспечению безопасности дорожного движения, а не только надзирать, наказывать.

С моей точки зрения, одной из причин беспорядка в городе стало большое количество маршруток. Их сейчас намного больше, чем необходимо для удовлетворения потребностей горожан. От переизбытка маршруток, перевозчик перестал нормально зарабатывать и, в буквальном смысле слова, «воюет» из-за каждого пассажира, при этом зачастую рискуя людьми.

Но «маршрутные такси» размножились не по воле самих предпринимателей. Это так называемые бригадиры и «крыши» все ставили и ставили машины против воли остальных перевозчиков. В последнее время к «крышам» присоединились «посредники». Пользуясь служебными полномочиями на выездных проверках, «посредники» из транспортного отдела администрации г. Кызыла, из управления государственного автодорожного надзора стали «ловить» и наказывать неугодных.

Неудобных, имевших неосторожность перечить «крышам», выказывать им недовольство по поводу незаконного ежемесячного побора, по поводу очередной новой «Газели», которую они поставили вопреки целесообразности и воли остальных перевозчиков.

Понятно, что чем больше маршруток, тем труднее зарабатывать, приходится ждать своей очереди больше часа, т.е. час на линии, час в очереди. Только там, где наиболее стойкие и дальновидные перевозчики с многолетним стажем, удалось сохранить оптимальное количество машин с учетом потребности пассажиров.

А на маршрутах, где появилось большое количество «извозчиков» без учета потребности населения, перевозки стали нерентабельными.

Перед перспективой банкротства в отчаянии владельцы маршруток часто допускают нарушения основного ФЗ– №196 от 15.11.1995 г. «О безопасности дорожного движения», который обязывает соблюдать «приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическим результатом хозяйственной деятельности».

Затем, потеряв всякий коммерческий интерес к этому виду деятельности (т.к., доход не превышает расходы), предвидя бесперспективность пассажироперевозок, владельцы продают автомашины и уходят из этой сферы деятельности.

На смену им приходят новые люди без опыта, без стажа, чаще всего молодые люди с купленными правами. Они опять начинают с гонок, с нарушений, со штрафов УГДН, налоговой службы. Таким образом, рынок пассажироперевозок напоминает проходной двор: состав перевозчиков все время меняется, особенно в бригадах, где набрано сверх разумного большое количество транспорта.

Массовому уходу предпринимателей из этой деятельности способствует тяжелый, ответственный труд, который часто никак не компенсируется ни в денежном выражении, ни перспективой на будущее, ни благодарностью от народа, ни поощрением от власти. Только с легкого пера журналистов со страниц газет в адрес перевозчиков льется грязь, незаслуженные обвинения из-за единичных негодяев, совершающих грубые нарушения.

На такие негативные статьи очень болезненно реагируют ветераны-перевозчики, с утра до ночи работающие в поте лица на благо народа. К сожалению, при попустительстве администрации, от бессилия перед контролирующими органами, от отсутствия перспективы уходят предприниматели – ветераны. Уходят те, кто разработал, обкатал все 16 маршрутов, создал в буквальном смысле слове новую городскую маршрутную сеть. Особенно много ушло в 2006 году, когда под видом наведения порядка среди перевозчиков администрация организовала незаконный конкурс с целью извлечения выгоды. Под видом конкурса был организован настоящий аукцион по продаже рабочих мест на маршрутах, работающих в режиме «маршрутное такси».

Если ранее за каждым звеном было закреплено три маршрута – разные по доходу, протяженности и, наконец, по трудности. То условия конкурса – работа только на одном маршруте, в зависимости от того, сколько баллов получишь по множественным критериям. Чем выше балл – тем выгоднее, рентабельнее маршрут.

Эти «лакомые» маршруты достались тем, которые не платят налоги, не имеют документов, с множественными нарушениями, но имеют прочные связи с администрацией. А предприниматели же со стажем, работающие на вполне законных основаниях попали на нерентабельные маршруты. Несмотря на неправомерные условия конкурса, нарушения, взятки порядочные предприниматели хотели доказать, что они работают честно, поэтому и принимали участие в так называемом «конкурсе». Но сразу разочаровались: за ширмой конкурса проводился теневой аукцион – кто круче, кто больше даст откат, тот куш получит пожирнее.

В результате, прошедших все условия конкурса, принудили подписать соглашение об обязательной «добровольной» ежемесячной плате в 1000 рублей. В казну города перевозчиками перечислена около полумиллиона рублей на ремонт дорог. Организатор конкурса В.К. Симчит так пылко выступал по телевидению о законности «арендной платы за маршруты», а куда подевались эти деньги, так никто и не отчитался.

Когда Арбитражным судом Республики Тыва было вынесено решение о неправомерности проведения конкурса, главный виновник – В.К Симчит не понес никаких наказаний за моральный ущерб, нанесенный перевозчикам, за волнения, беспорядок, который проявился в массовом невыходе на линию.

Перевозчики таким образом хотели выказать несогласие с условиями проведения конкурса, с условиями договора на право осуществления перевозок пассажиров на городских маршрутах. Да дело не только в этом! Речь идет о нормальной законной деятельности маршрутной сети г. Кызыла. Чтобы всех удовлетворял: пассажиров и предпринимателей.

Итак, корень всех бед я вижу в не вполне здоровой системе бригадирства, в устоявшейся традиции, когда организацией грузоперевозок фактически руководят крупные единоличники-предприниматели.

Идея об объединении перевозчиков, работающих на одних и тех же маршрутах в некую юридическую организацию была сразу подхвачена группой людей сомнительного авторитета.

Мягко говоря, хулиганы, до этого занимавшиеся рэкетом, с целью узаконить нелегальные ежемесячные поборы, иметь власть над перевозчиками (выгонять «чужих», принимать «своих», а значит, продавать рабочие места) быстро создали автономную некоммерческую структуру по организации перевозок пассажиров «Автолайн-Спутник». Раньше подпадавшие под уголовную статью поборы, ловко узаконили членскими взносами.

В заключении договора с мэрией об оказании услуг по перевозке пассажиров на маршрутах 4, 4А, 6А активно помогает «посредник» из транспортного отдела А.Н. Сарыглар, он же «содействует» во вступлении предпринимателей в «Автолайн». Воздействует всеми рычагами административного ресурса: в принудительном порядке, частыми проверками, уговорами, которые иногда можно принять и за угрозы.

Особенному нажиму со стороны администрации подверглись предприниматели первого звена маршрута 4, 4А, 6А. Там уже третий год никто не занимается поборами, они прекрасно знают, кто стоит за «Автолайн-Спутником». И вступать в организацию хулиганов, нарушителей не намерены. Тогда оружием загона в «Автолайн-Спутник» стали массовые проверки на выездных рейдах.

Специалист транспортного отдела администрации, инспектор из УГДН (названы фамилии – ред.) дают «зеленый свет» организаторам поборов, преследуя несогласных, а теперь и учредители «Автолайн-Спутник» стали особенно усердно «отлавливать» предпринимателей, не желающих вступать в эту организацию. За проверками обязательно следует оформление протоколов за каждое невинное нарушение.

Например, за отсутствие печати в путевке о послерейсовом осмотре привлекают к административной ответственности по ст.14.1. ч.З КоАПРФ, в виде наложения штрафа в сумме 3000 рублей.

А тем временем те, кто и вправду ездит без лицензии, без соответствующих документов, постоянные нарушители, работают без наказаний. Потому что знают, должностные лица контролирующих органов никогда не были заинтересованы в наведении порядка в частных пассажирских перевозках.

У них особенный интерес к перевозчикам. Не зря ходят слухи о безвозмездном займе денег этим инспекторам, о вымогательствах с их стороны на конечных маршрутов.

Впрочем, перевозчики сами тоже виноваты – они дают им взятки, лишь бы отстали, перестали донимать.

А с другой стороны, нечистоплотные предприниматели заранее подстраховываются, покупая у инспекторов за наличные от 1000 до 5000 руб. «патент» на право занятия пассажироперевозками без препятствий, без лицензий, а значит, уклоняясь и от налогов.

Начальникам этих никудышных инспекторов есть о чем подумать. Если они, десять лет проработав на проверках, не смогли удержать порядок на городских маршрутах, то есть ли смысл их удерживать далее на этих должностях?

Поощряя нарушителей и преследуя честно и дисциплинированно работающих, подвергая их частым преднамеренным проверкам, чтобы любыми способами наложить штраф, никогда не добиться порядка на маршрутах, не установить нормальных взаимоотношений, успешной работы в сфере пассажирских услуг.

С уважением К.

От редакции: Действительно, руководство мэрии города Кызыла с треском провалило кампанию по заключению договоров на осуществление внутригородских пассажироперевозок. Об этом свидетельствует Постановление Мэра города Кызыла от 28 декабря 2007 года № 2699, в котором говорится о том, что на 29 декабря 2007 года только 15% предпринимателей заключили договоры на внутригородские перевозки. В связи с чем было принято решение о продлении сроков их заключения до 29 февраля 2008 года. По состоянию на 20 марта 2008 года договоры заключили более 59% предпринимателей. Но 27 марта появился странный документ за №1106, подписанный Начальником управления ТЭС и по реформе ЖКХ мэрии г.Кызыла Е.Годяевой, в котором предписывается расторгнуть договор с мэрией г.Кызыла и заключить договор с Автономной некоммерческой организации «Автолайн-Спутник». По имеющимся у нас сведениям АНО «Автолайн-Спутник» создан отдельными сотрудниками аппарата мэрии города, о чем говорит тот факт, что один из них принуждает предпринимателей вступать в организацию «Автолайн-Спутник».

Надеемся, что должностные лица правоохранительных органов правильно отреагируют на публикацию и сообщат читателям свое мнение.