Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.ru/article_4305.html
№7 за 25 февраля 2014 года

Обзор прессы

Тувинская правдаМЕДАЛЬ В НАГРУЗКУ

«ТП» сообщает: в рамках «мероприятия, посвященного 25-летию окончания боевых действий в Афганистане», «Лариса Шойгу удостоена награды «Боевого братства». Если верить газете, этой награды она удостоена «за вклад в военно-патриотическое воспитание молодежи». Какой вклад? Какой молодёжи? Какое, вообще, отношение она имеет к войне в Афганистане? Таково наше время: цацки вешают, кому попало без разбору.

Интересно, что повесил ей эту «медаль» «член фракции «Единая Россия» в Верховном Хурале (парламенте) РТ Юрий Кара-оол». Тот самый, чей брат был пойман в Красноярске с чемоданом наркотиков и отмотал срок на Шагонарской зоне. Тот самый, что стал ходячим анекдотом в республике.

Единственным более-менее солидным основанием для награждения озвучено, что «Лариса Кужугетовна – выпускница школы, которая носит имя Героя Советского Союза Михаила Бухтуева». «Здесь учились многие воины-афганцы, в их числе и не вернувшийся с полей афганских сражений Андрей Белявский». Большей глупости Кара-оол сморозить вряд ли смог. А сама награждённая заявила, что, «не раздумывая, приняла приглашение принять участие в уроке мужества и патриотизма». Невозможно понять, за что Ларисе Фламенбаум, на время депутатства позаимствовавшей фамилию брата-министра, дали такую специальную награду, по статусу похожую на значки «За спасение утопающего» или «Юный друг милиции». Может, просто, таким образом, прогнулись перед её братцем? Несолидно.

В БЕСКОНЕЧНОМ ОЖИДАНИИ ИНВЕСТОРОВ

С радостью узнали: «Тува – в пятерке лучших для инвестиций регионов Сибири». Подумалось: нашему местному правительству всё же удалось побороть коррупцию, завлечь в Туву богатых инициативных инвесторов, тем самым на деле инициировать в республике давно обещанный инвестиционный бум... Однако ничего подобного не произошло. По-прежнему никто в республику не стремится, и вся правительственная машина работает на зитц-инвестора Байсарова, помогая ему выпрашивать казённые миллиарды для последующего перераспределения в нужные карманы. А отмечена Тува была только за то, что «внедрила региональный инвестиционный стандарт», утверждённый «в Сибирском федеральном округе». И когда «Агентство стратегических инициатив подвело промежуточные итоги кампании, оценив степень внедрения стандарта в каждом из регионов СФО», «было выявлено пять лучших регионов – Красноярский край, Кемеровская область, Хакасия, Тува и Томская область». Но к самому инвестиционному процессу это имеет очень косвенное отношение – всё равно в Туве никакие стандарты не действуют. А коррупция – одна из самых серьёзных в СибФО.

Наверное, поэтому богатая природными ресурсами Тува плетётся в обозе инвестиционного процесса, а её население влачит жалкое существования, сидя верхом на настоящей бесценной кладовой. Кроме авантюриста с Кавказа, который с удивительной регулярностью рождает один липовый мега-проект за другим, на деле сворачивая деятельность на Элегестинском месторождении коксующихся углей, больше никаких «инвесторов» в республике нет и в помине.

Типичным в этом плане является процесс поиска инвестора для строительства цементного завода в Хайыракане. За пять лет в качестве «перспективных» побывало семь компаний, а воз и ныне там – одна пустая болтовня. Причём тут стандарты, если в голове мякина? И пусть «ТП» хоть 100 раз заявит о том, что «на постоянной основе начали работать советы по улучшению инвестиционного климата при руководителях регионов», мы-то знаем: всё это – просто попытка навешать нам лапши на уши. Пока в Туве это правительство, а решения за него принимает министр обороны, никакого инвестиционного процесса в республике ждать не придётся.

ТУВА НЕМНОГО ПОЖИВЁТ ЗА СЧЁТ БРАТСКОГО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Ситуация в тувинской энергетике с некоторых пор стала тупиковой. Началось всё с того, что новый премьер Тувы Кара-оол похерил все начинания своего предшественника и занялся лоббированием интересов Шойгу. В рамках этой деятельности ему нужны были многомиллиардные госинвестиции, и тут же, вместо реконструкции Кызылской ТЭЦ и высоковольтной линии передач Чадан-Кызыл, на чистом листе родился план строительства некой «блочной ТЭС», которая по его замыслу должна была обеспечить республику теплом и электричеством. Но афёра не удалась, и теперь властям приходится «поворачивать оглобли» на колею, протоптанную Шериг-оолом Ооржаком. Но время было бездарно упущено. И Москва денег не даёт. Реконструкцию ЛЭП провела, а вот на распределительные сети и трансформаторные подстанции никаких денег не выделила. И по существу в Туве в этой части за шесть лет ничего не изменилось.

А потребление электроэнергии в республике, хоть и незначительно, но растёт. С другой стороны, катастрофически падает платёжная дисциплина потребителей. В итоге «Туваэнергосбыт» и «Туваэнерго» находятся в долговой яме. Долги перед поставщиками электроэнергии зашкаливают за миллиард. Но правительство Тувы и районные власти никак энергетикам не помогает в выбивании долгов потребителей. «Задолженность населения энергетикам давно исчисляется сотнями миллионов рублей и не уменьшается с годами, а только растет», – отмечает «ТП». Ну а задолженность предприятий ЖКХ, за которые напрямую ответственно правительство, просто запредельны.

Фактически, правительство загубило большую энергетику в Туве и переложило на федеральное предприятие всю тяжесть ситуации. Тем не оставалось ничего другого, как провести «сделку между «МРСК Сибири» и «Тываэнерго», согласно которой сибирские сетевики передали за 2,5 млн. рублей и сроком на один год часть энергохозяйства Красноярского края своей компании «Тываэнерго». «26 июня 2013 года, часть энергохозяйства региона отошла на правах аренды аффилированной структуре «МРСК Сибири» – ОАО «Тываэнерго». Как говорится, это моя корова, и я буду её доить. Естественно, это не понравилось властям Красноярского края. Они эту сделку назвали мутной «многомиллиардной аферой», «каким-то страшным процессом», демонстрирующим «возврат к девяностым», поскольку теперь «Тываэнерго» на правах арендатора распоряжается сетями таких городов, как Красноярск, Ачинск, Лесосибирск, а также Березовского, Ачинского, Ужурского, Новоселовского, Емельяновского, Абаканского, Казачинского, Сухобузинского, Уярского и Шушенского районов» и частично финансируется за счёт средств Красноярского края. По указу краевых властей по этому поводу «вознегодовало руководство краевого отделения УФАС».

Тувинские власти успокаивают красноярцев: мол, «потеря невелика, хотя речь все же идет не о сетях Тере-Хольского района, а об энергохозяйстве самого мощного региона страны». Что же до интересов МРСК, то «в целом от сделки она ничего не выиграет, но и не проиграет». А «Тываэнерго» – поддержит.

Положение в тувинской энергетике действительно аховое. Невзирая на постоянные назойливые увещевания тувинского премьера о его титаническом труде на благо народа, «каждую весну целые улицы Кызыла остаются обесточенными по пять-шесть суток к ряду из-за майских бурь». Кара-оол по прежнему бьётся головой о стену, сам признавая, что убедить московских чиновников в необходимости строительства ТЭС ему не удаётся. Ему бы пора давно признать свои ошибки да взяться за оживление ооржаковских проектов реконструкции, но его упрямство, достойное лучшего применения, не позволяет ему публично признаться в собственной недальновидности. Для всех уже очевидно: «сегодня в федеральном бюджете нет денег на реализацию масштабных региональных проектов». И нужно «найти их в самом регионе». Однако бюджет Тувы как никогда тощий. Появилось чёткое осознание: «ситуация в республике такова, что сторонний инвестор в республику не пойдет». Но и у «Тываэнерго» денег на решение проблемы тоже нет». Надежда одна: «собственник «Тываэнерго» МРСК». В правительстве Тувы решили однозначно: «именно эта корпорация и должна искать решение проблемы». «Корпорация нашла их в Красноярске, передав часть краевой энергосхемы с ее доходами во временное пользование кызылским энергетикам».

Конечно же, «с этической стороны решение это кому-то кажется не совсем корректным», – пишет автор. Но выхода другого нет: пусть тувинские энергетики поживут за счёт красноярских. Тут же нет «вреда интересам государства». «А Республика Тува – часть этого государства». И если от принятого решения МРСК «толику своих доходов МРСК направит на то, чтобы населению Тувы жилось лучше, выиграть должны все», – наивно полагает автор. А наивность его состоит в том, что решение это – временно. Год закончится, а сети Тувы как были ветхими, так и останутся. Фактически это решение никак не влияет на качество энергоснабжения республики и только подогревает иждивенческие настроения в Туве, и так развитые до безобразия.

Думается, жить нужно не за счёт соседей, а самостоятельно решать свои проблемы. Для этого у нас есть своё правительство, премьер, который гордится своими лоббистскими талантами, а на деле не может решить в Москве маломальского вопроса даже с помощью Шойгу. Вот и приходится выкручиваться за счёт соседей, «принимая такие надрегиональные управленческие решения», демонстрируя «умение складывать силы и ресурсы, не запираясь в своих квартирах, не отделяясь, как в девяностые, частоколами таможенных постов». Но так недолго и среди соседей врагов нажить...

Плюс ИнформАВИАЦИЯ И КОРРУПЦИЯ – КАК ОНИ СВЯЗАНЫ?

О том, как Кара-оол развалил тувинскую авиацию, писано-переписно. Большего вреда ей не смог нанести никто. Тут и создание огромных долгов «Тува-Авиа», и банкротство, и лишение лицензии, и приобретение ненужных дорогущих и изрядно подержанных кукурузников Pilatus PC-12, и доведение до ручки аэропортового хозяйства, закончившегося передачей всего в федеральную собственность. Вот теперь, «смотря на бой со стороны», Кара-оол в который раз размечтался про международный аэропорт в Кызыле...

Еженедельник решил узнать: «как сегодня обстоят дела у кызыльского аэропорта?». Как известно, тувинским властям последний аэропорт в Туве нравился. Одно тяготило: «проблемы в плане содержания». Платить самим за свои глупости оказалось весьма накладным. В том числе в результате караооловской глупости и жадности «объект балансировал на грани банкротства». Тувинское правительство дохозяйствовалось до того, что «уже рассматривался вариант о закрытии и стоял вопрос, что авиационное сообщение у нас будет через Абакан», – признаётся «ПИ». Однако, слава Богу, этого не случилось только благодаря тому, что он стал «федеральным казенным предприятием – ФКП» и «в настоящее время субсидируется из федерального бюджета». Более того: появилась надежда на то, что будет реализован «инвестиционный проект по реконструкции аэропортового комплекса в Кызыле в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)». Он предусматривает «перестройку» взлетно-посадочной полосы, реконструкцию рулежных дорожек и перронов, объектов аэропортового комплекса» общей стоимостью «чуть менее 3 миллиардов 277 миллионов рублей».

Вот эти миллиарды и являются сейчас главным объектом внимания Кара-оола. Он полагает очень важным «правильно их освоить». Подобран и «надёжный подрядчик» – хозяин ООО «Восток» Уюсов, который, если ему верить, обеспечивает откат в 50% сметной стоимости. Поэтому его участие в тендерах незаменимо.