Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.ru/article_4296.html
№6 за 18 февраля 2014 года

Правительство бросает последние деньги на дорогу

Правительство бросает последние деньги на дорогу

На расширение БАМа и Транссиба потратят средства Фонда национального благосостояния

Государство вкладывает в поиски точек роста последние средства. По словам вице-премьера Аркадия Дворковича, правительство направит деньги Фонда национального благосостояния (ФНБ) на инфраструктурные проекты Дальнего Востока и Сибири, в том числе на расширение БАМа и Транссиба.

Список дальневосточных и сибирских инвестиционных проектов, на которых государство сконцентрируется в ближайшее время, будет готов к началу Красноярского экономического форума (27 февраля). На них предполагается потратить около 1 трлн. рублей, причем к финансированию предполагается подключить средства из стратегического резерва правительства – Фонда национального благосостояния, объем которого едва превышает 3 трлн. рублей.

В первую очередь рассматриваются инфраструктурные проекты – расширение Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. Также в планах строительство железной дороги Кызыл–Курагино (между Республикой Тыва и Красноярским краем), а также Ангаро-Енисейский кластер. В целом финансирование ФНБ должно покрыть около 40% затрат на завершение этих проектов.

Глобальные стройки, которые инициирует государство, выглядят привлекательно с точки зрения расширения географии транспортной доступности России – в США протяженность железных дорог втрое длиннее, чем в нашей стране. Вместе с этим окупаемость этих магистралей, в строительство которых государство вкладывает фактически свои последние средства, выглядит непредсказуемой.

Например, модернизация БАМа и Транссиба требует не менее 1,2 трлн. рублей. Расчетный объем инвестиций на создание объектов промышленности и инфраструктуры по проекту Ангаро-Енисейского кластера обещает превысить 270 млрд. рублей. Общая стоимость железнодорожной трассы Кызыл–Курагино превышает 130 млрд. рублей. Для примера: в 2010 году на нее предполагалось потратить всего 4 млрд. государственных рублей. В 2012 году эта сумма выросла почти до 30 млрд. рублей.

Вместе с этим объем железнодорожных перевозок в денежном выражении постоянно сокращается – только по БАМу ежегодные потери составляют 4–6%. После кризиса сами российские железнодорожники отнесли проект БАМа в разряд неокупаемых, на поддержание которых тратятся больше средств, чем они приносят. Магистраль Кызыл–Курагино обещает привлечь до 10 тыс. новых рабочих мест. Судя по затратам на создание дороги, одно рабочее место будет обходиться более чем в $370 тыс. Стоит сравнить, что создание одного наукоемкого рабочего места в России стоит около $100–150 тыс.

По мнению заместителя генерального директора Центра политических технологий Алексея Макаркина, государство необдуманно использует средства Фонда национального благосостояния. Деньги из ФНБ также предполагается потратить на строительство еще одной очереди нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (его обустройство оценивается в 170 млрд. рублей, но итоговая сумма будет гораздо больше). Кроме того, государству придется в ближайшее время восполнять нефтяникам налоговый разрыв: сборы за добычу полезных ископаемых возросли в этом году с 1 января, а пошлины на экспорт сырья снизились лишь с 1 февраля. Правда, в этом случае ФНБ трогать не будут. Но чем быстрее истощится сам федеральный бюджет, тем быстрее правительство прибегнет к резервным фондам. В результате они быстро истощатся, а их восполнение находится под вопросом, полагает эксперт, в связи с этим государству необходимо в большей степени привлекать частных инвесторов, нежели залезать в свои резервы.

Николай Макеев
«Московский комсомолец»