Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.ru/article_4026.html
№24 за 1 октября 2013 года

Синдром отчаяния

Аналитический центр Юрия Левады опубликовал данные опроса о политических взглядах россиян, проведенного в августе 2013 года в сравнении с аналогичными данными за 2005 и 2011 годы. Выяснилось, что мы по-прежнему живем в стране, где большинство населения придерживается левых взглядов. При этом наблюдается рост «неопределившейся массы», которую составляют люди, разочаровавшиеся в собственных взглядах, но не готовые их пересматривать, а также «новые россияне», живущие в собственной, лишенной политической окраски реальности. Было опрошено 1601 совершеннолетних граждан, проживающих как в сельской, так и в городской местности, в 45 регионах страны.

Оказалось, что число Россиян, исповедующих определенно левые взгляды (коммунисты, социал-демократы и аграрии), за последние 8 лет сократилось на 12% и теперь составляет 65%. Среди этих трех групп уверенно лидирует утопическая социал-демократическая модель, определяемая Левада-центром как социальное государство в условиях «свободного рынка» (как вы это себе представляете?). Правда, их тоже стало меньше: процент евросоциалистов упал с 39% в 2005 до 34% в 2013 году. Число коммунистов колеблется незначительно вокруг значения в 17%. А вот лагерь сторонников государственной поддержки сельского хозяйства значительно поредел с 21 до 15%.

Отдельную группу представляют собой национал-патриоты, сторонники соблюдения интересов русского народа. Их стало меньше: было 14%, стало – 9. Более чем на треть. Эта цифра выглядит несколько странно на фоне сообщений о растущей ксенофобии и все более серьезных миграционных проблем.

Еще одна группа, члены которой умудряются практически ничего не сказать о своих политических взглядах – группа сторонников «твердой руки», то есть сильного политического лидерства, сконцентрированного в одной харизматической личности. Кого они хотят – Сталина или Пиночета? Ким Чен Ына или Ли Куан Ю? Диктатор или авторитарный лидер может двинуть страну в каком угодно направлении.

Ну и наконец, сторонники либерализма, которыми, с точки зрения экспертов Левада-центра, являются поборники укрепления института частной собственности и развития рыночной экономики. Это необходимые, но не достаточные условия для того, чтобы отнести эту группу к правому флангу политического спектра. Скажем так, это расширенный правый спектр: от консерваторов до правоцентристов. Так что же с ними? К сожалению, их количество тоже снижается: с 12% в 2005 году до 9% в 2013 году.

Набирает популярность позиция политического агностицизма: если в 2005 году люди, не сумевшие ответить определенным образом на вопросы Левада-центра, набирали 14%, то к 2013 году их численность уверенно выросла и достигла 22%.

Как вы опишете состояние человека, который не знает, какими должны быть обои в его квартире, которому все равно, холодно в его доме или тепло, и насколько хорошо закрывается дверь? Не нужно быть специалистом в области психологии, чтобы сказать, что такой человек не собирается здесь жить. Это синдром отчаяния.