Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.ru/article_3805.html
№8 за 21 мая 2013 года

Руслан Байсаров расставил проекты по углям

Руслан Байсаров расставил проекты по углям

«Ъ» стали известны детали планов Руслана Байсарова по разработке одного из крупнейших в России Элегестского угольного месторождения. К 2016 году подконтрольная бизнесмену Тувинская энергетическая промышленная корпорация (ТЭПК) хочет довести уровень добычи до 5 млн. тонн угля в год, затем – до 15 млн. тонн. Общий объем вложений с учетом железной дороги, морского терминала и электростанции в Туве составит $9 млрд. ТЭПК надеется на кредиты ВЭБа и Сбербанка, сама готова финансировать до 25%. При текущих ценах на уголь проект может окупиться за 20 лет, но потребление угля в России падает, и ТЭПК будет сильно зависеть от экспортных рынков.

Сегодня Тувинская энергетическая промышленная корпорация Руслана Байсарова получит лицензию на разработку Элегестского угольного месторождения с запасами около 1 млрд. тонн коксующегося угля (ТЭПК была единственным претендентом на конкурсе 26 апреля). Как рассказал «Ъ» сам бизнесмен, ТЭПК намерена добывать на месторождении более 15 млн. тонн угля в год, на этот объем компания будет постепенно выходить с 2017 года по завершении строительства железной дороги Элегест–Кызыл–Курагино. По условиям лицензии, выход на проектную мощность должен состояться в течение шести с половиной лет, то есть к ноябрю 2019 года.

Элегест может стать вторым крупнейшим проектом по добыче коксующегося угля в России после разработки «Мечелом» Эльги, где к 2018 году планируется добывать 18 млн. тонн угля в год. Разработка Элегеста должна начаться уже в 2013 году (планируется добыть 200-300 тыс. тонн угля), к 2016 году ТЭПК рассчитывает выйти на добычу 5 млн. тонн угля, которые будет перевозить автотранспортом. В проектирование и строительство ГОКа ТЭПК планирует вложить 45 млрд. руб. Инвестиции в железную дорогу Элегест–Кызыл–Курагино (410 км, должна соединить месторождение с Транссибом) оцениваются в 195 млрд. руб., ее пропускная способность составит до 27 млн. тонн в год. Соглашение о строительстве ветки ТЭПК подписала в феврале с Минтрансом, правительствами Тувы и Красноярского края. Руслан Байсаров говорит, что ветка позволит перевозить также уголь с разрабатываемых в Туве месторождений «Северстали» и Evraz (мощности их проектов после 2018 года – 7 млн. и 7,5 млн. тонн угля в год соответственно). Раньше компании рассматривали возможность консорциума для строительства железной дороги, однако в конце 2012 года отказались от этой идеи.

По словам господина Байсарова, в строительство ГОКа и железной дороги ТЭПК сама намерена вложить 25% средств и привлечь кредиты под госгарантии. Предварительные переговоры проведены с ВЭБом и Сбербанком, детальные начнутся в августе. В Сбербанке и ВЭБе отказались от комментариев, но источник, близкий к госкорпорации, подтвердил факт переговоров. Для строительства порта и ТЭС также будут привлекаться заемные деньги, но пока нет определенности, в каких пропорциях и у каких банков, пояснил «Ъ» представитель господина Байсарова.

Руслан Байсаров говорит, что ТЭПК будет экспортировать уголь в Южную Корею, Китай и Японию, а в перспективе – в Индию. По словам бизнесмена, уже прошли переговоры с рядом китайских и южнокорейских потребителей. Господин Байсаров участвовал в российской делегации, посетившей Китай в апреле, добавил собеседник «Ъ», знакомый с ее составом. Для экспорта угля ТЭПК за 15 млрд. руб. построит к 2017 году терминал в порту Ванино мощностью перевалки 15 млн. тонн угля в год (первая очередь на 3,5 млн. тонн будет запущена в 2015 году).

Кроме того, «для обеспечения функционирования месторождения и ГОКа, а также снабжения теплом населения Тувы» ТЭПК построит в республике угольную ТЭС мощностью 200 МВт, рассказал господин Байсаров. Вложения оцениваются в 9 млрд. руб., ввод в эксплуатацию намечен на 2016 год. Годовые потребности станции в угле составят 200 тыс. тонн, поставлять его будет сама ТЭПК, так как в запасах Элегеста есть 15 млн. тонн энергетических углей. Местные власти не раз просили крупных инвесторов, приходящих в республику, построить новую станцию вместо единственной в столице старой и проблемной Кызылской ТЭЦ. Участники рынка рассказывали «Ъ» в марте, что тувинские власти инициировали внеплановые проверки Росприроднадзором выполнения условий лицензионных соглашений у работающих в республике структур Evraz, «Северстали» и En+, чтобы подтолкнуть компании к постройке ТЭС. Теперь решать энергетические проблемы Тувы будет ТЭПК.

Общие вложения ТЭПК в Элегестский проект, таким образом, составят около $9 млрд., которые компания планирует окупить за 15 лет. Олег Петропавловский из БКС считает более реалистичным срок окупаемости 20 лет, если оценивать проект исходя из текущих цен на уголь. В Туве качественный уголь, который требует минимального обогащения, отмечает аналитик, поэтому себестоимость добычи низкая. Так, «Северсталь» прогнозирует ее на участке Центральный Улуг-Хемского бассейна на уровне $20 за тонну. Получается, себестоимость продаж угля на условиях CFR в Китай у ТЭПК может составить $115, если везти уголь к Транссибу автотранспортом, и $70, когда будет построена железная дорога. Это 30% рентабельности даже в первом случае, ведь сейчас цены подобных контрактов достигают $150 за тонну, говорит господин Петропавловский. Но, добавляет он, ТЭПК будет полностью зависеть от высококонкурентных экспортных рынков, ведь потребление коксующегося угля в России будет, скорее всего, падать за счет перехода на новые технологии, позволяющие снизить расход кокса на четверть.

Анатолий Джумайло,
«Коммерсантъ»