Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.ru/article_3296.html
№3 за 28 августа 2012 года

Августовский педсовет

Как мы провели этим летом

Сочинение директора на школьную тему

...Общеизвестно, куда ведет дорога, выстланная благими намерениями. Именно ими диктовалось спешное принятие этим летом новых государственных стандартов образования для старшей школы. Их первое предъявление (еще до выборов) вызвало жаркие дискуссии и сопротивление профессионалов. Еще бы, ведь в качестве обязательных для изучения предметов в старшей школе оставалось всего шесть, среди которых физкультура, ОБЖ и «Россия в мире». Дабы не усиливать протестные настроения, принятие новых стандартов было отложено, а документ отправлен на доработку. Которая и была проведена, после чего без лишних обсуждений новые стандарты образования были утверждены.

Цели и задачи их внедрения благородны. Снизить учебную нагрузку старшеклассников (до сих пор они были вынуждены осваивать от 18 до 21 учебного предмета), дав им возможность сосредоточиться на изучении дисциплин, необходимых для поступления в вуз, в большей мере учитывать склонности учащихся. В новом федеральном госстандарте оптимальное количество предметов при учебной нагрузке не менее 30 и не более 37 часов в неделю не должно превышать 9–10. Отныне у старшеклассников появляется возможность выбора уровня изучения учебных дисциплин с разной степенью глубины и подробностей. Таких уровня три: базовый, профильный и интегративный. Базовый обеспечивает систематические знания по отдельному предмету. Профильный – углубленные знания, позволяющие подготовиться к последующему профессиональному образованию. А интегративный решает задачу общего формирования культуры путем освоения учащимися ключевых теорий, идей, понятий и фактов в рамках обобщенных курсов. Например, таких, как естествознание (физика, химия, биология).

Теоретически все выглядит безупречно. Тогда откуда тревога?

Волнения педагогов связаны с печальным опытом последних десятилетий. Слишком часто мы имели возможность убедиться в том, что дистанция между красивыми идеями и их реализацией огромна. В случае торопливого введения нового стандарта возникает масса рисков, способных дестабилизировать школьное образование. До тех пор, пока не будут разработаны программы, написаны учебники и методические пособия, подготовлены педагогические кадры, способные преподавать курс естествознания, его внедрение будет профанацией. Где те титаны возрождения, Леонарды да Винчи, способные на достойном уровне вести этот интегративный курс? Квалифицированный учитель физики отстал от развития биологии, биолог от современной физики, и тот и другой не следили регулярно за достижениями в области химии. Да, полное введение нового стандарта планируется к 2020 году. Но, зная нашу страсть к рапортам о досрочном выполнении планов партии и правительства, легко представить себе последствия.

Допустим, интегративный курс выбрали 40 учащихся, базовый – 10, а профильный – всего трое. Как осуществлять справедливую оплату педагогам в условиях подушного финансирования школы? Не получится ли так, что самый углубленный курс, требующий от учителей наибольшей отдачи и подготовки, окажется самым низкооплачиваемым? Подобные «мелкие» вопросы требуют четкого финансового обоснования. Нельзя бесконечно жить по принципу: главное – прокукарекать, а потом хоть не рассветай.

Но отвлечемся от презренной прозы, вернувшись к высокой идеологии. Среди предметов, обязательных для обучения в старшей школе, «Россия в мире» – тоже интегративный курс, объединяющий знания по истории, обществознанию, географии, культурологии и пр. Грандиозная задача, решить которую по плечу разве что группе академиков. Однако, боюсь, собрать такую команду не удастся – уж слишком по-разному видится ученым сам предмет изучения. Одни создадут печальный образ страны, бесконечно догоняющей цивилизованные государства, на почве которой с огромным трудом приживаются демократические ценности. Другие будут настаивать на необходимости клиотерапии нации (Клио – муза истории), целенаправленно формируя позитивный образ страны, наследницы великих побед. У тех и других найдутся аргументы и факты в свою пользу. А третьих вообще факты не интересуют. Их позицию откровенно выразил новый министр культуры: «Факты сами по себе значат не очень много. Скажу еще грубее: в деле исторической мифологии они вообще ничего не значат. Все начинается не с фактов, а с интерпретаций. Если вы любите свою родину, свой народ, то история, которую вы будите писать, всегда будет позитивна».

Мысль простая: долой историю – даешь пропаганду. Но именно она имеет все шансы привиться на древе нового интегративного курса. Учителям ведь легко ненавязчиво объяснить приоритетные задачи момента.

...В неожиданном месте я увидел наглядную модель подачи многоаспектного образа страны в мире в разные исторические периоды: шоу, открывавшее Олимпийские игры в Лондоне. Ни тени ностальгии об имперском величии, а вклад страны в развитие мировой цивилизации подан с подлинно английским чувством юмора, без надувания щек. Апофеоз шоу – гимн толерантности, он же гимн Великобритании, исполненный детьми-инвалидами.

Так мы провели этим летом...

Судя по всему, новый учебный год не будет простым. Но когда было по-другому?

Евгений Ямбург,
«Московский Комсомолец»