Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.ru/article_320.html
№3 за 30 января 2008 года

Кадры решают все

ЗАРАЗА В РОСПОТРЕБНАДЗОРЕ

В Тоджинском кожууне зарегистрирована вспышка вирусного гепатита «А» среди детей дошкольного и младшего школьного возраста. За период с 20 сентября 2007 года по 10 января 2008 года официально зарегистрировано 38 случаев. Для отдаленного и малочисленного кожууна – это крупная вспышка. В чем причина: плохая вода, нарушение санитарно-эпидемиологического режима, скученность в детских дошкольных учреждениях?

В целом инфекционная заболеваемость населения республики за последнее десятилетие – это самая запущенная проблема практического здравоохранения республики. Особое место в структуре инфекционных заболеваний занимает большая группа ОРЗ и грипп, куда зачастую медики относят все вирусные инфекции, которые не расшифровываются ввиду отсутствия лабораторных возможностей. А лабораторная диагностика имеет решающую роль в постановке правильного диагноза, лечения и организации противоэпидемической помощи населению.

В недавнем прошлом, противоэпидемическую помощь в системе практического здравоохранения республики обеспечивала многоотраслевая структура, куда входили служба санэпиднадзора, инфекционная, противочумная, антиспидовская, противотуберкулезная и дерматовенерологическая службы. Основным координирующим и контролирующим органом был республиканский центр Госсанэпиднадзора – ныне Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Тыва (далее Роспотребнадзор).

В прошлом единой системой довольно успешно боролись с массовыми инфекционными заболеваниями, удавалось их держать под контролем по мере сил и возможностей республиканского здравоохранения.

Истоки проблемы

В начале 90-х годов решением Правительства Российской Федерации служба государственного санитарно-эпидемиологического надзора была выведена из системы местного здравоохранения под федеральное подчинение и финансирование.

У всех российских регионов появились одинаковые трудности, но выходил из кризиса каждый своим путем. Легче было на тех территориях, где еще в советское время существовала развитая сеть диагностических лабораторий, центров, имелись профильные научно-исследовательские институты и ВУЗы с хорошо оснащенными базами и многочисленными квалифицированными кадрами: эпидемиологами, вирусологами, бактериологами.

А здравоохранение нашей республики в одночасье лишилось не только координатора в лице республиканского центра Госсанэпиднадзора (ГСЭН) с его опытными кадрами, но и всех диагностических бактериологических лабораторий в кожуунах, которые всегда существовали на базе санэпидслужбы. Они хоть и не могли обеспечивать диагностику инфекционных заболеваний на современном уровне и в полном объеме из-за маломощности и малооснащенности, однако все же обеспечивали частичную диагностику бактериальных и паразитарных заболеваний. Выйдя из состава местного здравоохранения, центры ГСЭН, а ныне ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» и Роспотребнадзор по РТ с лабораториями стали требовать оплату с лечебно-профилактических учреждений и населения за лабораторные услуги, за экспертизу и т.д.

Кроме того, республиканское здравоохранение лишилось единственного специализированного типового склада для хранения медицинских иммунобиологических препаратов, т.е. вакцин, сывороток, иммуноглобулинов и другого, которые требуют специального температурного режима хранения, так как склад находится на базе ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ».

Сейчас их главная задача – всеми правдами и неправдами получить внебюджетный доход от населения и индивидуальных предпринимателей. Это очень напоминает какую-то криминальную структуру из фильмов ужасов. Бизнесменов они «прокручивают» дважды – трижды. С первого раза почти никто не получает положительное заключение санитарно-эпидемиологической экспертизы, чаще – со второго или третьего «захода», а там «сроки» вышли и нужно снова платить. Этим мучениям нет конца...

Еще на начальном этапе разделения службы, с учетом сложности эпидобстановки по инфекционным заболеваниям, можно было все реорганизовать для пользы дела, забыв служебные и личные амбиции. Тем более, со службы Роспотребнадзора никто не снимал ответственности за эпидемиологическое благополучие в республике, как и с Минздрава. Просто время требовало новых неординарных решений застарелых проблем.

Нужно отдать должное Ю.П. Бахаеву, возглавлявшему в течение 28 лет (с 1971 по 1999 год) санэпидслужбу республики: при его руководстве, по крайней мере, не было такой кадровой «чехарды» и финансовых нарушений, как сейчас. Ю.П. Бахаев не игнорировал Министерство здравоохранения республики Тыва. Было налажено информационное обеспечение по заболеваемости инфекционными болезнями в разрезе кожуунов и о состоянии прививочного дела в республике. Сведения представлялись ежемесячно и аккуратно. Любые вопросы, направленные на снижение заболеваемости, на борьбу с инфекционными болезнями и другие, прежде чем выносить на уровень Правительства Республики Тыва, согласовывались с Министерством здравоохранения Республики Тыва.

Такая обстановка сложилась на начало 1999 года. Юрий Павлович не ожидал, что ему очень скоро и грубо предложат покинуть пост, без особых на то условий и причин.

Влиятельный покровитель и цена должности...

Для коллектива республиканского ГСЭН стало полной неожиданностью, когда в марте 1999 года главным врачом республиканского центра была назначена Любовь Маадыр-ооловна Ооржак.

Республиканский центр ГСЭН находится в ведении федерального управления, в связи с чем бурную активность проявил бывший Полномочный представитель Президента РФ по Республике Тыва Калиндуу Чадамбаевич Монгуш – фигура в нашей республике скандально известная. Это он внес определенную лепту в непопулярные меры Правительства по расстановке кадров, но это уже, как говорится, совсем другая история.

Конечно, при этом Калиндуу Чадамбаевич как всегда соблюдал не государственные, а частные, а если быть более точным, личные интересы – он выдвигал, отстаивал и защищал интересы своего «протеже» – Л.М. Ооржак, которая до этого работала в Пий-Хемском центре ГСЭН сначала рядовым врачом, затем главным врачом кожуунного центра с 1994 года. Она уже прославилась склочностью характера и постоянными распрями с сотрудниками райцентра. За десятилетие работы в кожууне каких-либо более положительных качеств не проявила.

Медицина – не колхозное поле, да и там, чтобы добиться успеха, нужно руководить с умом и знаниями, а не как вздумается. Тем более, что государственный санэпиднадзор (ныне Роспотребнадзор) – это система очень сложная, иерархическая, есть степени сложности и специфика работы в зависимости от масштаба деятельности центров: от кожуунного, городского до республиканского. Поэтому, от главного врача Роспотребнадзора требуются обширные знания многогранной деятельности всех звеньев службы и наличие опыта работы в масштабе республики.

При назначении Л.М. Ооржак главным врачом республиканского центра ГСЭН не были учтены все эти необходимые параметры требований. Под грубым натиском К.Ч. Монгуша согласились и в Правительстве, и в Москве. Практически никто, в том числе комиссия по кадрам при Президенте Республики Тыва, не знали ни деловых, ни человеческих качеств Л.М.Ооржак.

У коллектива никто не спросил. Представлять коллективу новоиспеченного главного врача пришел сам Калиндуу Чадамбаевич, который произнес речь, обильно приправленную угрозами в адрес бывшего главного врача и коллектива.

Спустя год с небольшим, заставив Ю.П.Бахаева пройти через унижения, Л.М. Ооржак вынудила его уволиться «по собственному желанию» из республиканского центра, как и многих других специалистов.

Такова цена назначения Ооржак Л.М. на должность главного государственного санитарного врача республики.

Когда покинул свою должность ее покровитель К.Ч. Монгуш, она коллективу откровенно и цинично заявила, что имеет других покровителей в правительстве республики и в Москве. Поняв однажды магическую силу выражения «покровитель», в дальнейшем она уже смело пользовалась этим прикрытием, не заботясь о том, что подводит должностных лиц, доверивших ей ответственную должность. Глава республики и господин Г.Г.Онищенко, первый заместитель министра здравоохранения Российской Федерации, покраснели бы, если бы могли знать, как их человеческое благорасположение используется в качестве прикрытия личных амбиций Л.М.Ооржак.

Власть развращает, бесконтрольность толкает на нарушения

Очень скоро сотрудники центра сначала с удивлением, а далее с возмущением стали свидетелями невероятной метаморфозы бывшего подчиненного из кожуунного звена, неожиданно получившей власть над ними.

Отсутствие умения работать с кадрами и элементарной человеческой культуры, недостатки этики уже ничем нельзя было прикрыть. За год работы она умудрилась издать 10 незаконных приказов о дисциплинарных взысканиях, состоялось 5 судебных разбирательств, где она проиграла по всем делам. Суть разборок – незаконное удержание заработной платы и отпускных, необоснованные переводы на другие виды работ неугодных работников. По всем фактам работники восстанавливали справедливость через прокуратуру, суды и трудовую инспекцию.

С учетом бесконтрольности за деятельностью главного государственного санитарного врача в республике, она в полной мере проявляет свои худшие качества: грубость, мстительность, амбициозность.

В центре очень скоро появились и «изгои». Последнюю категорию составляли ведущие специалисты, которые в течение первых двух лет пытались бороться и все покинули центр, после 2-х комиссий, которые приезжали из Москвы и Иркутска пытались примирить непримиримых.

Меж тем коллектив и система деятельности учреждения, призванные координировать и руководить обеспечением противоэпидемической помощи населению в очень сложных условиях, практически развалились.

Москва уже дважды отправляла комиссии. В первый раз с откровенным желанием помочь закрепиться главному врачу. Это можно понять.

Второй раз, осенью 2001 года, приезжие специалисты уже уезжали с большой тревогой. Предстоит третья проверка в текущем году.

Следует признать, что у Москвы хватает проблем более серьезных и масштабных, чем наша. Московским специалистам просто никогда не понять наши методы «отбора» и назначения на ответственные должности специалистов, не соответствующих им ни уровнем знаний, ни способностями.

Чувствуя безнаказанность и вседозволенность Л.М.Ооржак вершит дела как заблагорассудится, распоряжается судьбами очень ценных и нужных специалистов, окончивших ВУЗы страны по специальности «санитарно-гигиеническое» выбрасывают за порог, а ведь многие из них – одинокие женщины с детьми, для них увольнение – большая трагедия, так как в отличие от другой медицинской профессии врачам-гигиенистам очень трудно устроиться на работу в другой должности и в иной службе, а в такой отдаленной республике как наша – практически невозможно.

Более того, Л.М.Ооржак уяснила для себя одну важную истину: Тыва отдаленный регион, специалистам из Москвы, чтобы ехать сюда и проверять службу, нужно о-о-очень веские основания. А приезжим она устраивает такие приемы-проводы, подарки-подношения, что дух захватывает от щедрости. В результате специалисты, вместо того чтобы проверять работу службы, в большей степени концентрируют внимание на проверке работы здравоохранения, нежели на работе Роспотребнадзора. Прочтите внимательно любую справку и вы поймете. Между тем, Республика Тыва по всем вопросам потихоньку «катится» к самым проблемным территориям. Основная причина в кадровой чехарде – в большинстве кожуунах в местных подразделениях Роспотребнадзора, ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» работают и возглавляют их средние медицинские работники, не имеющие достаточного опыта и знаний по организации этой сложной работы.

Между тем мздоимство, разделение людей на «своих» и «чужих» до сих пор сохраняются. Любого работника ожидает наказание и кара, если донесут, что контактировал с ушедшими из службы бывшими эпидемиологами и другими специалистами. Но это до поры, до времени. «Справедливость когда-нибудь восторжествует» – невесело говорят работники, уволившиеся из этой родной, но ставшей для них чужой, службы.

Отдел по борьбе с негодяями
Окончание следует.