Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.ru/article_2637.html
№31 за 14 сентября 2011 года

Кто подставил Шойгу?

Кто подставил Шойгу?

Какой позор и импичмент ждал бы президента Соединенных Штатов, вздумай он выпустить собственный диск с фотографией на обложке и напутственным словом, внутри которого оказались бы песни Майкла Джексона или других, не менее именитых граждан своей страны. Его сочли бы сумасшедшим, а наследники тех, чьи произведения были присвоены, с удовольствием поспешили бы в суды за восстановлением своих прав и компенсацией. В той же неприличной ситуации оказалась бы Королева-мать, вздумай она переиздать альбомы «Битлз» с собственной фотографией и без всяких ссылок на авторов, наследников и их права. Никто бы не поверил, что «Yesterday» написан и спет ее Ее Королевским Величеством.

В Туве второй год подряд издается (и, видимо, так будет до конца века) странный перекидной фотокалендарь, на первой странице которого красуется портрет федерального министра Шойгу с напутствием, а далее на каждый месяц приходится по одной документальной фотографии прошлого и позапрошлого веков. Впрочем, составители не утруждали себя хронологическими соответствиями и какой-либо логикой, поэтому феодальная Тува соседствует с советской и даже современной. После арата, изучающего грамоту, перелистнув страницу, вы можете вдруг увидеть актера Юрия Соломина с Максимом Мунзуком, устроивших перекур на съемках «Дерсу Узала». Но все это ерунда по сравнению с тем, что у календаря-альбома, в предисловии которого сказано, что это подарок для тех, кто любит Туву, нет никаких выходных данных. Тираж, составитель, редактор, место выпуска – тайна, покрытая мраком. А ведь у фотографий есть автор, наследники его авторских прав, место хранения этих бесценных исторических документов. Не мог же Сергей Кужугетович быть личным фотографом дворянина и шпиона Минцлова, ездить с ним по Туве в начале прошлого века, фиксируя его встречи и перемещения?

Пару лет назад с идеей фотовыставки из Ермолаевского фонда Минусинского краеведческого музея носилась тогда советник, ныне вице-премьер по идеологии Дина Оюн, охотившаяся за негативами. По всей видимости, ее идея воплотилась в таком безобразном варианте, где попраны все права и музея, и Владимира Ермолаева. Не указано ничего об авторах, о хранителях, нет благодарности за содействие и участие в издании, за предоставленные работы, самовольно подписаны фотографии, например, ребенок с пиалой супа «быдаа», на которой отчетливо видна традиционная лапша, подписан как ребенок, поедающий тараа. Тараа – это просо и крупа эта сильно отличается от лапши. К чему подписи «Перед арифметикой на коленях»? Вряд ли Владимир Петрович Ермолаев сочинял эти сильно дамские по стилю литературные измышления к своим снимкам.

Если бы организатор провела исследовательскую работу, нашла потомков тех, кто был изображен, привела краткий исторический очерк, кто на снимке, когда он был сделан, и самое главное – указала на автора, поблагодарила музей за помощь, календарь, бесспорно, был бы лучшим подарком для всех. И идеологического вице-премьера правительства Тувы Дину Оюн можно было бы поблагодарить за работу. Но сегодня можно только задаться вопросом, кто подставил Шойгу? И кто сколько заработал на анонимных снимках для таинственного календаря? Я знаю пристрастие Дины Ивановны к печатной продукции и ее реализации, когда-то с ее подачи мы печатали в Москве календарь «Тува-онлайн» с нашими фотографиями, еще раньше она выпустила плакаты о Туве, идея не нова. Но впервые я вижу такое пренебрежение авторскими правами и законодательством. Сергей Кужугетович, есть большая надежда, что вы все-таки скажете спасибо Ермолаеву за его кадры, хотя бы в анонсируемом альбоме? Пусть его нет в живых, но автор-то он.

С. Монгуш
Livejournal.com