Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.ru/article_2500.html
№21 за 6 июля 2011 года

Закон сохранения бюрократов

Если где-то в одном месте убудет, то в другом прибудет

«Глава Тувы Шолбан Кара-оол подписал принятый парламентом закон о создании в республике Общественной палаты. Из республиканского бюджета 2011 года на это выделяется около 8 миллионов рублей. В правительстве Тувы говорят, что палата создается для «открытого обсуждения проблем региона», «общественного контроля за деятельностью власти», «защиты прав и свобод граждан».

Это случилось ещё в марте этого года, с тех пор глава республики назначил в Общественную палату шестерых «общественных деятелей» – представителей двух ведущих религиозных конфессий – Лопсанга Тхуптена и отца Вячеслава Дементьева, главного редактора газеты «Центр Азии» Надежду Антуфьеву, руководителя Союза потребительских обществ РТ Хонук-оола Монгуша, главу федерации профсоюзов РТ Людмилу Бурбучап и председателя общественной организации ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов Сагаан-оола Долгара. И теперь эти специально отобранные главой члены будут как бы отбирать себе в палату еще 19 человек из 57 кандидатов со всех районов республики.

В результате, по замыслу Шолбана Кара-оола, они будут «обсуждать проблемы региона», «осуществлять общественный контроль за деятельностью власти», «защищать права и свободы граждан». У вас не возникает от этой новости чувства дежавю? Что было у нас уже нечто подобное? Если нет, то прочитайте следующую цитату: «структура парламента позволит шире представить интересы жителей отдаленных и труднодоступных местностей Тувы, таких как Кункуртуг, Кара-Холь, Моген-Бурен и многих других, имеющих свои особенности социально-экономического развития; исполнительная власть является естественным оппонентом законодательной, и в этом плане верхняя палата будет являться своего рода сдерживающим органом между ними».

Если кто не понял, то речь идёт об обосновании создания Двухпалатного парламента в 2001 году.

«Двухпалатный парламент приведет к более устойчивому равновесию сил между исполнительной и законодательной властями, при котором власть одной палаты сдерживается второй палатой... Предполагаемая структура будет способствовать повышению качества разрабатываемых и принимаемых законов, так как в их принятии будут участвовать обе палаты; намечаемая структура разделит функциональные задачи парламента республики: осуществление нижней палатой сугубо законотворческой деятельности, а верхней – политической деятельности, так как принимаемые законы должны, в первую очередь, носить социально-экономическую направленность; формирование двухпалатного парламента позволит увереннее отстаивать интересы республики в отношениях с Федерацией, тогда как одно должностное лицо в полной мере не в состоянии осуществить это».

А вот чуть ли не один в один обоснование для создания Общественной палаты: «По мнению премьера, это [Общественная палата] придаст нашему до недавнего времени раздробленному гражданскому обществу определенную целостность и организованность. В диалоге власти и общества они станут чутким инструментом и барометром общественных настроений, площадкой для обсуждений по самым актуальным, социально-значимым проблемам, помогут в выработке оптимальных управленческих решений, обеспечат общественный контроль их реализации».

Что это? Для чего, после уничтожения одного аппарата, создается его же копия? Но копия ли? Палату Представителей избирал народ на всеобщих выборах, Общественную палату набирает Председатель правительства. Права и обязанности депутатов палаты Представителей были прописаны в Конституции республики, а права Общественной палаты ничем не гарантированы, кроме доброй воли чиновников от правительства.

Чем больше вглядываешься, тем больше в Общественной Палате видишь всего лишь уродливую пародию на Палату Представителей. Даже общее для обеих палат лицо Хонук-оола Монгуша, которого, вероятно, и прочат на должность старого-нового председателя, не добавляет картине реалистичности и правдоподобности.

В январе 2011 года «Левада-центр» опрашивал россиян на тему их отношения к Общественной палате России, сформированной в 2005 году. 30% респондентов заявили, что ОП – декоративный орган, не имеющий никакого влияния. 45%, выяснили социологи, вообще ничего об Общественной палате не знают, и лишь 13% говорят, что она обладает реальным политическим весом.

В правительстве даже не особо скрывают, что в Палату лишние люди не попадут – только специально отобранные. За этим проследят Аппарат и Канцелярия Правительства РТ. По каким-то, некому неведомым, критериям от Кызыла они уже практически выбрали главного редактора еженедельника «Плюс Информ» Эльвиру Лифанову – она набрала в правительстве 36 голосов. Она уже имеет опыт «защиты» простых граждан как член общественного совета при МВД РТ, а мы как боялись выходить по вечерам из дома, так и продолжаем это делать. Но, несмотря ни на что, скорее всего она будет представлять общественность нашей столицы. Какой «общественности» объяснять не нужно, также ясно и чьи интересы будет отстаивать этот «общественный» деятель – как говорится, «кто девушку кормит, тот её и танцует».

Только вот непонятно, что мешает редакторам известных изданий республики Антуфьевой и Лифановой на своих рабочих местах влиять на общественное мнение и контролировать власть? Станет ли Долгар, с длинным титулом председателя общественной организации, умнее и сильнее ещё от одного титула? Почему-то он никак не защитил права участников боевых действий на льготное получение земельных участков. Почему глава федерации профсоюзов Бурбучап уже сейчас не отстаивает права трудящихся? Она надеется, что получив еще одну должность в правительстве, ее слово будет весомее?

Кстати, на Людмиле Бурбучап остановимся поподробнее. В свое время именно она всеми руками была за принятие установление минимального размера оплаты труда без учета северного коэффициента. Ведь это именно она, как глава профсоюзов, организовывала отдых в детском лагере им. В.Дубинина, в котором недавно утонули две девочки. Это именно она должна была обеспечить профессиональную охрану в лагере, но решила сэкономить и в результате «сэкономила» на человеческих жизнях. На чем она собирается экономить в новой должности?

Остаётся только несколько незначительных вопросов: чьи проблемы будет решать Общественная палата? Как будет осуществлять контроль за деятельностью власти? Права и свободы каких граждан будет отстаивать? И, в конце концов, причём здесь общественность?

О. Шын