Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.ru/article_1768.html
№20 за 30 июня 2010 года

Коррупция и межнациональные отношения


Киргизия – Тува: Тревожные аналогии

КИРГИЗИЯ – ТУВА: ТРЕВОЖНЫЕ АНАЛОГИИ

У нас всё чаще поговаривают о киргизиации ситуации в Туве. Обоснованно ли это? Может ли Республика Тыва пойти по пути смуты, как это происходит в Киргизии? Вопрос непростой и сразу на него не ответить. Конечно, если бы Тува была суверенным государством, как Киргизия, революция наверняка бы состоялась. Но она даже нормальным самостоятельным субъектом РФ не является. И никакой самостоятельностью, за исключением воровства бюджетных средств, не располагает. К тому же в народе ещё есть вера в святого, либерального и порядочного Президента страны, который сможет навести в Туве порядок.

Конечно, это чистый наив. В России отсутствуют какие-либо взвешенные продуманные региональная и национальная политики. И в этом плане руководство страны при решении проблем в субъектах РФ наступает на те же грабли, как и во внешнеполитическом взаимодействии со странами СНГ. К примеру, что случилось в Киргизии? Взрывоопасная ситуация в среднеазиатской республике легко объяснима.

В феврале прошлого года правительство К.Бакиева под давлением Москвы заявило о намерении закрыть базу «Манас» и направило командованию базы уведомление о том, что оно должно освободить от своего присутствия территорию аэропорта не позднее чем через полгода. Под это решение Россия предоставила Киргизии двухмиллиардный заем плюс 150 миллионов долларов в качестве финансовой помощи. США со своими 150 миллионами ежегодной помощи выглядели скромно. Однако выселения американцев не состоялось. Договор аренды «Манаса» был продлён ещё на новых условиях: арендная плата была повышена с 17 до 60 миллионов долларов. Это соглашение истекает в начале июля.

Но мало того: в начале 2010 года Бакиев пожелал открыть у себя еще один американский военный объект – учебный центр в Баткенской области, что было воспринято в Москве как вызов. Поэтому в апреле пророссийские силы в Киргизии пришли в движение, и Бакиев был свергнут. Сразу же пошли разговоры о том, что американцев с базы всё же «попросят». Затем уже члены временного правительства Киргизии стали официально шантажировать США, требуя выдачи Англией сына Бакиева. Между тем коалиционные силы в Афганистане готовятся к генеральному наступлению в провинции Кандагар. В этой ситуации США просто не могут себе позволить потерять ключевой для снабжения войск объект.

Следует иметь в виду, что коалиционное правительство Киргизии неоднородно, порядок его работы не определен. Оно состоит из 14 самостоятельных, независимых друг от друга, людей. И там часто не могут договориться и придти к единому мнению. Нет целенаправленной единой политики.

Но главное в другом. Волна ненависти к бывшему президенту быстро трансформировалась в межэтническую гражданскую войну. Узбеки, русские и корейцы в одночасье оказались изгоями. А новая власть пылающей в огне республики оказалась к этому не готовой. И кроме призывов к России ввести миротворческие силы, других выходов из создавшегося положения не видит. По данным ООН, свои жилища покинули не менее 400 тысяч граждан Киргизии. Из них около 100 тысяч нашли приют на территории соседнего Узбекистана, остальные, так называемые «внутренние беженцы», перебрались в более спокойные районы внутри Киргизии.

Наверное, Путин хотел бы «поставить на место» «обманщика Бакиева». Но мщения пока не произошло – киргизского президента неожиданно приютил другой нацлидер – Лукашенко. Отношения с Белоруссией тут же испортились до такой степени, что Россия вдобавок к молочной войне объявила ещё и газовую, хорошо обкатанную с Украиной, войну. Но проиграла её. Лукашенко выручил 200 млн. долларов президент Азербайджана Алиев. К тому же Россия оказалась сама должной Белоруссии 260 млн. долларов за транзит газа в Европу. И теперь выглядит перед Европой ещё хуже, чем в случае конфликта с Украиной.

Путин вбрасывает в Киргизию всё новые и новые финансовые ресурсы, но ситуация не успокаивается. Последние сводки с юга республики больше похожи на фронтовые. Тысячи раненых, 100 тысяч пострадавших, до миллиона беженцев, в основном – узбеков. Россиян и русскоязычных пришлось эвакуировать силами МЧС РФ. Ситуация грозит гуманитарной катастрофой, поскольку не хватает продовольствия, воды и медикаментов. Официально руководство России отказывается посылать в Киргизию войска. Однако в СМИ просочились сведения, что по улицам Бишкека разъезжают военные славянской внешности в форме киргизских вооружённых сил... В этой ситуации совершенно очевидно, что большинство основных политических игроков ведут себя аналогично батьке Лукашенко. И Россию поддер­живать не собираются. Среднеазиатские республики, США и Китай выжидают, не ввязываясь напрямую в конфликт. И только Россия параллельно финансовой и гуманитарной помощи начала переброску военного контингента в Киргизию, мотивируя это необходимостью охраны российских объектов.

Следует отметить, что, де-факто признавая легитимность власти временного правительства Розы Отунбаевой, Россия создаёт такой же опасный прецедент, как в случае с признанием Южной Осетии и Абхазии. Фактически это является признанием права народа на бунт против власти, попирающей Конституцию и действующей против интересов большинства. Причём ни для кого не секрет, как происходила деформация отношения руководства России к изгнанному президенту Бакиеву. Он, как известно, пришёл к власти в результате революции. Был обласкан российскими властями и на российские деньги избран президентом страны подавляющим большинством населения. Казалось бы – живи и радуйся! Но как только его действия вошли в противоречие с основным спонсором, тут же был объявлен прохвостом и изгнан. Сейчас муссируются слухи, что он украл всю (или почти всю) финансовую помощь, полученную из России – 2 млрд. заёма и 150 млн.долларов США финансовой помощи. Его родственники объявлены вне закона.

Наверное, вряд ли кто будет спорить с предположением, что подобный вариант смены власти возможен в любой стране с населением в 10-20 млн. человек. Пока конфликт в Киргизии носит внутренний характер. И в него, кроме России, не втянуто ни одно государство. Даже США, невзирая на очевидную нужду в лояльности новой власти в Киргизии, в конфликт не «влазит». Чего не скажешь о нашей стране, для которой события в Средней Азии могут иметь серьёзные последствия.

Похоже, Киргизия имеет перспективу стать для России вторым Афганистаном и взрывоопасным фитилём во всей Средней Азии, если российское руководство не изменит подходы к решению своих геополитических проблем на постсоветском пространстве.

И в этой связи под тем же уклоном можно посмотреть на события в Туве, в которой при негативном варианте развития может произойти подобное. Отсутствие внятной национальной политики Кремля приводит к вымыванию здоровых сил в обществе. Горький опыт безоглядной поддержки Ооржака и его камарильи, судя по всему, ничему московских чиновников не научил. Власть в Туве вроде как поменялась, но подходы к решению кадровых и прочих проблем остались прежними.

Кто-то в Кремле полагает, что, кого бы они ни назначили руководить Тувой, он будет принят в Туве на «ура!». Ошибочный посыл, поскольку ставка на таких скомпрометировавших себя деятелей, как Кара-оол, Бичелдей или Вальков, не обеспечит решение актуальных для республики и федеральных органов власти задач. Криминализация власти, повсеместное воровство и сращивание правоохранительных структур, исполнительных органов власти и бандитов вызывает всё большее недовольство населения.

Сейчас следует признать: кризис власти, разразившийся в марте 2006 года, не разрешён до сих пор. Поскольку не решены проблемы, породившие кризис. Пока в Туве дело не дошло до палок, ножей и ружей, но кажущаяся относительная тишина обманчива. Надвигающиеся выборы тувинского парламента способны стать тем запалом, который вновь взорвёт ситуацию. И круче, чем это произошло осенью 2006 года – весной 2007. Публичное издевательство над парламентом, избранным народом, бесконечное заведение сфабрикованных СКП уголовных дел в отношении оппонентов исполнительной власти, рассыпающихся при внимательном и более-менее беспристрастном рассмотрении в суде, не может оставаться без ответа.

Тувинцы, конечно, достаточно миролюбивый и властебоязненный народ. Но бунт, наподобие того, что произошёл в Киргизии 7 апреля т.г., и в Туве вполне возможен. Не следует забывать, что у большого числа тувинцев киргизские корни. К примеру, у того же Бичелдея. И у всех, носящих фамилию Кыргыс. По сути, тувинцы своим менталитетом очень напоминают киргизов. Да и киргизов, как коренных, так и приезжих, в республике навалом.

А желающих подогреть настроение людей – хоть отбавляй. И дело даже не в оппозиции, которая, по мнению властей, спит и видит, как поднять окружение Кара-оола на вилы. В республике имеются интересы различных российских олигархов, которые хотели бы привести к власти в Туве своих ставленников. Те же «Межпромбанк», «РУСАЛ», «НОРНИКЕЛЬ», «ЕВРАЗ групп». По известным причинам серьёзную заинтересованность в ситуации в Туве имеют очень влиятельные в мире Китай, США и Турция.

В самой Туве медленно, но верно растёт недовольство планами России проложить железную дорогу в Туву, размыть преобладание населения титульной нации и присоединить неспокойную нищую Туву к относительно стабильному самодостаточному Красноярскому краю. И в этом плане позиция Кара-оола, являющегося проводником этих федеральных планов, становится для большей части населения Тувы неприемлемой. Тувинцы совсем не желают расставаться со своей, хоть и мнимой, но всё же государственностью. И это подогревается тем, что население постоянно обманывают, лишая социальной защищённости. И сокращение в этом году федерального финансирования республики более чем на 2 млрд. рублей – тому явное доказательство.

Бесконечные увещевания Ш.Ооржака в 2002-06 годах о грядущих позитивных изменениях в Туве и ожидающемся инвестиционном буме, продолженные в 2007-10 годах Ш.Кара-оолом, всем набили оскомину. В экономике республике никакого позитива как не было, так и нет. А вероятный приход в республику большого капитала окончательно добьет хиреющий малый и средний бизнес в республике.

Но Ооржак, по крайней мере, сам не воровал и никого не избивал. За него этим занимались его родственники. А теперь, не в пример ему, все видят, как правящая клика беззастенчиво набивает карманы, отбирая бизнес у других, натравливает на оппозицию недобросовестных правоохранителей и при попустительстве прокуратуры сращивается с бандитским сообществом. И в такой ситуации надежды наивных московских чиновников на чудо, которое может подарить им стабильность в регионе, кажется просто смешным. Даже если Кара-оолу и Чудан-оолу при федеральной поддержке удастся разместить в СИЗО всех оппозиционеров, останется население республики, хорошо осознающее, кто такие Кара-оол, Иргит, Бичелдей и Чудан-оол. И что они несут тувинскому обществу.

В распоряжении Кремля и «Единой России» аналитики ФСБ, ГРУ и многочисленных институтов и фондов. Наверное, по ситуации в современной Киргизии были написаны фолианты докладов с рекомендациями. Однако ход реальных событий показывает: решение о свержении режима Бакиева было непродуманным и чревато для России не только большими финансовыми издержками, но и утерей влияния во всей Средней Азии. Думается, ситуация в центральноазиатской Туве очень напоминает киргизскую.

И дело даже не в том, что в Туве Ооржак, а в Киргизии – Бакиев, покидая родину, каждый оставил землякам свою проблему, которая неразрешима до сих пор. Там для решения локальной проблемы устранения Бакиева была сделана ставка на узбеков. Но после того, как тот сбежал, киргизы и узбеки стали объединяться на почве исламского экстремизма, который гораздо опаснее режима Бакиева. И не только для Киргизии, но и для всей Средней Азии и России. В Туве, не решая проблему клановости, коррупции, воровства бюджетных средств и криминализации власти, ставят ситуацию «на уши» ради сохранения режима Кара-оола. При этом федеральные власти рискуют усилением раскола в тувинском обществе, плодят диссидентов и укрепляют ряды оппонентов власти. А это гораздо более серьёзнее, чем судьба одного не совсем порядочного человека.

И всё это происходит на фоне фактического признания Россией права киргизского народа на бунт. А чем хуже тувинцы? Федеральным властям нужно делать ставку не на обанкротившихся и потому послушных, близких им по духу, функционеров, а на здоровые силы общества. На настоящую, а не мнимую политическую элиту тувинского общества, пользующуюся доверием у населения. Не на коррупционеров, бандитов и казнокрадов, а на честных политических деятелей, доказавших свою искренность в служении родине. Пока, к сожалению, такого в подходах к решению реальных проблем не наблюдается.

Впрочем, делать выводы ещё рано. По некоторым сведениям, консультации по срокам и персоналиям перемен во властных коридорах Тувы подходят к концу. И мы достаточно скоро можем узнать, на ком остановил свой выбор Президент Д.Медведев. Хотелось бы надеяться, что на этот раз в список обсуждаемых кандидатур не попадут известные в регионе жулики и бандиты.

До встречи.

Кондрат Пчелкин