Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.ru/article_1613.html
№13 за 7 апреля 2010 года

О культуре тувинских культработников

О том, что внушительная делегация будет представлять культуру Тувы в Европе в 2010 году и что это мероприятие приурочено к Году Туризма, с радостью сообщалось во всех местных СМИ. На днях культурная делегация возвращается на родину. Как на самом деле прошло это мероприятие, мы узнали из Интернета от автора проекта Виктории Пээмот. (Печатается с сокращениями).

КАК НАЧИНАЛОСЬ?

Многие российские регионы лет 10 назад начали проводить презентации в других странах. У презентации могут быть различные цели: представление культуры региона, инвестиционных проектов. Основной целью этой презентации Тувы в Европе было привлечение потенциально заинтересованной аудитории в республику в Год туризма.

Я была автором идеи и разработчиком проекта презентации. И рада, что министерство культуры и туризма откликнулось на мое частное предложение. Советник министра Оюмаа Хомушку сделала проект возможным, добившись спонсорских денег от сенатора Сергея Пугачева. Он профинансировал автобус, который был арендован в Москве на все время поездки группы по всей Европе, с 26 февраля по 3 апреля. Кима Донгак, супруга министра культуры Вячеслава Донгака, поехала в качестве директора частного театра танца и костюма «Эдегей», но вдруг каким-то образом оказалась руководителем всей группы. Хотя формально руководителем и казначеем была представитель министерства Оюмаа Хомушку. В Польше внезапно выяснилось, что руководители обсчитались на 56 тысяч рублей еще в Москве. Мол, когда расплачивались с фирмой за аренду автобуса, сначала подумали, что сами обсчитали фирму, а потом, после размышлений, уже в Польше, через 10 дней, поняли, что не хватает 56 тысяч рублей из общей кассы.

ВОПРОС О ФИНАНСИРОВАНИИ

Такое мероприятие не провести на голом энтузиазме. Конечно, Туву не сравнить с Якутией, например, которая привозит на презентации в Европу сотни участников.

Тувинская презентация была внеплановым мероприятием, в бюджет министерства не было включено, пришлось выходить из ситуации разными способами. Музыканты были командированы учреждениями, подконтрольными министерству культуры, тувинской государственной филармонией и национальным оркестром. Шаманы поехали от общества «Адыг-Эрен», которые в прошлом году получили от правительства Тувы земельный участок под строительство шаманского центра.

Частный театр танца и костюма «Эдегей», как говорила мне Оюмаа Хомушку, также выразил желание участвовать в этом проекте исключительно на благотворительных началах. Поэтому, когда в середине поездки, в Берлине, госпожа министерша начала кричать, что она тратит на эту поездку собственные, личные деньги (а это было повторено несколько раз и мне пришлось записать ее эмоции на диктофон) было все перевернуто с ног на голову и ничего не понятно.

На вопрос об участии студии «Анай-Хаак», которая, по словам Оюмы Хомушку, спонсировала более 300 тысяч рублей на размещение группы в гостинице, супруга министра ответила, что помощь студии была небескорыстной и «Эдегей» должен каким-то образом отрабатывать эти деньги. Исходя из логики министерши, выходило, что средства, полученные от студии «Анай-Хаак», таким образом превратились в личные средства директора театра «Эдегей».

Мне не хотелось жить за счет министерской четы Донгаков, поэтому я предпочла уехать домой. В Берлине гостиницу я оплатила сама, в Вене российский центр науки и культуры предоставил нам жилье безвозмездно, да и в Польше госпожа Донгак сэкономила, уложив большую часть группы по 2 человек на 1 койко-место и отказавшись оплачивать последнюю ночь в гостинице Варшавы двум шаманам, музыкантам, представителям национального музея и мне.

ВОПРОС О КУЛЬТУРНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ

Обращение к зарубежным представительствам министерства культуры о сотрудничестве в таком формате, идея хорошая. Их цели совпадают с нашими – представление культуры народов многообразной России в зарубежных странах. Но, с другой стороны, необходима дополнительная работа по привлечению зрителя, так как аудитория российских центров специфическая, в основном, это наши соотечественники-эмигранты. Стоит выделить презентации в Польше, где пришли именно заинтересованные в тувинском шаманизме и хоомее. В Хельсинки горловики и шаманы были востребованы и вне официальной программы. Приглашены на частные мероприятия, как, например, ужин в кругу финских любителей горлового пения. Несколько десятков человек пришли на встречу с тувинскими шаманами, которая была организована в театре «Арки» в Хельсинки.

Наиболее насыщенной была программа в Польше. Стоит отметить, что нас принимал Государственный этнографический музей Варшавы, который основательно подготовился, распланировал мероприятия на все три дня с учетом того, что каждый день аудитории в музее разные: в субботу семьи с детьми, в воскресенье взрослые, среди которых много пенсионеров, в понедельник студенты и школьники. Для фотовыставки о Туве был предоставлен третий этаж музея, выставка была подготовлена при помощи сотрудников музея.

Но в самом начале был конфликт. Принимающая сторона ознакомила двух руководителей (Киму Донгак и Оюму Хомушку) с планом мероприятий, в котором был, например, мастер-класс по работе с агальматолитом. Выяснилось, что польский музей составил план на основе проекта презентации, а не окончательной программы. Работа была проделана, есть план, люди задолго записались на мастер-класс, закуплено специальное оборудование для работы с камнем. Почему так получилось? Представитель польского музея несколько раз звонила в Туву, в министерство культуры, но ни разу не застала Оюму Хомушку на месте и оставила свой номер телефона, просила перезвонить. Никто не перезвонил, в результате вышла путаница с планом и грандиозный скандал, в котором наши культурные работники, к сожалению, показали себя не с очень хорошей стороны: позволили себе разговаривать весьма эмоционально, на повышенных тонах. Такого в Европе не понимают.

Нам сказали, что тогда, может, все отменить? Пришлось уговаривать, что музей не виноват, что это наша вина и план можно подкорректировать и провести презентации. Кстати, 3 дня зал музея был полон, многие приходили все три вечера подряд. На мастер-классах также было много народа.

ВОПРОС ПРО МИНУСЫ

Минус основной: мало времени на подготовку, надо готовиться за год, тогда будет возможность охватить более широкий круг заинтересованных людей, организовать дополнительные мероприятия. По программе: шаманы и горловое пение – изюминка тувинской культуры. Они вызывают наибольший интерес.

Хотя интерес был бы и к этнотанцам. Но «Эдегей» представил только один танец, а остальное – это показ коллекции одежды, созданной министром культуры Тувы В. Донгаком. Коллекции красивые, но, согласитесь, это не суть тувинской культуры, тем более что мотивы одежды использованы со всей Азии, в том числе и музыка.

Кстати, я поняла на примере коллекции «Эдегей», что вопрос об авторских правах в Туве еще далек от правового решения. Если даже сам министр культуры республики использует вполне узнаваемые музыкальные композиции известных групп, например, группы «Трансмонголия» и не считает нужным хотя бы представлять автора музыки, использованной во время показа одежды.

Интерес к Туве есть, его надо поддерживать и развивать. В этой связи участники группы делали все, что могли и во время частных встреч: шаманы приглашали в будущий международный центр, музыканты на фестиваль, посвященный юбилею Кайгал-оола Ховалыга. А Кима Донгак звала в юрточный городок, на что с радостью соглашались жители Вены, не догадываясь, что и юрточный городок – это частный бизнес министерской четы Донгаков.