Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.ru/article_1540.html
№8 за 3 марта 2010 года

Бесправие и произвол

Фемида с выколотыми глазами

Президент России Д. Медведев взял решительный курс на очищение правоохранительных структур от всякого рода нечистоплотных сотрудников, от непрофессионального и безграмотного начальства. По телевидению, в газетах российские граждане могут наблюдать, какие разоблачения происходят в милицейских, прокурорских и судебных органах. Страна начинает ожидать ещё больших перемен, люди вздохнули, и у всех появилась надежда, что наконец-то государство взялось за самое трудное – очищение от оборотней. Но почему у нас, в Туве, до сих пор такая беспросветная тьма?

Почему у людей нет веры в справедливость закона, нет надежды на грамотных и верных клятве – служить закону и Отечеству – специалистов? Неужели инициативы российского Президента, его стремление к правовому обустройству общества – для тувинских служителей Фемиды это всего лишь пустые слова? Как бы то ни было, но у большинства жителей нашей республики создаётся именно такое впечатление. И не просто так нам кажется, что милиционеры, прокуроры, судьи просто смеются над Президентом России, а уж нашего прокурора Бухтоярова, квалификационную судейскую коллегию вообще за людей не считают. Люди говорят, что наши милиция и прокуратора, а вслед за ними и судьи – это особая каста людей, которые получают большое жалованье от государства, большие взятки от заинтересованных людей и творят беззаконие.

В нашей редакционной почте есть немало писем, в которых отчаявшиеся люди описывают ужасные случаи – такое не придумаешь даже для самого изощрённого фильма ужасов. На просторах тувинской правоохранительной системы триллеры и ужасы, увы, это повседневная обыденность. Я, по долгу своей журналистской деятельности, когда встречаюсь с авторами таких писем, всегда спрашиваю – а куда вы ещё не обращались? Может быть, вам лучше обратиться к...? Предлагаю самые разные инстанции. Но почти всегда слышу в ответ: куда мы только не обращались, но отовсюду приходят отписки, а Президент России далеко, у него на все безобразия не хватит сил и времени.

А есть ли надежда на то, что председатель тувинского правительства Ш. Кара-оол сможет помочь людям, пострадавшим от произвола милицейских чиновников, от прокурорского беспредела и судейского бездушия? Надежда, конечно, всегда есть. Недаром говорят, что «надежда умирает последней». Но, уважаемые читатели, мы научены горьким тувинским опытом, что надежда на справедливость умирает в одиночестве, а человек так и остается один на один со своей бедой.

В какие двери ещё надо стучать, в какую стену надо биться головой, чтобы высокое начальство устыдилось и убоялось? Чтобы наконец-то поняли – в России началась война с беззаконием в правоохранительной системе! Мне хочется провести журналистское расследование и на примере одного уголовного дела выяснить, как отреагирует на тувинское беззаконие Глава тувинского правительства Шолбан Кара-оол? Ведь он по прямому своему назначению должен самым первым поддерживать все инициативы Президента России Д. Медведева.

Я попрошу читателей набраться терпения и включиться со мной в это журналистское расследование. Дело, как мне кажется, будет нелёгким и долгим. Мы с вами не в одном номере газеты будем расследовать поведение милиционеров, следователей, прокуроров и судей. Это будет серия публикаций под названием «Фемида с выколотыми глазами». Глаза нашей тувинской Фемиде выкололи служители закона, о которых пойдёт речь в нашем сериале.


На самом деле, уважаемые читатели, дело-то уголовное оказалось вовсе пустяковым по своим последствиям для потерпевшего. Никакого материального, морального и физического ущерба никто не понёс, никто не пострадал.

В июне 2008 года в Овюрском районе у одного местного жителя «пропали» 11 лошадей. Сам местный житель – хозяин лошадей – в милицию не заявлял, ничего об этой «пропаже» не знал, потому что по своим делам уехал в то время в Кызыл. Лошади, как всегда, паслись в местечке Ак-Хем, где всегда и паслись, никакого злого умысла у лошадей не было – своего хозяина предавать они и не собирались. Но в это время в овюрской милиции надо было готовить полугодовой отчёт о проделанной работе, а с этим, как вы понимаете, очень строго. Надо в отчёте показать, сколько преступлений раскрыто, сколько бандформирований и преступных группировок уничтожено силами районной милиции.

Не берусь утверждать точно, какому овюрскому милиционеру первому в голову пришла гениальная мысль, но мысль такая родилась, и все от радости запрыгали: Ура! пропали 11 лошадей! – теперь мы сможем придумать уголовное дело, раскрыть преступление, расследовать его и отправить в суд!

За дело взялись с энтузиазмом! Засучили рукава и начали стряпать беззаконие! Овюрские милиционеры радовались, потому что им надо было отличиться на ниве борьбы с преступностью, а преступлений в районе почему-то было маловато.

Надо обязательно сказать, уважаемые читатели, что лошади, все одиннадцать, мирно вернулись на своё привычное пастбище. Но было поздно – милицейско-прокуроская машина закрутилась и под её колёса попали невиновные люди, которые сидят в СИЗО под следствием скоро уже как два года.

Следователь О. – самое ответственное лицо, которое, видимо, решило, что «преступление надо придумать». И она придумала, что 24 июня 2008 года с местечка Ак-Хем Овюрского района у гражданина Тулуша Василия самым бандитским образом угнали 11 лошадей. Следователь О., видимо, обладает прямо-таки великолепным режиссёрским талантом – она придумала, что табун угоняли 4 разбойника, на лицах их были маски, они стреляли из оружия и потрясали ножами. Как в лучших голливудских боевиках – начали искать разбойников.

Следователь и оперативники долго не думали и придумали, что основным свидетелем преступления будет Тулуш Аким. Но кто такой Аким Тулуш? Уважаемые читатели – это самое интересное в нашем сериале. Потому что Аким – больной человек, недееспособный, не умеющий даже своё имя написать. Мать Акима, говорят, когда-то научила своего бедного и больного ребёнка распознавать букву «А». Вот и всё, на этом образование Акима и завершается. Он не в состоянии воспроизвести в своей памяти даже собственной фамилии, не то что имена, факты, детали, числа, сроки и тому подобные вещи. Умственно неполноценного и несчастного человека доблестный сотрудник следствия О. назначает основным свидетелем и строит всё следствие на «его показаниях». Как мне думается, никаких показаний этот больной человек и не давал вовсе. Просто ради отчётности следователь придумала весь этот боевик – фильм ужасов. И посадила невиновных людей.

Следующая серия в следующем номере.

Фр. Илансер