Популярно о наболевшем
Сергей Конвиз: Похоже, торг Трампа и Путина зашёл в тупик

Этого события ждали. Российское телевидение подогревало к нему интерес своими репортажами о передвижении на частном самолёте двух олигархов – внуков еврейских переселенцев из России в США Кушнера и Уиткоффа – для встречи с российским президентом Путиным. Хотя сам факт, что Путин предпочёл дипломатическую встречу частной, на которой предполагалось обсуждение деталей межгосударственного Соглашения об условиях мира в Украине, говорит о многом. На самом деле предполагался не столько диалог о мире, сколько некий торг, по итогам которого Трамп и Путин могли бы заключить некую сделку, предметом которой должен был стать раздел Украины. Таким образом, СВО, начатая Путиным под лозунгом «денацификации» и «демилитаризации», по истечении 1379 дней и ночей непрерывных боёв переродилась в тривиальный конфликт за территории. Путин теперь прямо, не смущаясь, говорит украинцам: или отдадите мне территории ДНР и ЛНР добровольно, или я их отвоюю.
«СДЕЛКА» ПРОШЛА УСПЕШНО – НА НЕСКОЛЬКО МИЛЛИАРДЕРОВ В МИРЕ СТАНЕТ БОЛЬШЕ...
И вот два американских бизнесмена летят в Москву торговать украинскими землями. Было интересно, как на программе «60 минут» Скобеева с придыханием сообщала: частный джет Уиткоффа вошёл в воздушное пространство России, летит над Подольском и приземляется в аэропорту Шереметьево. Создавалось впечатление, что к Путину летят не два дельца, кормящиеся у бюджетного корыта США, а сам посланец Божий, который несёт мир всей планете. Однако в итоге, как в той пословице, «гора родила мышь».
Путин сначала «промариновал» американцев в приёмной с 16 до 19 часов, а затем не вышел к прессе. Отдуваться пришлось его помощнику Ушакову, который вынужден был сообщить, что в течение пятичасового разговора даже обсуждения конкретных условий мирного договора не случилось: «Мы не обсуждали конкретные американские предложения, а обсуждали суть того, что заложено в эти американские документы».
Хотя никакой особой неожиданности в таком исходе широко разрекламированной встречи Стива Уиткоффа и Джареда Кушнера, которых Ушаков назвал «этими двумя людьми», с российским президентом нет. Большинство экспертов именно такой пустой итог переговоров и предрекали. Не случайно на встрече не присутствовал министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, хотя Путин публично заявлял, что тот не появляется на публике, так как очень занят подготовкой встречи с американцами. Зато вместо него на встрече с российской стороны был другой делец – бизнесмен Дмитриев.
Впрочем, как говорится, «отсутствие результата – тоже результат». Он косвенно указывает на то, что в этой встрече упор был сделан не на дипломатическое решение проблемы мира, не на создание условий, предупреждающих подобные конфликты в будущем, а на извлечение прибыли высокими договаривающимися сторонами. Видимо, Дмитриеву и двум американцам предстояло выработать такой вариант, который бы принёс дивиденды всем бизнесменам, принимающим участие во встрече.
Что стороны расторговывали, как они торговались вокруг закулисного дележа Украины, достоверно неизвестно. Хотя, как приводил основоположник теории научного коммунизма Карл Маркс в «Капитале» фразу британского профсоюзного активиста Томаса Джозефа Даннинга, «нет такого преступления, на которое не пошёл бы предприниматель ради 300% прибыли». А делёж Украины – это в некотором роде даже как бы и не преступление, а некое околополитическое действо. И тут, как говорится, грех не подзаработать. Как известно, Россия – богатая страна. В ней есть чем поживиться заморским акулам бизнеса. Согласно сведениям Forbes Russia, за время СВО в России появилось 15 новых долларовых миллиардеров. Кроме того, ещё девять бизнесменов вернули себе это звание, преодолев планку в $1 млрд. Так что у Уиткоффа, Кушнера и Дмитриева, радеющих на ниве мира, демократии и согласия в Украине, личные перспективы вполне обнадёживающие.
ДИЛЕММА ТРАМПА: И «ПРЕМИЮ МИРА» ХОЧЕТСЯ, И СДАВАТЬ УКРАИНУ НЕЛЬЗЯ
Но на этот раз бизнесменам сторговаться с Путиным не удалось. Судя по всему, российский президент ожидал от посланцев Трампа чего-то большего, чем то, что они привезли. Или, может быть, «послы доброй воли» Трампа ожидали от России больших по стоимости благ, чем им было предложено.
Думается, что для Трампа интересы не только Украины, но всей Европы значат совсем немного. Так мало, что увидеть их можно только в микроскоп. И заключаются они в одном – он бредит жаждой получения Нобелевской премии Мира. Но она остаётся для него недостижимой целью до тех пор, пока на Украине не наступит мир или хотя бы перемирие. Трамп прекратил финансовую поддержку Украине, прервал поставки оружия, в том числе дальнобойного, грозит прекращением передачи ВС Украины разведданных. Тем самым он надеется «дожать» президента Зеленского, чтобы тот капитулировал.
Но окончательно разорвать связь с Украиной он не может по нескольким причинам. Первая состоит в том, что в западном мире сложился консенсус относительно того, что сегодня и на десятилетия вперёд Украина является демпфером обороны Европы от России. Без её вооружённых сил противостояние НАТО и России в Европе проблематично. При этом Трамп наверняка считает открытый конфликт Запада и России неизбежным. В этой связи он ввёл очень ощутимые санкции относительно основных поставщиков российской нефти. Тем самым он в ответ на критику лидеров европейских стран демонстрирует им, что как бы занимает принципиальную проевропейскую позицию. Однако он одновременно отодвигает от переговоров госсекретаря США Марка Рубио и спецпредставителя президента США по Украине Кита Келлога, которые, по мнению российской стороны, упрямятся и недостаточно лояльны к предложениям России. И потому вместо них в Москву летят олигархи, чтобы урегулировать с Путиным российско-украинский конфликт путём заключения сделки.
ИЗРАИЛЬ – САМ КУЗНЕЦ СВОЕЙ ПОБЕДЫ
Отвечая на критику, Трамп показывает, что Уиткофф и Кушнер на Ближнем Востоке добились согласия противоборствующих сторон на мир, это давало основание надеяться, что и в Украине они смогут добиться чего-то подобного. Но там ситуация совсем не такова, какой её представляет Трамп.
Во-первых, тот «мирный план» не был подписан ни палестинцами, ни Израилем. Во-вторых, прекращение огня в Газе продержалось всего несколько дней. И теперь там снова идут бои. В-третьих, ХАМАС не собирается слагать оружия и передавать власть Аббасу, а Израиль не думает выводить свои войска из сектора до тех пор, пока террористы не сдадут оружие и не уйдут из Газы. Но главное, на чём зиждется платформа Трампа – это неоспоримая победа вооружённых сил Израиля над антиеврейскими террористическими силами в лице палестинского ХАМАСа, ливанской «Хезболлы», иранских КСИР и проиранских хуситов. А Трамп, как известно, большой мастер принимать в любом споре сторону заведомо сильнейшего.
Единственное, что устраивало Израиль в плане Трампа – это освобождение заложников. Чего они и добились – заложники вернулись к семьям, тем самым развязав евреям руки для окончания войны с ХАМАСом. Из этой двухлетней войны, навязанной евреям мусульманским миром, Израиль вышел значительно укрепившимся в военном плане и с новыми территориями, обеспечивающими ему безопасность. Теперь во всём мусульманском мире известно, что Израиль располагает самыми эффективными в мире разведкой и военно-воздушными силами, способными выявлять местоположение и поражать противника с высочайшей недоступной другим точностью. При этом сплочённость народа Израиля перед мусульманской агрессией не мешает ему преследовать победителя в войне премьер-министра страны Нетаньяху, обвиняемого в коррупции.
ПУТИН ХОЧЕТ ПОЛУЧИТЬ ДОНЕЦКУЮ И ЛУГАНСКУЮ ОБЛАСТИ, А УКРАИНА – ПРОТИВ
Изначально американский план из 28 пунктов по прекращению боевых действий в Украине предполагал, что Луганская и Донецкая области будут признаны де-факто российскими, в том числе со стороны США, а Херсонская и Запорожская области будут поделены по текущей линии фронта. Украина, согласно плану, должна вывести войска из той части Донецкой области, которую сейчас контролирует, эта зона будет буферной и будет считаться российской. Кроме того, Украина должна закрепить в Конституции, что она не присоединится к НАТО, а НАТО обязуется не принимать Украину в альянс в будущем. Такой план корреспондируется с настроениями Трампа, который ненавидит Зеленского, ему нет дела до судьбы Украины в том ракурсе, если это не подрывает его положение в США. Опросы авторитетного в США агентства Геллапа показывают, что около 60% американцев выступают за поддержку Украины в возвращении занятых Россией территорий. А рейтинг доверия Трампу в стране продолжает снижаться и достиг уже исторического минимума в 32%.
Украина такой план приняла «в штыки». Она не только не соглашается на передачу России не завоёванных ею территорий, но и не соглашается на добровольное сокращение вооружений и отказ от вступления в НАТО. Российские пропагандисты заявляют, что к этому Украину принуждает европейцы. Однако опросы в Украине показывают, что до 70% населения Незалежной придерживаются такого же мнения. А его Зеленский игнорировать не может. Тем более, что он после окончания боевых действий намерен идти на очередные президентские выборы и победить на них.
После переговоров американских дельцов с президентом России Стив Уиткофф и Джаред Кушнер полетели прямо в Вашингтон, хотя ранее планировалась остановка в Женеве, где они должны были изложить о продвижении переговоров украинской стороне. Видимо, докладывать было нечего, и они вернулись домой не солоно хлебавши. Ни один пункт плана Трампа, привезённый в Россию переговорщиками, Путину не понравился. Поэтому Трамп в своём подходе к прессе про итоги этих переговоров ничего не сказал.
Достаточно многие считают, что у Трампа нет никакого плана по Украине, кроме капитуляции. Я так не думаю. Скорее всего, Трамп понимает, что у него нет на Путина особых рычагов давления. И он сейчас пытается любой ценой «заморозить» конфликт на Украине, выиграть время и дождаться, когда экономика России зайдёт в тупик и начнёт разваливаться. Вот тогда-то он, наверное, и планирует добивать Путина, используя Украину как плацдарм и работать на развал Российской Федерации по сценарию развала СССР. А тем временем Великобритания приняла решение передать Украине £8,5 млрд. замороженных активов России. Лиха беда начала. Следующий ход – за ЕС.
Сергей Конвиз
