Газета «РИСК»
Постоянный адрес страницы: //risk-inform.ru/article_10121.html
№14 за 21 июня 2022 года

Редакторская колонка

О чём молчит Сергей Шойгу

О чём молчит Сергей Шойгу

Подходит к концу четвёртый месяц «спецоперации» России в Украине. Ощутимых перемен пока нет. В Северодонецке, об окончательном взятии которого Кадыров сообщил ещё две недели назад, до сих пор идут кровопролитные бои. США и страны НАТО принимают новые решения о выделении Украине дополнительных видов современного оружия. Киев демонстративно посетили руководители Германии, Франции, Италии и Румынии. Они заявили о поддержке Зеленского и новой партии помощи Украине. На следующий день во второй раз с начала «спецоперации» Киев посетил премьер-министр Великобритании Б. Джонсон. Он предложил начать масштабную программу по подготовке украинских военнослужащих с возможностью обучения до 10 тысяч солдат каждые 120 дней и обсудил с президентом Зеленским гарантии безопасности Украины, в том числе поставки тяжёлого вооружения и систем ПВО. А также условия экономической поддержки.

МИФЫ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Тем временем в Петербурге проходило знаковое событие – 25-ый Международный Экономический Форум, официальный статус которого подчеркнул визит президента Казахстана К.-Ж. Токаева. Но особой радости его визит не принёс: он шокировал гостей форума заявлением, что «Казахстан не признаёт независимость Тайваня, Косово, Абхазии и Южной Осетии. ДНР и ЛНР он тоже не признаёт – это квазигосударственные территории».

Президент России В. Путин 17 июня тоже выступил с пространной речью, обрисовав свой собственный взгляд на дальнейшее развитие России, которое состоит из шести принципов: открытости, опоры на предпринимательские свободы, социальной справедливости, опережающее развитие инфраструктуры и достижение технологического суверенитета. Большинство авторитетных экспертов, не особо заморачиваясь сказанным, заявляют, что страна вряд ли сможет идти по этому пути. Они расценивают это заявление как пропагандистское. Такой путь развития, считают профессионалы, стал невозможен после 24 февраля 2022 года, поскольку страна находится в жёсткой изоляции от технологических и финансовых взаимосвязей с остальным миром. Потому в России вряд ли в ближайшее время появятся возможности для «опережающего развития инфраструктуры», «достижения технологического суверенитета» и уж тем более – обеспечения «социальной справедливости».

В подтверждение этого следом пришло сообщение из Калининграда – российского анклава, зажатого между Балтийским морем и странами Евросоюза. Губернатор Калининградской области А.Алиханов объявил, что «Литовские железные дороги» уведомили о том, что с 18 июня прекращают транзит поездов с санкционными товарами. А это до 50% грузов. Под запрет, в частности, попали строительные материалы, цемент, металлы и целый ряд других грузов, важных и для строительства, и производства.

Прибыла на форум и делегация из Тувы. Она подготовила стенд с новой редакцией проекта строительства железнодорожного сообщения Россия-Китай через Туву и Монголию. Актуальность этого проекта появилась после 24 февраля т.г. с введением санкций в отношении РФ. Теперь стало очевидным, что Запад для нас будет закрыт надолго, и все торговые возможности страны связывают с Китаем и Индией. Туда потребуется новый транспортный коридор. Правда, с Тувой конкурирует Бурятия, которая собирается расширить имеющееся сообщение с Китаем. Теперь решение вопроса – за Москвой. Если оно состоится в нашу пользу, то можно будет говорить о реальности развития горнорудной отрасли Тувы, в том числе угольной, её газификации, добыче и бутилировании питьевой воды, поскольку у Тувы появится огромный китайский и индийский рынки сбыта. Но об этом я постараюсь подробнее остановиться в следующих выпусках газеты.

РЕАЛЬНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

А тем временем ход «спецоперации» активно влияет на настроения в политической элите страны. Как сообщают некоторые наиболее откровенные СМИ, в России формируются как минимум три политические силы, отношение которых к событиям в Украине, мягко говоря, различны. Сообщается, что ведущей политической силой в настоящее время в России является так называемая «партия войны», в лидерах которой отмечают секретаря Совбеза Н.Патрушева, зампредседателя Совбеза Д.Медведева и первого заместителя главы администрации президента С.Кириенко. К этой группе относят также фигуры помельче – председателя Госдумы В.Володина и секретаря Генсовета партии «Единая Россия» А.Турчака, которые выступают с позиции необходимости «полной и окончательной победы» над Украиной. Им вторят пропагандисты главных телеканалов, призывая «дойти до границы с Польшей и Карпат».

Судя по всему, в настоящее время В.Путин склоняется скорее в сторону такой позиции, однако ситуация на фронтах настоятельно требует иных подходов. И Путин, видимо, колеблется между желанием «додавить» ВСУ или срочно перейти к переговорам, объявив перемирие. Массированные поставки западного оружия, которое в состоянии поражать цели на территории России, резко ухудшающаяся ситуация в экономике страны подталкивают его к размышлениям о втором варианте развития событий. Но окончательного решения он, судя по его речи на ПМЭФ, пока не принял.

Наверное, поэтому набирает силу другая провластная группировка в составе очень близких к Путину, весьма прагматичных людей, которые в силу своей деятельности не могут не осознавать тупиковость положения из-за самоизоляции России. В составе этой группы глава ВТБ А.Костин, руководитель «Ростеха» С.Чемезов, глава Сбербанка Г.Греф и олигархи братья Ковальчуки, которых условно можно назвать «партией мира». Все они уже находятся под санкциями, но надеются, что в случае возобновления переговоров между Россией и Западом возможно смягчение санкционного режима и восстановление международных связей. А это позволит России хотя бы частично вернуться на международные рынки технологий и финансов. В противном случае, полагают они, Россию ждут стагнация и застой, развал технологических и финансовых цепочек, дефицит товаров и обнищание. В этом плане примечательно заявление руководителя «Ростеха» С.Чемезова: «Замещать всё бессмысленно, экономически, этого не делает ни одна развитая страна в мире. Изоляция, в том числе технологическая, и попытка делать всё своими силами – путь в никуда». И это в то время, когда в стране продолжаются победные реляции и «глобальных успехах» в практике импортозамещения.

С Чемезовым трудно не согласиться. Как известно, санкции в отношении России начались не сегодня. Они стали реальностью с присоединения Крыма. О том, что из страны уедут или приостановят деятельность такие иностранные автомобильные гиганты, как Mercedes-Benz, BMW, Volkswagen, Ford, Рено-Ниссан-Мицубиси, такие технологические монстры, как Siemens-Bosch, Boeing и Airbus, Apple, Nokia, нефтяные компании ExxonMobil, Shell, BP и TotalEnergies SE, химические Henkel и другие было известно уже тогда. Но за восемь лет нашей промышленности не удалось провести революцию в импортозамещении. Российские заводы не смогли наладить производство наиболее массовых и сложных товаров, которые доставлялись из-за рубежа или производились в России на заводах, принадлежащих иностранцам. Это не случилось не столько потому, что у нас отсталая технологическая культура и высокая коррупция. Главная причина такого положения, о чём и заявил Чемезов, состоит в том, что «замещать всё бессмысленно», «этого не делает ни одна развитая страна в мире».

АВОСЬ, САМО РАССОСЁТСЯ?

Но есть в России и третья сила, которую называют «партией молчания». К ней относят таких весьма влиятельных государственных деятелей, как мэр Москвы С.Собянин и премьер М.Мишустин. Они наверняка могли бы повлиять на позицию Путина. Думается, что к этой группе людей можно было отнести большое количество известных персон. Даже смею предположить, что они могут составлять подавляющее большинство в правящей верхушке страны. Там и члены правительства РФ, и директора госкорпораций, и олигархи, и губернаторы. А также большинство сенаторов и депутатов Госдумы. Но они просто не смеют выразить свою точку зрения и принять чью-то сторону тех, кто за мир, и тех, кто за войну.

К слову сказать, к таким относится и наш замечательный земляк С.Шойгу. Казалось бы, министр обороны страны во время боевых действий – ключевая фигура, от мнения которого зависит очень многое. Однако ни из Минобороны, ни лично от министра Шойгу по ситуации в стране мы ничего внятного не слышим за всё время «спецоперации». Такое впечатление, что он так и остаётся всего лишь егерем Путина, сопровождающим его на отдыхе. Единственный раз, когда он публично появился на людях – это во время парада на Красной площади в Москве. Но парадная и холуйская жизнь генерала – это совсем не то, что требуется от него во время боевых действий за границей. А заявление Шойгу о том, что караваны с оружием из западных стран в Украину будут считаться законными целями, поэтому будут уничтожаться, так и осталось пустозвоном. Судя по обстрелам Донецка, караваны с оружием как шли в Украину, так и идут.

Скорее всего, не будучи ни по образованию, ни по призванию, ни по жизненному опыту профессиональным военным, Сергей Кужугетович где-то отсиживается, ожидая, что случится чудо, и наша армия и без его активного участия овладеет Украиной. Но потому, как развиваются события на фронтах, как «завязла» наша армия в боях за Северодонецк, такое ожидание Шойгу может затянуться на годы. И тогда финансово-экономическая и товарно-технологическая блокада России принесёт свои плоды. Тогда реально начнёт разрушаться монолитность российского общества. Реальная ситуация такова, что мы не только самостоятельно не в состоянии изготавливать такие сложные изделия, как чипы, автомобили или самолёты – Россия удовлетворяет свои потребности в красках только на 43%, а в обыкновенных железных гвоздях – на 30%. Никто не сомневается, что россияне проживут без продукции Coca-Cola или ресторанов McDonald’s. Наверное, немногие заметят отсутствие в магазинах дорогой брендовой одежды или обуви. Но ведь наша промышленность сегодня не в состоянии сама производить ни телефоны, ни телевизоры, ни даже утюги. Как с этим быть?

НАС НИКОМУ НЕ СБИТЬ С ПУТИ! НАМ ВСЁ РАВНО, КУДА ИДТИ...

Медленно, но верно, разгорается полемика вокруг целей «спецоперации». Многим недостаточно заявлений чиновников о том, что на Украине «всё идёт по плану». Этот «план», похоже, мало кто видел. Ну, наверное, только главнокомандующий Путин и министр обороны Шойгу. Может быть. Но в обществе большие сомнения в том, что в этом плане было предусмотрено, что часть Украины, в том числе такие города, как Мариуполь или Северодонецк, будут стёрты с лица вместе с теми уникальными металлургическими и химическими производствами. Что Донецк и Луганск будут бомбить так массированно, как не бомбили с 2014 года. А пресечь эти бомбёжки Шойгу будет не в состоянии. Как не в состоянии защитить от бомбардировок приграничные регионы России. Что жертв в российской армии будет столько, что эти сведения придется засекретить. Уж тем более маловероятно, чтобы в этом плане были предусмотрены меры, которые России придётся принимать в связи с тотальными санкциями Запада.

Скорее всего, этот план содержал уверения в том, что украинцы испугаются сообщений от Шойгу о 80-процентном перевооружении российской армии самым современным оружием и, узнав, что российская армия перешла границу, будут встречать Шойгу цветами, а не противотанковыми средствами Javelin, ПЗРК Stinger, установками РСЗО HIMARS и дальнобойными гаубицами М777. Думается, глубокомысленное, многозначительное молчание российского министра обороны Шойгу и отсутствие у него определённой позиции из тех трёх, что я описал выше, связано с тем, что, скорее всего, именно он и был тем лицом, который постарался убедить Путина не медлить и начать «спецоперацию» в Украине, рассчитывая на быстрый грандиозный успех. Который не оставит Западу никакой возможности экстренно перевооружить Украину и обеспечить её необходимыми финансами для продолжения сопротивления ВС РФ.

Наверное, поэтому Сергей Шойгу не появился в Туве на свой день рождения, хотя к этому у слияния двух Енисеев возле Кызыла было приурочено открытие статуи Будды, обликом напоминающую сестру министра и изготовленную то ли на средства мифического фонда, то ли на деньги, выведенные из бюджета Минобороны. Шойгу хоть и посредственный строитель и никудышный полководец, но человек осторожный. Он понял, что на фоне неудач в Украине ему появляться на публике, тем более среди своих земляков, коих погибло в Украине уже немало, будет неловко. И ему пришлось пропустить разрезание ленточки статуи, хотя, наверное, шаманы его убедили, что в этом случае перед ним откроются новые возможности. Так что церемония прошла без главного организатора торжества.

А теперь давайте попробуем прикинуть, что нас ожидает в ближайшем будущем лет через 5-10. Если Путин остановит военные действия на границе Донбасса, то России предстоит содержать население, которое там останется. А это несколько миллионов человек. Если представить, что «партия войны» настоит, и наша армия займёт всю Украину... Тогда России придётся содержать и восстанавливать огромную территорию и обеспечивать приемлемый уровень жизни для 30, а то 40 млн. человек. Нагрузка на 140-миллионную страну, находящуюся под международными санкциями в условиях технологической отсталости просто огромная. Можно представить, насколько упадёт жизненный уровень россиян. Но и уйти с позором из Украины мы не можем. Это может стать настоящим фиаско и для Путина, и для страны в целом. В общем, неопределённость остаётся. И я ещё вернусь к ней.

Всегда с Вами, Сергей Конвиз.