Газета РИСК
 Логин: Пароль:

   Регистрация
   Забыли пароль?
   Помощь
   Главная
Свежий
номер
 Архив
Архив
газеты
 Новости
События
в Туве
 Объявления
Куплю /
Продам
 Опросы
Наши вопросы,
ваши ответы
 Форум
Дискуссии,
обсуждения

Сообщение для всех: "Если у вас имеются проблемы с работой сайта risk-inform.ru, попробуйте воспользоваться сайтами http://risk-inform.com, http://riskinform.livejournal.com или http://vk.com/risk_inform"

pix
Навигация
Случайное фото
Бомжи отдыхают в центре Кызыла... Раздел: Родной край
Комментариев: 67
Исправь ошибку
Кто на сайте
Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.
Anonymous Гостей: 102
User Пользователей: 0

Связь установлена risk-inform.com
Anonymous Гостей: 22
User Пользователей: 0
вКонтакте
Твиттер



   
 
A- | A | A+ 12pt

№29, 28 августа 2002 года («РИСК»)


    Межнациональные отношения

В.БАГАЙ-ООЛ О ШОВИНИЗМЕ, НАЦИОНАЛИЗМЕ И РОЛИ БИЧЕЛДЕЯ

В настоящее время, к сожалению, очень мало публикаций о развитии межнациональных отношений в республике. Особенно осторожно обходит эту проблему правительственная пресса. Казалось бы, уж эти СМИ кровно должны быть заинтересованы в таких материалах. Ведь именно от деятельности правительства РТ в этой очень тонкой сфере, в конце концов, зависит состояние межнациональных отношений в Туве со всеми отсюда вытекающими последствиями. Чтобы восполнить досадный пробел наш корреспондент обратился с несколькими вопросами к политологу, члену Философского общества России Владимиру Бариновичу Багай-оолу.

Корр.: Владимир Баринович, состояние межнациональных отношений в нашей республике во многом зависит от уровня культуры межнационального общения и, следовательно, межнациональных отношений. Каковы особенности становления и развития межнациональных отношений в Туве?

В.Б.: Наша республика в этом плане среди российских бывших национальных автономий действительно имеет свои исторические особенности. Это, прежде всего, связано с более поздним ее вступлением в состав бывшего СССР и РСФСР. Суверенная ТНР лишь в октябре 1944 года стала составной частью этой огромной страны, когда как другие национальные республики (Татарстан, Бурятия, Якутия, Калмыкия и другие) уже несколько столетий находились в составе России. Поэтому мы можем утверждать, что у народов этих республик к тому времени уже сложились более и менее устойчивые традиции и культура межнациональных отношений, чего нельзя сказать, к сожалению, о нашей республике. И вот почему. Уже 58-ой год в республике идет процесс интенсивного общения между разными народами, в особенности между русскими и тувинцами. Но это всего лишь короткий миг в истории, и срок недостаточный для окончательного формирования культуры и традиций межнациональных отношений. Должно смениться несколько поколений. Особенно если учитывать тот факт, что до 1944 года не было такого уж интенсивного общения между тувинцами и русскими. Да и русского населения было очень мало, и общение это носило достаточно спорадический, случайный характер. Интенсивное общение между народами началось после открытия тувинско-советской государственной границы в конце 1944 года со всеми отсюда вытекающими последствиями. И уже тогда начали складываться некоторые традиции межнациональных отношений и формироваться культура межнационального общения в нынешнем нашем понимании. В настоящее время можно говорить о продолжающемся процессе их становления и развития. Этому процессу, к сожалению, не очень благоприятствуют объективные и субъективные причины. О чем идет речь? Речь прежде всего идет о мононациональности некоторых кожуунов, в особенности западных и южных, где практически не осталось русскоязычного населения, кроме, пожалуй, г. Ак-Довурака, п.г.т. Хову-Аксы. Совсем другая ситуация в г. Кызыле, центральных, восточных и северных кожуунах, где люди разных национальностей объективно общаются друг с другом, трудятся и отдыхают вместе бок о бок. Это все объективные причины. К числу субъективных причин можно отнести слабую целенаправленную работу по формированию традиций межнациональных отношений, воспитанию культуры межнационального общения. В советские времена этим делом худо-бедно занимались партийные, советские и даже профсоюзные органы. Сейчас складывается впечатление, что эти вопросы, как говорится, пущены на самотек. А этим теперь должны заниматься, прежде всего, руководители государственных органов, разных учебных заведений, школ, гимназий, лицеев, детских садов и, наконец, общественных организаций. И, что очень важно, должна быть принята специальная республиканская государственная программа по этим направлениям.

Корр.: В этой связи возникает вопрос о взаимовлиянии, взаимопроникновении и взаимообогащении различных национальных культур. Как идут эти процессы в нашей республике?

В.Б.: Вопрос очень интересный. Вся история человечества - это есть история взаимовлияния, взаимопроникновения и взаимообогащения различных культур. Одни культуры исчезали или поглощались другими, возникали на их основе новые, при этом проявляя их преемственность. Это объективный исторический процесс. Другое дело, когда речь идет о роли субъективного фактора в этом процессе. Здесь не должно быть искусственного ускорения и торможения. Именно этим грешила советская система, когда провозгласила в свое время партийную и государственную цель: формирование новой исторической интернациональной общности людей - советский народ. То есть искусственно стали ускорять процесс взаимообогащения культур разных народов. И в Туве были такие попытки. В настоящее время эти процессы в республике, на мой взгляд, идут более и менее естественно. Тувинцы используют в своем быту некоторые русские обряды, ритуалы, например, свадебные и похоронные, отмечают чисто русские праздники. И русскоязычные граждане отмечают тувинские праздники, например, Шагаа и Наадым. Все это никаким образом не влияет на так называемую национальную самобытность. Все должно быть естественно.

Корр.: Прошло уже 10 лет после тех печальных событий в Туве, когда было некоторое межнациональное напряжение. Как Вы оцениваете эти события?

В.Б.: Эти события, спровоцированные некоторыми местными национал-радикалами и отдельными русскими шовинистами останутся для нас серьезным предупреждением на будущее. Говоря об этих событиях, я всегда говорю о том, что они были связаны не столько с межнациональными, сколько социально-экономическими причинами. Вспомните то время. Это был период начала радикальных экономических реформ, так называемого первоначального накопления капитала, порой не совсем честным путем. Это был период суверенизации бывших союзных и автономных республик и, наконец, развала СССР. Все эти процессы не могли не проходить без имущественных, экономических, политических и личных конфликтов. И велик был тогда соблазн все это перенести на сферу межнациональных отношений. Пагубную роль, конечно, тогда сыграли некоторые бывшие советские и российские СМИ, которые иногда превращались в средства массовой дезинформации.

Корр.: Какова роль нынешнего депутата Госдумы России Каадыр-оола Бичелдея в этих событиях? Когда говорят о них, то обязательно вспоминают о бичелдеевском феномене?

В.Б.: Я Вам скажу так: роль К. Бичелдея в этих событиях, мягко говоря, сильно преувеличена. Обратите внимание, когда вспоминают про К.Бичелдея? Правильно! Когда идут какие-то выборы в республике. А потом забывают про него на время. До следующих выборов.

Корр.: Владимир Баринович, согласитесь, что на выборах разных уровней избиратели голосуют зачастую по, так сказать, национальному признаку, и потенциальные кандидаты на какую-нибудь должность учитывают этот фактор.

В.Б.: Да, я с Вами согласен. Есть такой момент. Но это только на первый взгляд. Проблема глубже и шире. Существует так называемый чисто психологический момент на выборах. То есть избирателю чисто психологически, на первый взгляд, кажется предпочтительным кандидат его национальности. Но кроме психологического, эмоционального моментов присутствует и так называемый рациональный, то есть осознанный момент на выборах. Это когда избиратель анализирует чисто деловые и человеческие качества того или иного кандидата, абстрагировавшись от национальности. От сочетания этих двух моментов и зависит окончательный выбор избирателя. А это, как Вы понимаете, зависит от уровня политической, демократической да и общей культуры человека. Вот поэтому и необходима целенаправленная работа в обществе по воспитанию нужного уровня этой культуры... Чтобы не быть голословным, я приведу пример с мэром нашей столицы А. Кашиным. Когда его избирали председателем администрации г. Кызыла, за него проголосовали очень много тувинских городских избирателей. Потому что поверили ему, его обещаниям наладить жизнь в нашем городе. Правда, тогда были и элементы протестного голосования против бывшего мэра и правительства РТ. Но все равно даже чисто арифметически, если бы за Александра Юрьевича голосовали одни русские, а точнее - русскоязычные избиратели, то он никогда не стал бы мэром нашей столицы. Та же самая ситуация может повториться и на предстоящих выборах председателя администрации столицы.

Корр.: А что такое национализм и шовинизм? Очень часто оперируют этими понятиями?

В.Б.: Я сознательно не буду Вам давать полное научное определение этих понятий. Чтобы было понятно и доходчиво читателям, ограничусь краткими определениями и конкретными примерами. НАЦИОНАЛИЗМ - это психология, идеология, мировоззрение и политика предпочтения одних наций другим, возвеличивания своей нации, разжигания национальной розни и расовой ненависти. Отмечу лишь о том, что национализм и расизм в самом общем виде бывают разных видов: белый (классический, европейский - "белые нации и раса выше всех"), желтый (китайский, например, во времена так называемой "великой пролетарской культурной революции" в 60-х годах ХХ века - "желтые нации и раса выше всех") и черный (африканская теория "негритюда" многолетнего руководителя Сенегала Леопольда Сенгора в 60-70-х годах ХХ века - "черные нации и раса - выше всех"). ШОВИНИЗМ - это крайняя, наиболее агрессивная форма национализма, выражающаяся в безудержном возвеличивании собственной нации, национальном высокомерии, пренебрежении к правам и национальным ценностям других народов, проповедь насилия и вражды в межнациональных отношениях. Следует особо отметить, говоря о шовинизме, о том, что - это национализм более крупной нации. Ведь мы не случайно говорим о великорусском, великодержавном шовинизме, так как русская является самой крупной нацией в России. Мы, например, говорим о великоханьском, великодержавном шовинизме в Китае, так как самый крупный народ в КНР - это ханьцы, то есть собственно китайцы. И по отношению к другим народам Китая. Таким как тибетцам, монголам, уйгурам, казахам и другим. Некоторые представители собственно китайцев (ханьцев) проводят великодержавную, великоханьскую шовинистическую политику. Это особенно ярко проявляется на территориях Внутренней Монголии, Синьцзянь - Уйгурского Автономного района и захваченного китайцами Тибета. Кстати, не будем забывать о том, что в Синьцзянь - Уйгурском Автономном районе Китая проживают издавна этнические тувинцы, как и во многих аймаках (районах) Внешней Монголии. В России носителями великорусской, великодержавной шовинистической политики являются следующие организации: "Скинхеды", русское общество "Память", "Национал - Большевистская партия" Эдуарда Лимонова и другие большие и маленькие шовинистические политические группировки. В нашей республике пока не видно явной и активной деятельности этих группировок, хотя и не исключено наличие отдельных их членов и эмиссаров. Во всяком случае, организационно и структурно они не представлены.

Корр.: А тогда можно ли говорить о тувинском шовинизме, Ведь тувинцы составляют все-таки около 70% всего населения республики? А это, согласитесь, подавляющее большинство. Или это - все же национализм?

В.Б.: В данном случае мы с Вами можем рассуждать чисто теоретически, так как явных признаков этого мы не наблюдаем. Чисто теоретически мы можем допустить потенциальный тувинский шовинизм, исходя хотя бы из-за того факта, что в рамках Тувы, строго в административных границах республики тувинцы составляют абсолютное большинство всего населения, а русские и представители других национальностей - около 30%. Как я уже говорил выше, шовинизм - это национализм более многочисленной, крупной нации. Но в масштабах России тувинский шовинизм, не дай Бог ему проявиться, будет квалифицироваться как тувинский национализм. Вот такие теоретические выкладки можно привести по Вашему вопросу.

Корр.: В настоящее время в Туве вопросы национальных отношений переданы Министерству культуры. Как Вы считаете; это правильный подход или не совсем? Ваше мнение?

В.Б.: Национальные отношения вообще имеют определенные аспекты. Например, политические и культурологические. Боюсь, что в Министерстве культуры РТ начнут увлекаться чисто культурологическими аспектами национальных отношений в ущерб политическим. На мой взгляд, политические аспекты национальной политики должны сосредотачиваться в Канцелярии или же в "головном" Аппарате правительства РТ.

Корр.: Большое Вам спасибо за интересные ответы и информацию.

http://risk-inform.ru/text/29/bagai.html

(1648 раз прочитано)

 
   
 Доска объявлений 
   
 
Другие материалы номера 29 >
 
   
   
 
Материалы по теме:

» Семинар-встреча в Фонде имени Конрада Аденауэра (№14, 18 июля 2003 г.)
» Коррупция разъедает государство (№3, 1 мая 2003 г.)
» Коммунисты Тувы разоблачают «коммуниста» Ш. Ооржака (№3, 1 мая 2003 г.)
» Почему правительственные СМИ Тувы проигрывают…? (№13, 2 апреля 2003 г.)
» Готовы дать показания (№12, 26 марта 2003 г.)
» Хочешь жить - не будь "бараном", или Психология "серости" (№1, 8 января 2003 г.)
» Очередной разлив желчи у потомка Чингиз-хана (№47, 25 декабря 2002 г.)
» Сумерки при свечах... Продолжение темы (№44, 4 декабря 2002 г.)
» БАГАЙ-ООЛ Владимир Баринович (№42, 20 ноября 2002 г.)
» Сумерки при свечах... Светлое ли это будущее? (№41, 13 ноября 2002 г.)
» Надо уважать выбор своего народа (№34, 2 октября 2002 г.)
» Комментарий к комментарию (№30, 4 сентября 2002 г.)
» "Технарь"-депутаты, или Куда идет наш народ? (№29, 28 августа 2002 г.)
» Религиозные отношения в Туве (№28, 21 августа 2002 г.)
» Религиозные отношения в Туве (№27, 14 августа 2002 г.)
Памятник первым русским учителям Тувы.
Комментариев: 34
Бичелдей - основатель националистического движения Хостуг Тыва

Материал входит в раздел тематического архива:

 
   

Только в нашей стране, чтобы ввести энергосберегающие лампочки, громят Саяно-Шушенскую ГЭС...

up Газета Внеклассно О нас Пользователи up
   • Свежий номер
 • Архив газеты
| 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 |
 • Тематический архив
 • Карикатуры
 • Юмор
 • Новости
 • Опросы
 • Календарь обещаний
 • Доска объявлений
 • Форум
 • Обратная связь
 • Статистика
 • Помощь
 • Регистрация/Вход
 • Добавить новость
 • Добавить фото
 
Материалы сайта предназначены для лиц 16 лет и старше. Ответственность за достоверность опубликованных материалов несут авторы. Мнение автора не всегда отражает точку зрения редакции. При полном или частичном использовании материалов, ссылка на газету «РИСК» обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «РИСКа» — risk-inform.ru
Для писем Лента новостей RSS Мобильная версия сайта Зеркало сайта
Страница газеты РИСК в Живом Журнале Страница газеты РИСК в Твиттере Страница газеты РИСК вКонтакте Страница газеты РИСК в YouTube
Борьба с неправдивой информацией о событиях в Украине Рейтинг@Mail.ru Счетчик PR-CY.Rank