Нужен ли нам такой балет?

СОМНИТЕЛЬНЫЕ «ПА» ДОНГАКА 

Однофамилец мэра Кызыла и чиновник мэрии Вячеслав Донгак вместо проблем культуры (за разрешение которых получает зарплату муниципального служащего) плачется в очередном номере «Центра Азии» в слабое женское плечо корреспондентки. Нет, не о том, как и чем столица встретит юбилей. Он «о своем, о девичьем»: нет-де у нас помещения, и не быть ансамблю «Эдегей», 850 детей окажутся на улице, как пить дать. Похоже, замглавы правительства клюнула на «шантаж» чистой воды, бросившись на защиту ЧАСТНОГО ФОНДА, пообещав выделение 1 млн. руб. и прочее государственное вспомоществование.

850 детей – это, конечно, мощно. Это больше, чем всё количество детского населения в иных селах. Это больше в четыре раза(!), чем обучается детей в Республиканской школе искусств. Только позвольте задать вопрос: какое может быть качество образования при таком количестве детей, обучающихся, не имея стационарного помещения?

А главный вопрос – сколько же с 850 родителей поступает денег Вячеславу Донгаку, упорно и противозаконно совмещающему пост госслужащего с должностью главы ЧАСТНОГО КОММЕРЧЕСКОГО фонда? Почему этих средств ему не хватает, – это его – частного предпринимателя – проблема, к которому карман государства непричастен. Не справляешься – снижай обороты и аппетиты. Бери 30 детей и учи их в небольшом помещении, на которое у тебя хватает средств, зато качественно. Чтобы другие хореографы не водили своих воспитанников на концерты «Эдегея» для наглядного урока, как НЕ НАДО держаться танцору: с болтающимися руками и ногами, «без спинки и головки», то есть как в художественной самодеятельности: куда хочу – туда верчу головой, кому хочу – тому улыбаюсь. Разнобой и самолюбование, где понятие «сценическая культура» ограничивается помадой, пудрой и гримом.

Вячеслав Донгак, получается, просто «человек эпохи Возрождения»: успевает ставить два юбилейных балета, возглавлять параллельно свой Фонд, ездить на гастроли, где-то там попутно руководить отделом культуры (дело непыльное и несложное). Где он сам тогда во всей полноте присутствия? Какой с него спрос и за что? За балет «Шопениана» или за «Дюймовочку»? За 850 детей (мы в ответе за тех, кого приручили за деньги)? За работу отдела культуры? За те закрытые наглухо и умершие клубы, кружки и секции, где должны учиться петь, танцевать и рисовать (бесплатно или за символическую плату) остальные дети города, чьи родители не в состоянии водить их в дорогие и частные школы вроде «Эдегея»?

Начнем с балета. Вместо приглашения профессиональных постановщиков на эту невиданную в Туве (и очень непростую из-за отсутствия танцующих, сохранивших профессиональные качества артистов балета) работу вызвался Вячеслав Донгак. Может быть, потому что постановщику обещана такая же сумма валютного гонорара, как целой волейбольной команде? Кто бы отказался эдак за 25 тысяч баксов «поставить» давно поставленный (еще в 1908 году Михаилом Фокиным в Петербурге) сорокапятиминутный спектакль? Привезли видеокассету «с балетом», включили, расставили сборную команду из студентов и самодеятельных танцоров, на первую линию – солистов (давно забывших стук пуантов, за невостребованностью такого диплома в Туве) и приступили к «постановке». «Руку влево, ногу назад, повторяем, как на кассете! И – раз...».

Если кто-то видел, как работают профессиональные коллективы, тувинский вариант «постановки балета» похож на известную историю, как учили солдат русской армии, призванных из деревень, маршировать: «сено-солома» вместо «ать-два-левой-правой».

Мучения продолжаются... На 10 августа намечена сдача. Станет ли Донгак делить награду с наследниками Ф.Шопена (чья музыка и имя использованы в постановке) и с наследниками великого русского артиста и М.Фокина (кто, строго говоря, и есть автор-постановщик, который должен поучить гонорар от правительства республики). Настоящими «неграми» в этой работе оказываются приглашенные преподаватели училища искусств, которым непосредственно приходится разводить «деревянные» ноги и руки исполнителей разного возраста и подготовки, нажимая до кровавых мозолей на кнопку видеоплеера. А означенный «генеральным директором Проекта» Вячеслав Донгак будет расшаркиваться на сцене с букетом цветов и получать награды вместо Фокина и «хореографических тренеров».

Супруга господина директора, числящаяся «продюсером Проекта», возможно, тоже получит свою порцию юбилейных аплодисментов. За этими главными героями в тени будет жаться кордебалет и солисты с ногами, натертыми от некачественных пуантов, изысканных продюсером неведомо по какой цене и где (но вполне прилично и солидно оформленных в статье расходов на Проект). Торжествам придет конец, а дорогущее напольное покрытие для балетного спектакля, пуанты, пачки и прочий инвентарь, скорее всего, останутся у генерального продюсера и генерального директора. Не будет же, в самом деле, правительство хранить их у себя до следующего 100-летия Кызыла. Частное предприятие получит царский подарок, который не снился ни филармонии, ни училищу искусств. А если еще госпожа «Замглавы правительства» подарит Вячеславу Донгаку под его нужды здание – республику можно смело переименовать в республику «Эдегей» президента Донгака.

САТ Ира