Об успехах шахматной сборной,
об образовании, жизни и о себе 

Начало в №8.

Продолжим беседу с доцентом кафедры математического анализа ТывГУ А.М. Борзенко.

– Какова связь между шахматами и образованием? Насколько внедрение шахматных уроков в школе в число обязательных было бы эффективным?

– Играя в шахматы, ребенок видит: игра ведется по заранее установленным правилам, которые не меняются в ходе игры. Играя в шахматы, ребенок приучается к тому, что должны побеждать ум, знания и талант, а не грубая сила. Дети учатся не только логически мыслить, но и осваивают различные алгоритмы. У них появляется комбинаторное мышление. К тому же увлеченному ребенку просто некогда развивать дурные наклонности: воровство, разбои, наркомания и т.д. Меня поражает: борясь с преступностью, мы не уделяем внимания спортивным секциям, тренерам. Нередко тренеры-фанаты отдельных видов спорта живут в крайней нищете. Во времена, когда СССР считался передовой шахматной державой, мы могли гордиться и нашим образованием. В последнее время в таких передовых странах, как Япония или Германия, отношение к шахматам изменилось в лучшую сторону.

– Как Вам удается совмещать увлечение шахматами с работой в ВУЗе и лицее?

– Люблю свою работу, студентов. На физико-математическом факультете ТывГУ прекрасная творческая атмосфера. Как и все в коллективе, стараюсь принести максимальную пользу студентам. Приятно, что ежегодно мои ученики занимают самые высокие места на республиканской олимпиаде по математике, являются призерами российских или международных научных конференций, выставок. Недавно мой ученик Женя Афанасьев занял 1-е место во Всероссийской научной конференции «Шаг в будущее» в Москве. В апреле этого года ученица 10 класса Азиана Шавыраа заняла второе место в секции по геометрии, VII научной конференции школьников «Открытие», проводимой в Ярославле.

– Как Вы полагаете, что мешает развитию шахмат и вообще созданию условий для интеллектуального роста детей?

– Боюсь показаться наивным, но скажу: детям как никому необходимо гражданское общество для гармоничного развития и барьеры для предотвращения криминальных привычек. И постоянные примеры из жизни, когда верховенствуют деньги и беспринципность над порядочностью и интеллектом, во благо не идут. Что мы видим в повседневной жизни? Продажность судов, беспринципность чиновников.

К примеру, еще в 2001 году коллектив ТывГУ выдвинул мою кандидатуру на присвоение звания «Заслуженный учитель РФ». Документы пролежали у ректора 2 года и были «утеряны». Кстати, также власти поступают и с журналистами. Ваша газета – одна из наиболее уважаемых. Но среди многочисленных номинантов я её не видел.

Остановить беспредел, который творится в судах России, можно не повышением зарплаты судьям, а наоборот, резким её сокращением. Тогда только судьи будут чувствовать что те, кого они судят, такие же как и они сами. И хотят жить по заранее установленным правилам, то есть по законам.

В самое ближайшее время необходимо провести чистку среди судей, особенно руководства. В обществе имеется достаточное количество молодых, порядочных и грамотных юристов, которые могли бы заменить многих судей. Более внимательное отношение к обращениям граждан помогли бы выявить причины, по которым судьи принимают необъективные решения. Совокупность мер понудила бы непорядочных судей добровольно освободить занимаемые должности.

Считаю, что указанное решение Президента еще больше удаляет его от народа, снижает его рейтинг.

Продолжение следует